Государственный банковский надзор в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-5
1. Содержание, основные направления государственной контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере…………………………...6-9
2. Порядок и формы банковского надзора…………………………………………………………………….10-13
ВЫВОД…………………………………………………………………………...14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ-контрольная.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-5

1.      Содержание, основные направления государственной контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере…………………………...6-9

2.      Порядок и формы банковского надзора…………………………………………………………………….10-13

ВЫВОД…………………………………………………………………………...14

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Надзор – форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор – это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

      типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

      процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

      стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

      порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

      обязательность аудиторских проверок;

      порядок назначения временной администрации по управлению банком;

      объявление банков неплатежеспособными.

Укрепление системы банковского надзора ежегодно провозглашается одной из основных целей экономической политики государственной власти. В период до 1998 г., который можно считать этапом становления системы банковского надзора, работа в указанном направлении сводилась к расширению полномочий Банка России в этой сфере и повышению интенсивности проведения инспекционных проверок.

После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.

Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора:

- Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка;

-    Департамент банковского надзора;

-    Управление инспектирования коммерческих банков.

Выполнять свои полномочия органы надзора могут в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком. Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль – это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами. Целью данной работы является рассмотрение контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере, форм банковского надзора, выявление перспектив развития банковского надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание, основные направления государственной контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере.

 

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.

Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности.

Приближение стандартов банковского надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы.

Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточения требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня.

Контрольно-надзорная деятельность осуществляется с применением системного подхода, который предусматривает: надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем; надзор за отдельно взятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.

Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно вместе с балансами следующие сведения: об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах; об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах; о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах; о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с народнохозяйственной точки зрения направлении.

Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы, общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько промежуточных звеньев.

Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполнения надзорных функций. В определенной степени таким задачам отвечает, в первую очередь, группировка банков по величине. В мировой практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и механистичность такого подхода, в размерные группы все же попадают банки приблизительно одного направления — по капиталу, активам, числу и характеру учредителей, природе и источникам акционерного капитала и, соответственно, основным сферам привлечения ресурсов и размещения активов.

 

 

 

Порядок и формы банковского надзора.

 

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляется в следующих основных формах:

Mежгосударственный контроль;

Государственный контроль;

Аудиторский контроль;

Учредительский контроль.

 

Межгосударственный контроль.

 

Межгосударственный контроль проводится в рамках различных объединений и группировок самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики. Он осуществляется силами международных валютно-финансовых организаций, участие в деятельности которых предполагает наличие контроля за деятельностью конкретного банковского учреждения ( например, в соответствии с методикой Федеральной резервной системы США CAMEL, оценивающей достаточность капитала банка, качество его активов, компетентность руководства банка, доходность банка и ликвидность его баланса ), а так же за развитием экономической ситуации в целом и кредитной системе в частности.

 

Государственный контроль.

 

Государственный контроль по отношению к банкам систематизируется на базе различных законов, законодательств, постановлений, инструкций. Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

внутриведомственный контроль;

межведомственный контроль;

региональный контроль;

вневедомственный контроль.

 

* Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы.

Внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, такими ведомствами как Центральным банком, Министерством экономики, финансов и их региональными учреждениями. Основным органом государственного контроля в банковской системе России является Центральный банк.

Информация о работе Государственный банковский надзор в России