Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа
Готовя войну против Советского Союза, Гитлер рассчитывал и на то, что ему легко удастся использовать различные этнические противоречия, неизбежные в столь многонациональной стране, как СССР. Действительно, в какой-то мере сыграть на этом фашистам удалось. Так, в Прибалтике, на Украине немцы создали целые воинские соединения из оголтелых националистов, которые воевали против Красной Армии. Им удалось привлечь на свою сторону и определенные группы других националистов, преимущественно мусульманских. Однако в основной своей массе советский народ выступил как единая монолитная сила. В Красной Армии сражались с врагом представители всех национальностей, населяющих нашу страну,- от многомиллионного русского народа до самых маленьких народов. Не случайно, например, заместитель Наркома обороны в 1942 г. издал три приказа об организации фронтовых газет на различных языках народов страны - закавказских, казахском, татарском. В сентябре того же года из запаса были призваны политработники кавказских и среднеазиатских национальностей для соответствующего использования в воинских частях. В тылу тоже весь многонациона
Введение
Готовя
войну против Советского Союза, Гитлер
рассчитывал и на то, что ему
легко удастся использовать различные
этнические противоречия, неизбежные
в столь многонациональной
Глава 1. Важнейшие группы изменений в государственном строе
Союзным
республикам разрешалось создавать свои
войсковые формирования, в соответствии
с чем Наркомат обороны становился союзно-республиканским,
т.е. в республиках должны были организовываться
собственные наркоматы обороны, подчиненные
НКО СССР. Закон не вызвал полной перестройки
армии, раздела ее по республиканскому
принципу, однако национальные воинские
формирования были созданы прежде всего
из представителей прибалтийских народов.
Возникли и некоторые другие национальные
формирования, но ни одно из них не стало
республиканской армией. Да и наркоматы
обороны в республиках практически созданы
не были. Тем не менее национальные формирования
сыграли заметную роль в борьбе с немецко
- фашисткими захватчиками. Другой Закон,
принятый в тот же день, 1 февраля 1944 г.,
предоставлял республикам право внешних
сношений. Соответственно Наркомат иностранных
дел также преобразовался в союзно-республиканский.
Этот Закон был реализован в большей мере,
чем первый, однако тоже не полностью,
поскольку его осуществление зависело
не только от Союза, но и от других государств,
которые воспротивились выходу всех 16
союзных республик на международную
арену. Реально были признаны субъектами
международного права только Украина
и Белоруссия. В частности, именно эти
республики вместе с Советским Союзом
были приглашены в апреле 1945 г. на международную
конференцию в Сан – Франциско, где была
создана ООН, и вошли в число ее учредителей.
Впоследствии эти республики активно
участвовали в работе ООН. Украина и Белоруссия
вступили также в двусторонние отношения
с соседними государствами. Например,
уже с сентября 1944 г. Украина подписала
соглашение с Польшей о взаимном обмене
гражданами( оптации). Что касается остальных
союзных республик, то их международная
деятельность практически не развернулась.
В республиках были созданы собственные
наркоминделы, но они имели скорее декоративный
характер. Правда, их работники неизменно
участвовали в разного рода специальных
общесоюзных делегациях, выезжавших за
границу. В науке обстоятельно не исследован
вопрос о причинах принятия названных
законов. Обычно в литературе они объясняются
развитием национальных отношений в нашей
стране, позитивными сдвигами в жизни
народа. Вряд ли, однако, это было единственной
причиной. Имеет хождение и предположение,
что расширение прав союзных республик
понадобилось именно для того, чтобы провести
их в состав ООН. Ровно за два месяца до
принятия упомянутых законов закончилась
Тегеранская конференция руководителей
трех великих держав. Громадные победы
красной Армии под Сталинградом и на Курской
дуге, освобождение Киева и неуклонное
продвижение наших войск на Запад предвещали
не столь далекое окончание войны. Поэтому
на Тегеранской конференции среди других
обсуждался вопрос и о послевоенном переустройстве
мира, в том числе создании международной
организации, которая должна прийти на
смену изжившей себя Лиги Наций. Для Советского
Союза, предвидевшего, что и в ООН- этой
новой организации он может оказаться
в меньшинстве, было важно вывести на международную
арену своих членов- союзные республики.
Наделенные теперь широкими правами, они
вполне могли претендовать на это. Следует
отметить большую дальновидность руководства
страны, принявшего такие меры более чем
за год до образования ООН. Думается, что
расширение прав союзных республик имело
еще одну политическую цель. С начала 1944
г. советские войска развернули широкое
наступление на разных фронтах. Освобождались
все новые территории западных союзных
республик. В этих условиях имело смысл
воодушевить их население идеей реального
расширения суверенных прав, тем более,
что кое-где развивались сепаратистские
настроения. Например, на Украине уже в
первые дни прихода оккупантов во Львове
было создано «украинское национальное
правительство» во главе с Ярославом Стецко.
