Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

- демонополизацию строительного комплекса,  перестройку его хозяйственного механизма, создание малых предприятий;

- приватизацию жилья и др.

Элементом совершенствования нормативно-правовой базы в строительном комплексе Республики Беларусь является Указ Президента Республики Беларусь № 676, а также Указ Президента Республики Беларусь №266. Документ принят в целях совершенствования управления строительной отраслью и упрощения некоторых процедур в строительной деятельности.

В соответствии с Указом в каждой области, городе и районе будет создана служба единого  государственного заказчика по строительству  жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений  с государственной поддержкой. Выполнение ее функций возлагается на коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству. Они наделяются функциями планирования, финансирования, организации строительства таких домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, контроля за выполнением утвержденных планов (программ), расходованием бюджетных средств.

Содержание коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству и их техническое  оснащение будет осуществляться за счет отчислений от сметной стоимости осуществляемого ими строительства в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, как это имеет место в настоящее время.

Учитывая, что затраты, предусмотренные в сметах на строительство  объектов, используются в настоящее время для финансирования служб застройщиков (заказчиков), то передача этих средств на содержание создаваемых предприятий — служб единого государственного заказчика не приведет к удорожанию стоимости строительства. Эти службы, при необходимости, организуют свою работу совместно с другими застройщиками (заказчиками) и одновременно с ними обеспечивают долевое строительство объектов.

Наряду с коммунальными  унитарными предприятиями по капитальному строительству Указом создается  Межведомственная комиссия по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь. Она будет анализировать практику применения законодательства о торгах с учетом отраслевой специфики и вносить соответствующие предложения, рассматривать споры субъектов хозяйствования по вопросам проведения подрядных торгов в строительстве. Также будут созданы унитарные предприятия, осуществляющие на договорной основе работы по подготовке и оформлению разрешительной документации на строительство объектов.

Кроме того, в каждом районе республики будут созданы или восстановлены и укреплены строительные организации. Это является необходимой мерой для безусловного выполнения мероприятий по развитию сельских населенных пунктов, реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006 — 2010 годы.

Указом также предусмотрены  меры по усовершенствованию системы  ценообразования в строительстве, сокращению сроков и снижению затрат при проектировании и строительстве  жилых домов, упрощению порядка  проведения подрядных торгов.

В целях сокращения численности  граждан, состоящих на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий, и  срока нахождения их на таком учете  Указом предусматривается поэтапное  увеличение доли строительства домов  для таких граждан. Данная мера будет  применяться с 2007 года по вновь начинаемым жилым домам с доведением этого показателя к 2010 году до уровня не менее 80% от объема ввода таких домов в городах.

В 2006 году Министерством  архитектуры и строительства  совместно с облисполкомами и  Минским горисполком завершена работа над проектом Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах государственной градостроительной политики". Указом главы государства "О некоторых вопросах государственной градостроительной политики" от 12 января 2007 г. №19 утверждены два документа, имеющих большое значение для развития страны: основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006-2010 годы; государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь.

Основные направления государственной градостроительной политики разработаны в Республике Беларусь впервые, но и в предшествующие годы Министерством архитектуры и строительства последовательно осуществлялась разносторонняя деятельность по комплексному развитию населенных пунктов и регионов страны.

Основные направления  государственной градостроительной  политики Республики Беларусь на 2006-2010 годы определяют приоритетные направления  развития среды жизнедеятельности, цели градостроительной политики и  ожидаемые результаты их достижения, а также основные меры по реализации поставленных задач.

Таким образом, на сегодняшний  день система государственного управления строительным комплексом в Республике Беларусь базируется на мощной нормативно-правовой основе. Республиканским органом управления строительной деятельностью в Беларуси является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. В структуру Минстройархитектуры входят управления, отделы, сектора. Минстройархитектуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

 

3. Основные направления  совершенствования механизма государственного  регулирования развития строительного  комплекса

 

 

В последние годы в  развитии комплекса произошли позитивные изменения: отмечается рост объемов строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, товарной продукции промышленности строительных материалов, производительности труда, снижается уровень материало- и энергоемкости. Разработаны новые технологии и ведется строительство жилья, обеспечивающие снижение материальных и энергетических затрат строительной продукции на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса; производятся отечественные строительные материалы и изделия, позволяющие возводить жилье и объекты культурно-бытового значения европейского уровня. Предприятия промышленности строительных материалов экспортируют на международные рынки цемент, плитки керамические, кровельные, нерудные стеновые материалы, стекло полированное. Белорусские строители успешно работают на возведении объектов в России.

В то же время остаются высокими затраты на производство строительной продукции, уровень износа активной части основных фондов; недостаточны объемы привлечения инвестиций; низок  удельный вес работ, выполняемых  за пределами страны.

