Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:53, статья
Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.
Лаборатории не раз изменяли свое название и расширяли круг решаемых задач.
В этой связи нельзя забыть и о становлении головного подразделения в области исследования и расследования пожаров – специальной научно-исследовательской лаборатории (далее – СНИЛ) ЦНИИПО МООП СССР, созданной на основании распоряжения Совмина СССР № 2332-р от 30.09.1956 на базе пожарно-испытательной станции (ПИС) Управления пожарной охраны г. Ленинграда. В состав СНИЛ входил сектор исследования пожаров, возглавляемый долгое время Смирновым К.П. На СНИЛ были возложены и функции ПИС для гарнизона пожарной охраны г. Ленинграда. При реорганизации в 1978 г. СНИЛ в филиал ВНИИПО МВД СССР в филиале был создан отдел исследования пожаров, основной задачей которого с 2001 г. являлось научно-техническое обеспечение исследования и расследования пожаров.
С
самого начала становления государственного
пожарного надзора нормативно-
Нормативно-технический отдел ГУПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия.
Под руководством начальника отдела Рассадкина И.Д. было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.
В связи с интенсивным развитием нефтегазодобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса страны сотрудники отдела приняли активное участие в разработке противопожарных требований в нормативные документы на проектирование взрывопожароопасных и пожароопасных производств. Один из опытнейших сотрудников отдела Мишин В.Ф. в течение 20 лет работал плодотворно на этом сложном и важном участке работы. В последующем существенный вклад в развитие пожарной безопасности внесли Ларцев Г.А., Рафа П.И.,Молчанов В.П., Крючков В.Я., Колганов В.А.
Значительный вклад в период 70-80 годов прошлого столетия в развитие нормативно-технической работы наряду с учеными ВНИИПО МВД России внесли руководители и сотрудники Главного управления пожарной охраны МВД России Кошкин Ю.Н., Гаврилов A.M., Шевырев В.Т., Сафронов И.Л., Становенко А.С., Гудков А.С. и др. В это время была создана научно обоснованная система нормативных требований пожарной безопасности, реализованная в строительных нормах и правилах, ведомственных нормативных документах, ГОСТах и правилах пожарной безопасности.
Плодотворная работа руководителей и инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: с 1948 по 1958 год количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий, и других объектов в стране, практически не возросло и даже несколько снизилось с 62934 до 62279. При этом с 1951 по 1956 год в 1261 городе страны из 1566 не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.
Важным событием, отразившим отношение государства к профессии пожарного, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года об учреждении медали «За отвагу на пожаре». Этим решением профессия пожарного фактически признавалась одной из самых почетных и героических.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало их вступлению в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров CTIF (1958 год). И в этом немалая заслуга работы органов государственного пожарного надзора.
Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 году решение ГУПО об объединении функций предупреждения и тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалось на руководство частей и отрядов. Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях. На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. Кроме того, при экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем. Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников-профилактиков в области пожаротушения (в 50-е годы в училищах обучение курсантов проводилось по специализациям).
Наоборот, опыт работы объектовых пожарных частей и команд небольших городов показал возможность успешного совмещения в подразделении профилактики и пожаротушения. Безусловно, объекты в малых городах не выделялись сложностью технологических производств и разнообразием конструктивно-планировочных решений.
После либерализации общественно-политической жизни в стране и перестройки управления экономикой с отраслевого на территориальный принцип, в 1960 году произошло упразднение МВД СССР. Ряд министерств и управлений были переданы в союзно-республиканское подчинение. Функции пожарного надзора стали выполнять ГУПО, УПО МВД союзных республик, УПО, ОПО УВД автономных республик, краев и областей. Все это не могло не сказаться на последующем этапе работы противопожарной службы страны.
Снижение в стране темпов роста промышленного производства в 60-х годах на 65% (по сравнению с 1955 годом) сказалось и на пожарной охране. В целях «экономии» бюджетных средств было сокращено свыше 250 объектовых команд. Очевидно, не случайно, что именно на этот период вследствие снижения объема профилактических функций и быстрого реагирования на пожар на объектах приходится значительное возрастание количества крупных пожаров в стране.
В этой сложной ситуации, как и ранее в истории пожарного дела России, активизируется деятельность добровольных пожарных обществ и добровольных пожарных дружин. Еще до 1960 года во всех республиках за исключением РСФСР создаются эти организации. 22 августа 1964 года СМ РСФСР одобрил проект устава Всероссийского добровольного пожарного общества, которое частично компенсировало нехватку профессиональных пожарных и инспекторских кадров, особенно в сельской местности.