Правда, немцы его тут же ликвидировали.
Однако, в западных районах республики
получило развитие достаточно серьезное
сепаратистское движение. Расширение
суверенных прав союзных республик должно
было удовлетворить интересы определенных
кругов их населения, стимулировать всеобщий
народный подъем на борьбу с фашизмом. Вместе
с тем во время войны была проведена серия
акций, которые нельзя расценить иначе,
как позор для Советского государства
и его национальной политики. Имеется
в виду принудительное выселение некоторых
народов с места их постоянного проживания
и упразднение автономии этих народов.
Первыми еще в 1941 г. пострадали немцы Поволжья,
а также другие советские немцы, проживающие
в различных областях в Европейской части
страны. Сталин заподозрил их в потенциальной
готовности помогать врагу и счел целесообразным
переселить в Сибирь, Киргизию и Казахстан.
Автономная республика немцев Поволжья
была упразднена. В 1943-1944 гг., уже после
освобождения соответствующих районов
от оккупантов, такая же судьба постигла
крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей,
балкарцев и некоторые другие набольшие
народы юга России. Надо признать, что
среди них оказалось немало активных пособников
оккупантов. А, скажем, крымские татары
даже создали целые воинские части, воевавшие
на стороне немцев. В Чечне, где немецкая
разведка еще с мирного времени имели
связи, были подняты настоящие антисоветские
восстания, причем в самые тяжелые для
страны моменты- во время битвы под Москвой
и Сталинградского сражения. Документально
подтверждено , что оккупанты, заигрывая
с горцами, собирались после войны их физически
уничтожить, поскольку на деле относились
к ним с глубоким презрением, скрываемым
до поры до времени. Круг предателей был
известен органам НКВД, и, конечно, фашистские
пособники заслуживали самого сурового
наказания. Но вместо того, чтобы привлечь
к ответственности действительных изменников,
Сталин и Политбюро ЦК партии приняли
решение репрессировать целые народы.
Беспримерная акция была совершена. Все
названные народы были принудительно
выселены в Среднюю Азию и Казахстан, а
их автономии упразднены. Выселение привело
к определенным человеческим жертвам. Следует
отметить, что Советский Союз не был оригинальным
в этих мероприятиях. В феврале 1942 г. подобные
меры принял президент США Ф. Рузвельт
по отношению к своим гражданам японской
национальности. 120 тысяч их было не просто
выселено из западных штатов, но и заключено
в специальные концентрационные лагеря,
расположенные в отдаленных пустынных
местностях. Американские президенты
только через полвека извинились перед
оставшимися в живых японо -американцами.
Среди позитивных изменений в государственном строе СССР, произошедших в это время, следует отметить некоторое расширение территории. В 1944 г. к Советскому Союзу присоединилось одно маленькое государство- Тувинская Народная Республика. Эта республика за 20 с небольшим лет своего существования прошла с нашей помощью большой путь экономического, политического и культурного развития. Однако чем дальше, тем больше тувинский народ чувствовал, что его отдаленность от СССР мешает прогрессу республики. Поэтому в августе 1944 г. высший орган власти ТНР- Малый Хурал – принял Декларацию о вхождении Тувинской Республики в состав СССР. В октябре 1944 г. Президиум Верховного Совета принял ТНР в состав Советского Союза. Республика была преобразована в автономную область в составе РСФСР. В ноябре 1944 г. Красная Армия освободила от немецко- венгерских оккупантов Закарпатскую Украину, которая до 1939 г. входила в состав Чехословакии, а потом была передана Гитлером фашисткой Венгрии. Трудящиеся освобожденного Закарпатья обратились к СССР с просьбой включить область в состав УССР, 26 ноября в городе Мукачево состоялся первый съезд народных комитетов Закарпатской Украины, образовавшихся еще в ходе боев против фашистов. Съезд единогласно принял манифест о присоединении Закарпатья к Советской Украине. В 1945 г. в Москве был подписан договор между Чехословакией и СССР , по которому Закарпатская Украина переходила в состав УССР. По договору с Польшей был произведен обмен территорией: Белостокская область отошла к нашему соседу, а район с центром в городе Владимир – Волынский- к Украине. Это означало завершение воссоединения всех украинских земель в одном государстве. Некоторое расширение территории Советского Союза произошло в результате его победы над фашистской Германией империалистической Японией. Советский Союз добился существенного изменения восточных границ Германии в пользу Польши. В состав Литвы включили Клайпеду (Мемель), отобранную у нее немцами, как помним, в начале 1939 г. к Советскому Союзу перешла часть Восточной Пруссии, включая Кенигсберг, переименованный вскоре в Калининград. По договору с Финляндией к Советскому Союзу отошел старинный русский город Печенга, в результате чего у нас появилась общая граница с Норвегией. После победы над Японией нашей стране были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова.