Основной целью строительного  комплекса является наиболее полное удовлетворение потребности населения  и народного хозяйства в высоко эффективной строительной продукции, успешно конкурирующей на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: создать и внедрить ресурсосберегающие технологии и материалы, обеспечивающие улучшение качества, снижение материало-, энергоемкости и стоимости строительства; увеличить выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, отвечающих требованиям сооружения зданий нового поколения, расширить экспортный потенциал, обеспечить охрану и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

В ближайший период развитие строительного комплекса должно быть направлено на переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, формирование конкурентной среды, завершение создания необходимой законодательной базы, активизацию работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб, развитие подрядных торгов и сертификацию строительной продукции с целью повышения качества строительных работ (услуг), материалов, изделий и выхода отечественных производителей по конкурентоспособности на более высокий уровень.

Для этого к 2010 г. в  строительстве намечается реализация мероприятий по следующим основным направлениям [1]:

-· создание новых и расширение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений нового поколения;

-· возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла, повышение их теплозащитных и потребительских качеств;

-· активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ, услуг, прежде всего в Россию;

-· развитие территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами.

Для обеспечения устойчивого  развития промышленности строительных материалов предусматривается [1]:

-· развитие и модернизация перспективных предприятий отрасли, обеспечивающих новое качество строительных материалов и конструкций, продукция которых имеет спрос на внутреннем и внешних рынках в настоящее время и в перспективе (цемент, плитки керамические, стеновые и кровельные материалы, щебень, стекло полированное);

-· расширение и модернизация технологии и производства эффективных высокомарочных, быстротвердеющих, сульфатированных и безусадочных цементов по энергосберегающим технологиям, крупноразмерного армированного настила, плоских окрашенных асбестоцементных листов, волокнистых изделий с заменой импортируемого асбеста природными и синтетическими волокнами, цементно-песчаной и керамической черепицы, кровельных материалов на негниющих основах (синтетической и стеклооснове) с битумополимерным покрытием, изделий из ячеистого силикатобетона, легких и преднапряженных конструкций, различного рода модификаторов;

-· расширение уровня интеграции с соседними государствами, прежде всего с Россией; устранение технических барьеров между этими странами.

Повышение качества теплоизоляционных  материалов, доведение их теплофизических  параметров до европейского уровня намечается осуществить путем модернизации минераловатного производства с организацией выпуска жестких облегченных теплоизоляционных изделий из местных сырьевых материалов. В производстве строительных материалов и изделий из полимерного сырья следует организовать выпуск новых видов линолеума с улучшенной декоративной отделкой со вспененным слоем, новых видов герметиков; продолжить исследовательские работы по расширению области применения пенополистирола отечественного производства. Необходимо организовать производство крупногабаритного термически упрочненного, тонированного полированного стекла, стеклопакетов и стекловолокна строительного назначения, соответствующих мировым стандартам; продолжить разработки технологий производства гипсокартонных листов с повышенной огне- и влагостойкостью, кровельных материалов (гидроизол, металлочерепица и т.д.), кирпичных изделий с широкой цветовой гаммой, а также извести, цемента и других строительных материалов.

Обеспечению устойчивого  развития строительного комплекса будут способствовать:

-· создание развитой инфраструктуры, прежде всего строительство дорог, коммуникаций, предприятий по обслуживанию населения; повышение качества благоустройства прилежащих к зданиям и сооружениям территорий; расширение зон озеленения;

-· развитие лизинговой формы обновления активной части основных фондов предприятий комплекса; создание прокатной базы для предоставления строительной техники и оборудования предприятиям, имеющим эпизодическую потребность в них;

-· внедрение систем сертификации качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 14000;

-· применение современных информационных технологий по продвижению строительных услуг, материалов и изделий на внешние рынки путем использования Интернета, средств массовой информации и т.д.;

-· участие в международных строительных выставках, демонстрация достижений строительного комплекса, проведение международных ярмарок на территории РБ; создание и развитие широкой сети фирменных магазинов в Беларуси, России и других странах по продаже строительных материалов и изделий;

-· активизация работы по налаживанию двусторонних связей с родственными министерствами и ведомствами СНГ по участию в подрядных торгах на разработку проектно-сметной документации, строительство объектов; реализация решений Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, предусматривающих вопросы гармонизации научно-технической и экономической политики в строительстве;

-· разработка и принятие законодательно-нормативных актов по защите национального строительного рынка, стимулированию производителей за внедрение новых технологий, освоение производства эффективных строительных материалов, конструкций и изделий.

После 2010 г. предусматривается  формирование нового технологического базиса, обеспечивающего ресурсосберегающий тип воспроизводства, создание экологически чистых производств, выход организаций  комплекса по конкурентоспособности на европейский уровень и сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. С этой целью необходимо увеличить масштабы научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых архитектурно-планировочных и конструкторских решений, технологий, материалов, конструкций и изделий нового поколения с доведением их показателей до уровня передовых стран Европы; продолжить модернизацию и техническое перевооружение действующих производств путем повсеместного внедрения прогрессивных технологий с низким уровнем ресурсопотребления и экологически безопасных; расширить выпуск строительной техники, средств малой механизации, теплозащитных, полимерных, комплекснооблегченных экологически чистых материалов и конструкций, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами; обеспечить обновление ассортимента выпускаемой промышленной продукции, рациональное использование природных ресурсов, отходов производства и вторичных сырьевых ресурсов.

Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