Содержание государственного страхового надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:59, реферат

Краткое описание

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Орган страхового надзора, история создания………………………4
Цели и задачи государственного регулирования страховой деятельности………………………………………….……………………………..9
Правовая база государственного регулирования страховой деятельности………………………………………………………………..............11
Лицензирование страховой деятельности…………………….…….14
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Страхование СТРАНИЦЫ.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

           Содержание  

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Орган страхового надзора, история создания………………………4
  2. Цели и задачи государственного регулирования страховой деятельности………………………………………….……………………………..9
  3. Правовая база государственного регулирования страховой деятельности………………………………………………………………..............11
  4. Лицензирование страховой деятельности…………………….…….14

Заключение…………………………………………………………………….……26

Список  литературы…………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Деятельность  страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих  субъектов, так как нацелена на обеспечение  беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой  риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает  катастрофический характер, принося  крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в  этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху  научно-технической революции, усложнением  хозяйственных связей, ростом объемов  поступления страховых премий и  инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.

     Высокая доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме  этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к  конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой  идее воплощается в претензиях населения  к государственным институтам. Именно поэтому государство не может  находиться в стороне от страховой  деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

     Страховой рынок как часть финансово-кредитной  сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  обеспечения его стабильного  функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного  воспроизводства.

  1. ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
 

     В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка, которое  продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового  регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О  страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Госстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Госстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

     В целом развитие страхового дела в  России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии  к страховому рынку, затем последующей  национализацией и восстановлением  государственной страховой монополии  в советский период истории. Крупные  геополитические изменения, последовавшие  в связи с распадом бывшего  СССР, вызвали объективную необходимость  возрождения национального страхового рынка в России.

     Страхование в России имеет давнюю историю. К  началу ХХ века на российском страховом  рынке функционировало несколько  десятков страховых компаний, в том  числе и иностранных, которые  предоставляли страховые услуги по всем известным в то время видам  страхования. Более 100 лет назад, в 1894 году, т.е. раньше, чем во многих других промышленно развитых странах, было учреждено и российское ведомство  страхового надзора.

     Начиная с 20-х годов нашего столетия и  до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система  страхования была монополизирована, а ведомство страхового надзора  было упразднено. В этот период страхованием занимались органы государственного страхования, главным направлением деятельности которых было страхование населения, поскольку в условиях существования  общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным. В конце 40-х годов было создано страховое общество «Ингосстрах», имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности.

     Экономические реформы, происходящие в России, создали  реальные предпосылки для организации  новой системы страхования. Произошли  радикальные изменения в вопросах государственного регулирования   страхового дела: в конце 1992 года был  принят первый в российской истории  закон о   страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору  за страховой деятельностью. Решение  первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования  страховой деятельности привело  к созданию новых условий для работы страховых компаний.

     Любая страховая компания вправе осуществлять все виды страхования, за исключением, проводящих обязательное и добровольное медицинское страхование, которым иные виды страховой деятельности запрещены.

     Однако  наличие большого числа страховых  фирм отнюдь не говорит о большой  емкости российского страхового рынка. Основная масса страховщиков обладает уставным капиталом, не превышающим 100 тыс. долл. Причиной этого явилось  то, что на первом этапе страховые  компании создавались, главным образом, в форме обществ с ограниченной ответственностью путем объединения  частного капитала физических лиц. По мере расширения объема операций такие  страховщики стали испытывать недостаток собственных финансовых ресурсов, пополнить  которые можно двумя путями - либо за счет капитализации получаемой прибыли, либо привлекая внешних инвесторов. Однако страховая деятельность не является высокоприбыльной, особенно на начальном периоде функционирования фирмы, к тому же наличие конкурентов заставляет использовать предельно допустимые низкие ставки страховых тарифов, поэтому в последнее время многие страховщики либо преобразуются в открытые акционерные общества, либо иным образом привлекают внешних инвесторов. Одновременно увеличивается число компаний, прекративших свою деятельность.