Глава 2. Развитие права
Советское право в целом не претерпело во время войны коренных изменений. Тем не мене военная обстановка заставила внести в него определенные конкретные коррективы. В соответствии с нормами международного права на оккупированной германскими войсками территории должно было действовать советское право. Однако немцы, как известно, не считались с международными нормами во всем, поэтому практически ни один советский гражданин не мог считать себя защищенным советскими законами на территории, захваченной врагом.
2.1. Гражданское и хозяйственное право
Советское
гражданское право с его
2.2.Семейное право
Самым
значительным актом в области
семейного права, изданным в годы
войны, явился Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 8 июля 1944 года. « Об увеличении
государственной помощи беременным
женщинам, многодетным и одиноким
матерям, усилении охраны материнства
и детства, об установлении почетного
звания « Мать-героиня» и учреждении
ордена « Материнская слава» и
медали «Медаль материнства»2.
2.3. Трудовое право
Война
поставила перед правовым регулированием
труда ряд сложных проблем. В
связи с призывом многих миллионов
людей в ряды армии и флота
особенно острой стала проблема рабочих
рук в промышленности, на транспорте,
в строительстве и на селе. В конце
1941 г. были объявлены мобилизованными
на период войны рабочие и служащие предприятий
военной промышленности. Самовольный уход
их с работы приравнивался к дезертирству
и наказывался лишением свободы на срок
от пяти до восьми лет. Причем такие дела
были отнесены к компетенции трибуналов. В
сентябре 1942 г. были переведены на положение
мобилизованных рабочие и служащие предприятий
и учреждений, расположенных вблизи фронта. Администрации
предприятий и учреждений было разрешено
применять обязательные сверхурочные
работы продолжительностью от одного
до трех часов в день. Отпуска во время
войны предоставлялись лишь подросткам
до 16 лет. Для остальных работающих они
были заменены денежной компенсацией,
которая с апреля 1942 г. переводилась в
сберегательные кассы в качестве замороженных
на время войны вкладов рабочих и служащих.
Были выпущены постановления, материально
стимулировавшие достижение высоких показателей
в работе в особо важных областях народного
хозяйства. Трудовые отношения в годы войны
отразилась, хотя и крайне ограниченная
из-за имевшихся возможностей, забота
Советского государства о защитниках
Родины, и прежде всего об инвалидах ВОВ
и семьях военнослужащих. Инвалидам войны
назначались пенсии. Работавшие инвалиды
в случае болезни получали пособие в размере
полного заработка независимо от стажа
работы. Инвалидов войны принимали в вузы
и техникумы вне конкурса. инвалидам прежде
всего предоставлялись путевки в санатории
и дома отдыха. Дети их пользовались преимуществами
при устройстве в ясли, детские сады, пионерские
лагеря. Местные органы власти много внимания
уделяли трудоустройству и бытовому обеспечению
членов семей военнослужащих. Семьям погибших
выдавали пособия и назначали пенсии.
Но все это, конечно, не снимало до конца
остроты проблем, вставших перед инвалидами,
семьями погибших, сиротами.
2.4. Колхозное и земельное право
Колхозное
и земельное право в период
Великой Отечественной войны
было направлено на укрепление колхозного
строя и государственных с/х
предприятий, развитие производства в
целях обеспечения армии и
населения продовольствием, промышленности-
сырьем, а также возрождение разрушенного
оккупантами сельского хозяйства в освобожденных
районах. Большую роль в осуществлении
названных задач сыграли суровые нормативные
акты, направленные на организацию своевременного
проведения в колхозах и совхозах с/х работ
и сдачи продуктов земледелия и животноводства
государству. Задача эта была не из легких.
В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась
ещё сильнее, чем в городе. На войну ушли
практически все мужчины, почти полностью
были мобилизованы тракторы, автомашины,
а также тягловый скот. Постановлением
СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г4,
для своевременного проведения всех с/х
работ в колхозах был установлен на период
войны новый повышенный минимум трудодней-
в зависимости от региона 100, 120, 150, причем
точно определялось число трудодней, которые
колхозники должны были выработать в каждом
сельскохозяйственном периоде. В организации
труда бригадная и звеньевая системы были
распространены не только на колхозников,
но и на лиц, работавших в колхозах в порядке
мобилизации. За горожанами сохранялось
50% з/п по месту основной работы, за учащимися
и студентами сохранялась их стипендия.
