Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:59, реферат
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Орган страхового надзора, история создания………………………4
Цели и задачи государственного регулирования страховой деятельности………………………………………….……………………………..9
Правовая база государственного регулирования страховой деятельности………………………………………………………………..............11
Лицензирование страховой деятельности…………………….…….14
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………
Для
коммерческих организаций ч.2 п. 1 ст.49
ГК установила общую правоспособность,
которая может быть ограничена только
в случаях и в порядке, предусмотренных
законом (п.2 ст.49 ГК), а отдельными видами
деятельности юридическое лицо может
заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии). Подобные ограничения
для страховых организаций
Кроме того, абз. 2 п. 1 ст.6 указанного закона устанавливает, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Однако из указанного правила есть исключения. Во-первых, это предоставление возможности страховой организации выступать гарантом по банковской гарантии наряду с банками и иными кредитными учреждениями (ст.368 ГК РФ). Вторым исключением из запрета осуществлять банковскую деятельность следует признать возможность, предоставленную страховщикам п.3 ст.26 Закона “Об организации страхового дела в РФ”, выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам. Третье исключение касается посреднической деятельности.
Новая редакция ст.8 указанного закона разрешила страховым организациям осуществление посреднической деятельности, связанной с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации. При этом закон легализовал указанную посредническую деятельность с момента начала ее осуществления страховой организацией.
Что же касается некоммерческих организаций, осуществляющих страховую деятельность, то ст. 7 Закона “Об организации страхового дела в РФ” предусматривает, что общества взаимного страхования действуют на основании положения, которое должно быть принято высшим законодательным органом, и пределы их специальной правоспособности должны быть закреплены в этом положении. Отметим, что в настоящее время данное положение отсутствует. Более того, п.2 ст. 968 ГК РФ устанавливает, что особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются законом о взаимном страховании, который в настоящее время еще не принят. В том случае, когда общество взаимного страхования страхует лиц, не являющихся его членами, оно должно также получить лицензию.
В
целях защиты страхового рынка Российской
Федерации для страховых
Лицензия выдается на основании заявления страховой организации и за ее выдачу взимается сбор в размере 50 -кратного минимального размера оплаты труда. При этом, кроме заявления по установленной форме, необходимо приложить документы, которые можно разделить на две группы:
1)
документы, характеризующие
2)
документы, характеризующие
Лицензии
выдаются на осуществление добровольного
и обязательного личного
В
соответствии с условиями лицензирования,
конкретизирующими положения
Как
правило, действие лицензии во времени
не ограничивается. Временные лицензии
могут быть выданы только в исключительных
случаях. К таковым относится
ситуация, возникающая при введении
нового вида страхования. Обычно в таких
случаях отсутствует
Орган
страхового надзора рассматривает
заявления юридических лиц о
выдаче им лицензий в срок, не превышающий
60 дней с момента получения
Об отказе в выдаче лицензии Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
В тех случаях, когда недостатки в представленных документах носят незначительный характер и могут быть устранены, надзорный орган выдает лицензию с указанием этих недостатков и времени, в течение которого они должны быть устранены.
Кроме лицензирования страховых организаций и ведения их реестра, на органы государственного страхового надзора возложена обязанность по ведению реестра страховых брокеров. Это еще один профессиональный участник страхового рынка, за деятельностью которого установлен государственный надзор. В чем же состоят особенности его деятельности и надзор за этой деятельностью?
Часть
3 ст. 8 Закона “Об организации страхового
дела в РФ” устанавливает, что
страховые брокеры —
Так как от профессионализма страхового брокера во многом зависит страховая защита страхователей и выгода приобретателей, во многих странах законодательство устанавливает надзор и за их деятельностью. Какие же требования предъявляются к страховым брокерам в России?
Закон
“Об организации страхового дела
в РФ” не содержит каких-либо дополнительных
требований в отношении страховых
брокеров. Однако ст.8 указанного закона
устанавливает, что страховые брокеры
обязаны направить в орган
по надзору за страховой деятельностью
извещение о намерении
Орган
страхового надзора (в указанный
период—Федеральная служба России по
надзору за страховой деятельностью)
приказом от 9 февраля 1995 года №02-02/03 “Об
утверждении Временного положения
о порядке ведения реестра
страховых брокеров, осуществляющих
свою деятельность на территории Российской
Федерации”, дополнительно установил
целый ряд ограничений и
Прежде
чем перейти к изложению
Итак,
какие же требования считают необходимыми
предъявлять к страховым
К первой группе следует отнести требования, обеспечивающие независимость деятельности страховых брокеров от страховых организаций:
— не допускается участие страховых брокеров в уставных капиталах страховых организаций, владение акциями, паями и другими правами участия;
— учредителем страхового брокера не может быть страховая организация либо ее сотрудник;
— страховой брокер, осуществляющий свою деятельность как физическое лицо, не имеет права являться сотрудником какой-либо страховой организации.
Ко второй группе относятся требования к профессиональной подготовке страховых брокеров:
—
с целью обеспечения
К третьей группе следует отнести требования к правоспособности страховых брокеров, которая устанавливается как исключительная, с перечислением тех видов деятельности, которые вправе осуществлять страховой брокер:
—
не допускается осуществление
а) привлечение клиентуры к страхованию, ее поиск;
б) разъяснительная работа по интересующим клиента видам страхования;
в) подготовка или, в соответствии с предоставленными полномочиями, оформление необходимых для заключения договора страхования документов, сбор интересующей информации;
г) подготовка или, в соответствии с предоставленными полномочиями, оформление необходимых документов для получения страховой выплаты;
д) по поручению страховщика и за его счет при наличии соответствующего соглашения организация страховых выплат;
е) по поручению клиента размещение страхового риска по договорам перестрахования или сострахования;
ж) предоставление заинтересованным лицам экспертных услуг, услуг по оценке страховых рисков при заключении договора страхования;
Информация о работе Содержание государственного страхового надзора