Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: изучить теоретически основы планирования производственной деятельности, проанализировать современный уровень деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решаются следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы плана производства продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию «В-Лазер».
- рассмотреть основные аспекты организации производства продукции в «В-Лазер».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1.ОСНОВЫ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ………………………4
1.1 Содержание плана производства предприятия……………………………4
1.2 Основные показатели плана производства………………………………...8
2. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ «ТехАртКом»………………………………………………...13
2.1 Характеристика предприятия «ТехАртКом»…………………………….13
2.2 Анализ показателей деятельности предприятия «ТехАртКом»……………..16
3.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ТехАртКом»…………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...30

Файлы: 1 файл

планирование на предприятии.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1.ОСНОВЫ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА  ПРОДУКЦИИ………………………4

  1.1 Содержание плана производства предприятия……………………………4                                                                                

  1.2 Основные показатели плана производства………………………………...8

2. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА  ПРОДУКЦИИ НА    

ПРЕДПРИЯТИИ «ТехАртКом»………………………………………………...13

   2.1 Характеристика предприятия «ТехАртКом»…………………………….13

   2.2 Анализ показателей деятельности предприятия «ТехАртКом»……………..16

3.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ТехАртКом»…………………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя  и предпринимателя на получение  высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших  предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому  распределению доходов и росту  качества жизни.

Сущность планирования в свободной  рыночной экономике состоит в  том, чтобы наилучшим образом  обосновать такие виды, объемы, сроки  и другие показатели производства и  продажи товаров, выполнения работ  и оказания услуг, которые при  умелом использовании имеющихся  ресурсов  могут принести  предприятию  наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в  теории планирования метода обоснования  и максимизации плановой прибыли  на каждом предприятии: сокращение применяемых  ресурсов и приращение используемого  капитала . Первый путь ориентирует  производителей на планирование снижения затрат, а второй – на повышение  результатов.

Планирование  на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано  на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели.

Цель курсовой: изучить теоретически основы планирования производственной деятельности, проанализировать современный уровень деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.

      Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решаются     следующие основные задачи:

- изучить  теоретические основы плана производства продукции;

- дать  организационно-экономическую характеристику  предприятию   

«В-Лазер».

- рассмотреть  основные аспекты организации  производства продукции 

в «В-Лазер».

- разработать  пути совершенствования организации  планирования 

      производства продукции в «В-Лазер».

Объект исследования: предприятие «В-Лазер».

 

1.ОСНОВЫ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Содержание плана производства предприятия

   План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В современных  условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления  гибких бюджетов и непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий  или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных  подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому  производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов  продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным  действиям против конкурентов (юридические  службы). В этих условиях высшие руководители – менеджеры должны добиваться тесного  взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.

В процессе планирования производства и продажи  продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска  и сбыта товаров, способностью новой  продукции замещать старую, расходами  на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом  развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом  конкретных задач каждого подразделения [5].

Планирование  производства и реализации продукции  на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших  направлений производственной и  предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности  всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показателей.

В годовом  плане производства каждого предприятия  содержится взаимосвязанная система  следующих плановых показателей:

1.основная  цель производственной деятельности  фирмы и ее отдельных подразделений  на плановый период;

2.объемы  и сроки производства продукции,  работ и услуг с указанием  конкретных количественных и  качественных показателей по  всей номенклатуре товаров;

3.расчет  производственной мощности предприятия,  цехов, и участков, подтверждающих  ее сбалансированность с годовыми  объемами производства, равновесие  спроса и предложения;

4.определение  потребности ресурсов выполнение  годовой производственной программы  предприятия и его подразделений,  расчет баланса полуфабрикатов  и комплектующих;

5.распределение  планируемых работ по основным  цехам – исполнителям рыночных  заказов, а также сроком изготовления  и поставки продукции на рынок;

6.выбор  средств и методов достижения  запланированных  показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

7.обоснование  методов и форм организации  производства запланированных товаров,  работ и услуг и контроля  выполнения планов производства  и реализации продукции.

Как видно, планирование производства продукции  предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии  и поставленных задач на основе полного  использования технических, организационных  и иных имеющихся на предприятии  резервов. Планирование служит необходимым  условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

План  производства продукции является для  каждого предприятия в условиях рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной  деятельности. На его основе разрабатываются  социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут  различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных  особенностей и других факторов. Могут  изменяться также методика и порядок  планирования: на частных фирмах планы  разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх». На государственных и муниципальных  предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов  – нарядов. Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от существующих форм собственности.

Каждое  предприятие разрабатывает и  взаимоувязывает отдельные планы  в единую комплексную систему  и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам  применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы  с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической  деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи  производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности.

В планах производства при необходимости  можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам  потоков и срокам поступления  денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают  свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с  общим планом предприятия. По уровням  управления производственные планы  бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной  деятельности.

Полное  совмещение планов, а также методов  учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности [6].

1.2 Основные показатели плана производства

Производственная  деятельность предприятий характеризуется  системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос  на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий  доход.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители  готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в  течение определенного периода  времени. А для предприятия или  фирмы спрос определяет объем  продукции, который они могут  продать на рынке в данное время  и, следовательно, должны произвести в  планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое  значение в ходе планирования, они  должны относиться к определенному  отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому  следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих  объемов производства и продажи  продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается  в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар  ведет к возрастанию величины спроса [2]. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь  между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом  спроса, или кривой спроса.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже  на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода  времени. Предложение показывает, какие  объемы или количества товаров будут  предъявлены к продаже на рынке  по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С  повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят  изготовить и предложить к продаже  большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной  и ценой достигается в точке  пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В  этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и  покупке продукции.

Равновесие  определяет количество товара, которое  покупатели хотят приобрести, а производители  предложить при соответствующей  рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной  величины, они определяют такой объем  товаров, что все потребители, которые  хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производители, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров [4]. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.

Информация о работе Планирование на предприятии