Огромные усилия по восстановлению с/х
предпринимались на освобожденных от
оккупантов территориях. Здесь прежде
всего было необходимо навести порядок
в землепользовании. Восстанавливались
государственные акты на бессрочное пользование
землей, колхозами, уточнялись внешние
границы земель всех колхозов, а также
границы между общественными землями
колхозов и приусадебными участками колхозников.
Много было сделано в плане организационно-
хозяйственного укрепления колхозов.
Государство оказывало им разностороннюю
помощь: поставляло сельскохозяйственный
инвентарь и технику, направляло на село
специалистов, давало взаймы семена.
2.5. Уголовное право
Война
резко повысила общественную опасность
всех преступлений и, естественно, потребовала
усиления ответственности за их совершение.
Появились и новые составы
преступлений, специфичные для военного
времени. Конечно, в военные годы особую
опасность представляли преступления
государственные: измена, шпионаж, диверсия
и т.д. В связи с необходимостью усилить
борьбу с распространением ложных слухов
Президиум Верховного Совета СССР 6 июля
1941 г. издал Указ «Об ответственности за
распространение в военное время ложных
слухов, возбуждающих тревогу среди населения»5. В
условиях войны большую опасность представляло
разглашение сведений, составляющих государственную
тайну, ответственность за которое была
усилена в соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943
г. при отягчающих обстоятельствах за
его совершение виновный лишался свободы
на срок до 10 лет. Была ужесточена борьба
с хищением государственной и общественной
собственности. В связи с этим получил
более широкое применение Закон от 7 августа
1932 г. в военное время он применялся даже
и при сравнительно небольших хищениях
социалистической собственности. Особо
сурово карались лица, участвовавшие в
хищениях, если по долгу службы они сами
должны были охранять государственную
и общественную собственность. Велась
решительная борьба с разбазариванием
скота, принадлежащего колхозам или совхозам,
во время эвакуации его в глубь страны.
Погонщики скота, продававшие скот, рассматривались
как расхитители собственности, лица,
купившие скот,- как недобросовестные
покупатели. Много внимания государство
уделяло борьбе со спекуляцией и всякого
рода злоупотреблениями продовольственными
и промтоварными карточками. Решительно
карали злостных нарушителей правил местной
противовоздушной обороны. Лиц, виновных
в этом, осуждали к лишению свободы на
срок не ниже шести месяцев, а при наличии
отягчающих обстоятельств- к более суровым
наказаниям вплоть до расстрела. Пресекались
нарушения правил учета и передвижения
военнослужащих и призывников. Виновные
наказывались лишением свободы на срок
не менее одного года, причем лица начальствующего
состава- не менее двух лет. Привлекались
к ответственности и уклоняющиеся от обязательного
обучения военному делу. Была усилена охрана
личной собственности граждан. Пленум
Верховного Суда СССР 8 января 1942 г. разъяснил,
что кража личного имущества граждан,
совершенная во время воздушного налета
или при оставлении населенного пункта
в связи с наступлением врага, а также
кража имущества эвакуированных как в
пути, так и оставленного в предыдущем
месте проживания являются квалифицированной
кражей и по своему характеру и повышенной
общественной опасности попадают под
признаки кражи, совершенной во время
пожара, наводнения или другого стихийного
бедствия. Лишением свободы на срок до
двух лет наказывались виновные в краже
с индивидуальных огородов, а также в порче
посевов. Очень важным и актуальным был
вопрос об уголовной ответственности
фашистских захватчиков за совершенные
ими зверства по отношению к военнопленным
и мирному населению. Советское правительство
считало необходимым незамедлительное
предание суду специального международного
трибунала и наказание по всей строгости
уголовного закона каждого из фашистских
главарей, оказавшегося в годы войны в
руках государств, борющихся против гитлеровской
Германии. В качестве наказания преступников
могли применяться смертная казнь через
повешение или ссылка на каторжные работы
сроком от 15 до 20 лет. Таким образом, в военное
время произошли важные изменения в законодательстве
и судебной практике по уголовным делам.
Были определены новые составы преступлений,
в том числе такие, как преступления против
человечества, военные преступления. В
ряде случаев- при совершении государственных
и воинских преступлений, расхищении государственной
собственности, при совершении особо опасных
преступлений против порядка управления
и некоторых других- судебная репрессия
усиливалась. При этом усиливался общепредупредительный
характер наказания. Осужденным военнослужащим
и военнообязанным гражданам часто предоставлялась
возможность искупить свою вину на фронте
в борьбе с врагом. Суды широко практиковали
отсрочку исполнения приговоров в отношении
таких осужденных с направлением их в
действующую армию. Осужденных, проявивших
себя на фронте стойкими защитниками Родины,
освобождали от наказания со снятием судимости.
Информация о работе Изменение в государственном строе в годы ВОВ