Государственный пожарный надзор (с 1927 по 2002 годы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:53, статья

Краткое описание

Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.

Файлы: 1 файл

история ГПН (1927-2002 гг.).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Сотрудниками государственного пожарного надзора проводилась активная работа по пропаганде пожарной безопасности среди населения, по повышению престижа профессии пожарного. С 1955 года возобновилось прерванное на время войны издание журнала «Пожарное дело». В журнале освещались не только профессиональные организационно-технические вопросы, но также публиковались литературные сочинения, отражающие работу пожарных.

     Массовым  тиражом стали издаваться плакаты, открытки, спичечные этикетки и другая агитационная продукция, разъясняющие опасность пожара и предостерегающие от неосторожного обращения с огнем. Появились фильмы, пьесы, другие литературно-художественные произведения, описывающие трудную, героическую работу пожарного.

     Благодаря умело продуманной пропаганде профессия  пожарного становилась престижной. Знаменитый писатель Николай Тихонов так художественно представил образ пожарного конца 50-х годов: «Из тихой незаметной фигуры «серого героя», как называли пожарного до революции, из почти комического типа «кума-пожарного» вырос образ современного, передового, советского человека, обладающего многими талантами, технически образованного знатока пожарного дела, вступающего в соревнование с лучшими мастерами, и этот сегодняшний советский пожарный является гордостью народа, и ему за его доблестные дела благодарны все советские люди».

     В 70-80 годы в ГУПО МВД СССР значительный вклад в развитие противопожарной пропаганды внесли Расчетин Г.А. – глубоко преданный профессии пожарного, обладавший талантом окружать себя творческими людьми, способными воспеть нелегкий труд пожарного от рядового до генерала, опытнейший Флотский Г.В., Сеничев Н.П., Вардамацкий А.Д.

     В последующие годы много сил знаний и энергии отдали делу пропаганды В.М.Севастьянов – признанный авторитет, организатор проведения первых тематических пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами, создания специальных программ и передач на центральных каналах радио и ТВ, высококвалифицированный специалист Макуха В.А., Замотаев Н.Г., Давыдов А.А., Абрамов А.В., Паскевич Д.В., Тимиргалеев О.А., Московских С.А.

     На  международном направлении успешно  трудились Большаков Е.К., Фокин  В.А., особую лепту внесла полковник внутренней службы в отставке Малиновская В.Н. 

     С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс.

     Социальные  проблемы населения выразились в  халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности.

     Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.

     Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.

     О необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично заявлять даже государственные служащие. Так, Ф.М. Демидов, заместитель начальника Главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами... Если не принять неотложных мер, то к 2000 году в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. человек... Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди развитых стран мира и превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травмирования людей) Японии – в 6,3 раза, Великобритании – в 4,5 раза, США – в 3 раза».

     Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту России. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над Россией.

     Реакцией  на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности». В нем излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. Тем не менее, стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг.

       С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась  возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, т.к. закон давал право ГПС организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности. В начале 90-х годов по инициативе ГУГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС.

       Усилиями  руководителей, возглавлявших в  этот период ГПС (Серебренников Е.А., Туркин Б.Ф.) и нормативно-техническое подразделение Главка (Кондрашин Ю.М., Татаров В.Е., Шаститко Е.П.), сотрудников (Орлов В.В., Сергеев Ю.Д., Ларцев С.Г. Бондарев А.А. Метелкин Г.А., Дубинин В.А., и др.) при активном участии руководителей и сотрудников всех заинтересованных подразделений (Молчанов В.П., Дешевых Ю.И., Гилетич А.Н., Левицкий Г.М. Земченок П.П. Коротких В.Ф., Обухова Н.Ф., и др.) была создана система нормативных документов по пожарной безопасности, содержащая наряду с противопожарными требованиями норм в области строительства (СНиП, ГОСТ и др.) более 130 норм пожарной безопасности, и разрабатываемая на общей методической и научно-технической основе, открытая для последующего развития и являющаяся одним из средств регулирования уровнем пожарной безопасности объектов защиты на стадиях проектирования и строительства.

      Кроме этого, система норм пожарной безопасности дала возможность развития других важных направлений деятельности ГПН (сертификация в области пожарной безопасности; испытательная база научных и учебных заведений, территориальных органов ГПС; территориальные нормы и правила пожарной безопасности и т.п.).

      Следует отдать должное активному участию в данной работе ВНИИПО МВД России (Копылов Н.П., Болодьян И.А., Пивоваров В.В., Матюшин А.В., Шебеко Ю.Н., Молчадский И.С., Ильминский И.И. и др.).

      Плодотворная  работа отдела со структурными подразделениями  Главка и ВНИИПО позволила за последние 13 лет значительно увеличить и улучшить нормативную базу на проектирование зданий и сооружений.

       В настоящее время отдел надзора  за особо важными объектами Управления государственного пожарного надзора  МЧС России, возглавляемый Бондаревым А.А. и Макеевым А.А., осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов управления государственного пожарного надзора на особо сложных, уникальных, критически важных для жизнеобеспечения страны объектах, а также принимает участие в нормативно-техническом регулировании в области пожарной безопасности при их дальнейшей эксплуатации, используя методы гибкого подхода к нормированию требований пожарной безопасности, внедрение системы оценки рисков.

     Несмотря  на некоторую стабилизацию роста  количества пожаров по сравнению с 1994 годом, в чем несомненная заслуга самоотверженной работы сотрудников государственного пожарного надзора, в 2001 году их произошло около 250 тысяч, а количество погибших людей составило 18,3 тысяч человек (в 70-е годы гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. человек: это был один из самых низких показателей среди  развитых стран мира)!

      Указом  № 1309 Президента Российской Федерации  от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

     С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.

Информация о работе Государственный пожарный надзор (с 1927 по 2002 годы)