     Представляют  определенный интерес основные направления  деятельности компаний. В последнее  время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:

     - обязательные виды страхования, а это, главным образом, обязательное медицинское страхование, составили 28% всех поступлений;

     - наибольший удельный вес занимает добровольное личное страхование - 53% поступлений;

     - на долю страхования имущества и ответственности приходится около 19% всех операций.

     Значительный  удельный вес операций добровольного  личного страхования в условиях высокой инфляции может вызвать  удивление, если не учитывать, что главным  образом это следствие популярности краткосрочных видов страхования  жизни.

     Что касается страхования имущества  и ответственности, то причин низкого  уровня развития этих видов страхования  несколько. Первая, и, по-видимому, главная, - недостаточные финансовые возможности  потенциальных клиентов. Вторая - отсутствие мотивов для заключения договоров  страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес  к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и  финансовых ресурсов для обеспечения  своей страховой защиты.

     Наименее  развитым в России является рынок  страхования населения. Имеющиеся  свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем  случае, хранить в банках.

     Хранение  в банках имеет смысл, поскольку  доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом  у физического лица не облагается.

     Таким образом, в условиях весьма значительных потенциальных возможностей российского  рынка страховых услуг потребности  национальной экономики и населения  в качественных страховых услугах  не удовлетворяются. Основное время  расходов по ликвидации последствий  природных и техногенных катастроф  ложится на государственный бюджет.

     Страхование же пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рынка.

     Определенной  проблемой является развитие перестраховочного  рынка: объем операций зарегистрированных в России около 30 профессиональных национальных перестраховщиков невелик (сумма принятой ими в перестрахование  премии не превышает 1% от объема собираемой премии по прямому страхованию). Ограниченность операций перестраховщиков главным  образом объясняется недостатком  опыта и финансовых возможностей. Прямые страховщики предпочитают перестраховывать риски друг у друга путем своеобразного "обмена", либо пользоваться услугами иностранных перестраховщиков, что  таит в себе определенную опасность, поскольку деятельность иностранных  перестраховщиков находится сегодня  вне сферы государственного регулирования.

     Существенным  препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск-менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.

     В условиях переходного периода ситуация в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для страхового рынка остается сложной. По мнению специалистов, одним из шагов  в решении настоящей проблемы была бы консолидация усилий страховщиков.

     Успешное  развитие страхового дела невозможно в условиях национальной самоизоляции, без использования апробированного  международного опыта.

     Многие  модели и решения, разработанные  в развитых странах в области  страхования и его регулирования, нашли свое практическое применение и в российской действительности. Директивы ЕС по условиям лицензирования страховой деятельности, установившие классификацию видов страховой деятельности по страховым рискам и объектам страхования, дифференцированные требования к размеру уставного капитала страховщиков, зависящие от вида предполагаемой страховой деятельности, а также: специальный план счетов бухгалтерского учета для страховщиков, учитывающий особенности страховой деятельности в части, связанной с формированием страховых резервов и определением финансовых результатов; требования к соблюдению маржи платежеспособности (solvency margin) страховщиков; правила размещения активов страховщиков; положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых ныне в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ ГОСУДВРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
     
  1. Главной  задачей Госстрахнадзора России является обеспечение требований страхового законодательства всеми участниками страховых отношений  в целях эффективного развития страховых услуг,  защиты прав интересов страхователей, страховщиков и государства.

     Госстрахнадзор России осуществляет следующие функции:

      • ведет Государственный реестр страховых организаций;
      • выдает лицензии на проведение страховой деятельности;
      • устанавливает правила формирования и размещения  страховых  резервов, формы учета и показатели отчетности по страховым операциям;
      • осуществляет контроль за тарифами по имущественному  и личному страхованию;
      • обобщает страховую практику,  подготавливает необходимую информацию и дает заинтересованным организациям и лицам разъяснения по вопросам применения действующего законодательства в области  страхования,
  • разрабатывает  предложения  по развитию и совершенствованию страхового дела в Российской Федерации;
      • проводит мероприятия по профессиональной подготовке и  переподготовке кадров.

Информация о работе Содержание государственного страхового надзора