23 августа 1966 года на базе упраздненного МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР, одновременно руководствующее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел.
В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений, привлечения инженерно-технических работников к творческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности производств.
В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предупреждено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом. Только за счет внедрения пожарной автоматики от огня было спасено материальных ценностей на сумму более 3 млн. руб.
В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах промышленности, по совершенствованию работы государственного пожарного надзора.
Руководство Главка особое значение придавало более глубокому анализу возникших пожаров за длительный период за 5-10 лет. Это позволяло выявлять тенденции развития пожарной безопасности, как на ближайшую перспективу, так и на длительный срок. На основании аналитических материалов корректировались и разрабатывались научно-технические планы в области развития пожарной безопасности.
К началу 80-х годов ХХ века пожарная охрана России практически преобразовалась в действительно инженерную службу. В ее составе находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. работников военизированной пожарной охраны.
Исторический отсчет времени с начала деятельности органов государственного пожарного надзора специальных подразделений ведется с 1947 года, когда по решению правительства в составе ГУПО МВД СССР был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства. Начальником отдела, руководившим им до 1950 года, был назначен Смуров А.Н. (впоследствии он возглавил ВНИИПО, а затем ВИПТШ).
С первых дней отдел приступил к формированию специальных пожарных частей, которыми были взяты под охрану предприятия, научно-исследовательские учреждения и закрытые города, где велась разработка и создание ядерного оружия.
В дальнейшем, уже в 50-60-х годах, когда руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии, специальным подразделениям были переданы под охрану объекты атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии.
В то время, нормативная база в области пожарной безопасности подобных предприятий практически отсутствовала. Пожарная опасность технологических процессов производства новых видов военной техники и вооружения не была исследована. Сведения о пожарной опасности обращающихся веществ и материалов, способах их тушения были очень скудными. Все это приходилось компенсировать жестким контролем за соблюдением требований противопожарного режима.
Именно по этой причине, особое значение в тот период придавалось созданию органов государственного пожарного надзора, служебная деятельность которых должна была обеспечивать выполнение главной задачи, поставленной руководством страны - не допустить пожаров на предприятиях оборонного комплекса страны и следовательно обеспечить в установленные сроки принятие на вооружение новых образцов военной техники, необходимых для укрепления обороноспособности государства. И эта задача была выполнена.
Используя накопленный опыт, при их непосредственном участии, создавалась нормативно-техническая база, регламентирующая вопросы обеспечения пожарной безопасности на объектах военно-промышленного комплекса страны и их противопожарной защиты, разрабатывались правила пожарной безопасности, учитывающие специфику и особенности деятельности предприятий, внедрялись новые автоматические средства пожаротушения и огнетушащие составы.
Много сил и энергии подразделениям ГПН специальной пожарной охраны отдали Земский М.И., Литвинов И.К. Голованов В.А. Герасимов Н.С., Аксенов Н.А., Юрченко Д.И. Соколов В.М. Абрамов В.А., Кишкурно В.Т., Русак В.Ф., Борзов Б.А., Тощев Н.А., Сычев А.С. и многие другие.
В 1985 году появляется специальное направление по обеспечению пожарной безопасности атомных электростанций. Это время в стране характеризовалось мощным научно-техническим прогрессом в области создания новейших технологий производства.
В Главном управлении пожарной охраны МВД СССР образовано отделение атомных электростанций. Первым руководителем которого стал Михайлов И.А.. Становление подразделения осложнялось отсутствием достаточных исследований пожарной опасности технологических процессов АЭС, сведения о пожарной опасности веществ и материалов оставались крайне скудными. Нормативная база практически отсутствовала. Для обеспечения научно-технической поддержки в 1989 году во ВНИИПО МВД СССР был образован отдел «Пожарная безопасность атомных станций».
В последствии, с учетом накопленного опыта, была проделана значительная работа по созданию предпосылок для развития этого направления на законодательном и нормативно-техническом уровнях.
В Федеральном законе от 20.10.1995г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Указе Президента Российской Федерации от 21.01.97 г. № 26 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии», постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.1997г. № 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» и ряде других документов, достаточно четко отрегулированы вопросы обеспечения пожарной безопасности на АЭС.
Эти нормы полностью отвечают положениям международных стандартов, в них изложены принципы гибкого нормирования.
Руководящим составом и сотрудниками Главного управления пожарной охраны внесен ощутимый вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Несомненная
заслуга в становлении и
Информация о работе Государственный пожарный надзор (с 1927 по 2002 годы)