Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:59, реферат
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Орган страхового надзора, история создания………………………4
Цели и задачи государственного регулирования страховой деятельности………………………………………….……………………………..9
Правовая база государственного регулирования страховой деятельности………………………………………………………………..............11
Лицензирование страховой деятельности…………………….…….14
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………
задачами имеет право:
и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования и жалобы на действия должностных лиц подведомственных учреждений.
5.
Госстрахнадзор России свою
деятельность осуществляет непосредственно
или через подведомственные
учреждения на территории Российской
Федерации.
Основным источником в области правового регулирования страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, представляющий собой новую редакцию Закона РФ “Остраховании” 1992г принятую Законом РФ от 17декабря 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"”.
Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются акты, принятые органами государственного страхового надзора. К ним относятся: “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”, утвержденные Госстрахнадзором 19 мая 1994 г.,“Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности”, утвержденное Госстрахнадзором 19 июня 1995 г.,“Положение о страховом пуле”, утвержденное Госстрахнадзором 18 мая 1995 г., “Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации”, утвержденное Госстрахнадзором 9 февраля 1995г.,“Правила размещения страховых резервов”, утвержденные Госстрахнадзором 14 марта 1995 г. №02-02/06,“Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни”, утвержденные Госстрахнадзором 18марта1994г.“Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию”, утвержденное ЦБ РФ от 15 декабря 1995 г. №32.13
Полномочия
федерального органа исполнительной власти
по надзору за страховой деятельностью.
Органом страхового надзора в
настоящее время является Министерство
финансов РФ, в составе которого
находится департамент
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
б)
ведение единого
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
е)
обобщение практики страховой деятельности,
разработка и представление в
установленном порядке
Для
исполнения возложенных на него обязанностей
федеральный орган
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
в)
при выявлении нарушений
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Для
осуществления текущего надзора
за деятельностью страховых
К
профессиональным участникам страхового
рынка относятся страховщики
и страховые посредники. Поскольку
осуществление страховой
Таким
образом, лицензия на занятие страховой
деятельностью может быть выдана
только юридическому лицу. При этом
ст.6 указанного закона устанавливает,
что страховщиком, т.е. лицом, которое
осуществляет страховую деятельность,
может выступать только юридическое
лицо любой организационно-правовой
формы, предусмотренной
Ввиду того, что ГК также содержит определение страховщика (ст. 938), возникает вопрос о соотношении этих двух норм-дефиниций.
В соответствии со ст. 938 ГК страховщиками являются юридические лица, заключающие договоры страхования и имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. К страховщикам относятся:
1) страховые организации (п. 1 ст. 927 и ст. 938);
2)
общества взаимного
Однако п. 2 ст. 969 ГК, относящийся к обязательному государственному страховании жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий не страховыми, а иными государственными организациями, также именует последних страховщиками. Сказанное позволяет утверждать, что определение ст. 938 не является всеохватывающим. Следует учесть, что эти “иные государственные организации” осуществляют страхование без договора (п.2 ст. 969 ГК). Иными словами, в ГК понимание страховщика более широкое, чем в Законе “Об организации страхового дела в РФ” и, очевидно, в отношении государственного страхования следует руководствоваться этим более широким пониманием.
Возвращаясь к анализу ст.939 ГК, следует прежде всего прийти к выводу о невозможности осуществления страховой деятельности гражданами (физическими лицами). Что касается юридических лиц, то следует заметить, что, хотя в ст. 6 Закона “Об организации страхового дела в РФ” законодатель говорит о любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации для страховщика, другие нормы данного закона существенно ограничивают набор организационно-правовых форм юридических лиц, в которых может осуществляться страховая деятельность.
Принципиальным же моментом при решении вопроса о правовом регулировании деятельности обществ взаимного страхования — коммерческих организаций, является следующий: в силу ст. 6 и 25 Закона “Об организации страхового дела в РФ”, а также ст. 968 ГК, общество взаимного страхования при страховании интересов лиц, не являющихся его членами, должно обладать уставным капиталом, т.е. иметь правовую природу, близкую к хозяйственным обществам.
В
соответствии с п. 1 ст. 32 Закона “Об
организации страхового дела в РФ”
обязательным условием получения лицензии
на осуществление страховой
Следует
отметить, что данный минимальный
размер уставного капитала должен быть
оплачен на день подачи юридическим
лицом документов для получения
лицензии на осуществление страховой
деятельности и сформирован за счет
денежных средств. Следовательно, во изменение
общего правила, установленного ГК для
формирования уставного капитала, которое
допускает внесение иных видов имущества
в счет оплаты взноса участника (акционера),
а не только денежных средств, для
страховых организаций
Обратимся
к тем организационно-правовым формам,
в которых предусмотрено
1)
общество с ограниченной
2) общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК);
3)
акционерное общество, открытое
или закрытое (ст.96, 97 ГК). Как следует
из ст.90, 95 и 99 ГК, основная цель
законодателя при введении
Названная правовая конструкция используется для определения минимального размера имущества общества, гарантирующего данные интересы.
Действительно,
необходимость наличия
Информация о работе Содержание государственного страхового надзора