Государственный банковский надзор в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-5
1. Содержание, основные направления государственной контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере…………………………...6-9
2. Порядок и формы банковского надзора…………………………………………………………………….10-13
ВЫВОД…………………………………………………………………………...14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ-контрольная.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

В отдельных странах контрольные функции за банковской системой выполняет Министерство финансов, министерство экономики или специальный орган. Если контрольными полномочиями наделен ряд органов, то в банковской системе обязательно предусматривается механизм согласования этих структур.

Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств, ведомств через комитеты по делам банков, контрольные бюро и прочие. Комитет по делам банков создается в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка. Среди наиболее важных направлений деятельности комитета по делам банков можно выделить:

- вопросы банковской политики;

- регулирование процессов развития банковской сети, решение вопросов организации новых кредитных учреждений;

- определение приоритетных отраслей кредитования;

- разработка основных направлений развития форм банковского обслуживания;

- определение политики в отношении содействия размещения госзаймов;

- организация и совершенствования форм страхования банковских депозитов;

- организация и совершенствование банковского надзора;

- урегулирование отношений с Министерством экономики и финансов и иными центральными ведомствами по вопросам работы банков.

 

Для согласования деятельности банков и решения более узких вопросов их деятельности создаются региональные банковские комиссии.

Их функции:

- обеспечение и проверка правильности уплаты налогов банковскими учреждениями;

- обеспечение и проверка правильности проведения инвестиционных и трастовых операций;

- контроль за формированием и функционированием банковских холдингов;

- контроль и поддержка частных банковских институтов;

- контроль за осуществлением операций с клиентами;

- распространение нормативной и методической документации.

 

Вневедомственный контроль проводится силами специально созданных ведомственных органов ( контрольных палат, ревизионных комитетов и т.д.). Несмотря на наличие разных видов надзора, предотвратить все ошибки и неосторожность в банковской практике, да и само банкротство банков невозможно. Однако хороший контроль и надзор могут служить для минимизации неблагоприятного влияния рисков, связанных с банкротством.

 

Аудиторский контроль.

 

Аудиторский контроль представляет собой форму независимого контроля. Он существует в двух формах - это внешний и внутренний аудит.

Внешний осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, имеющими соответствующие лицензии Центрального банка. Основные цели аудита это подтверждение финансовой отчетности, подтверждения выполнения банковского законодательства, анализ финансовой деятельности банка. Внутренний аудит это форма управленческого контроля для чего в банке создается специальное подразделение или отдел внутреннего контроля. Цель внутреннего аудита – это минимизация риска в деятельности банка и увеличение прибыли.

 

Контроль учредителей.

 

Он осуществляется в нескольких формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью руководителя;

- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

- контроль акционеров.

 

Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации за определенный период. Руководство банка обязано периодически информировать акционеров о состоянии дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив развития и совершенствования банковского надзора:

 

1. Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

 

2. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых банкротств банков.

 

3. Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

 

4. Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.

5. Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативные правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №394-1, от 27 июня 2002 г.

3.      ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1, от 2 декабря 1990 г.

4. Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 N 02-23 (ред. от 20.08.96) "О введении в действие инструкции №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с инструкцией ЦБ РФ №1).

 

Книги, пособия, научные статьи:

1.      «Вестник Банка России» № 83 , Москва 2008 г.

2. Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности

Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997 г.

3. Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России. Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 2007 г.

4.      Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ , 2006 г.

5.      Егоров С. Е. Состояние и проблемы развития коммерческих банков // Деньги и кредит – 2000 – №6.

6.      Портер Р. С. Введение в регулирование, надзор и анализ банковской деятельности / Рабочие материалы ИЭР Мирового банка. Отдел финансов, промышленности и энергетики. 1993 г.

7.      Шенг Э. Банковский надзор: Принципы и практика / Рабочие материалы ИЭР Мирового банка. Отдел финансов, промышленности и энергетики. - Вашингтон, 2006 г.

 

 

15

 



Информация о работе Государственный банковский надзор в России