Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

 

Приоритетное развитие жилищного строительства изменило структуру строительно-монтажных  работ, значительно увеличив долю непроизводственной сферы. Для совершенствования и развития жилищного строительства в последние годы начат переход на строительство зданий современных архитектурно-планировочных систем, позволяющих существенно повысить потребительские качества жилых зданий, снизить стоимость строительства за счет сокращения их материалоемкости и энергетических затрат на стадии строительства.

Рис. 2.3 - Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения (квадратных метров общей площади)

 

В целях реализации Государственной  программы развития физической культуры и спорта в Беларуси проводится большая работа по строительству и реконструкции спортивных сооружений. Дворцы спорта возводятся во всех крупных городах страны.

В республике проводятся работы по созданию национальной системы  технического нормирования, сертификации, соответствующей европейским стандартам. Белорусские подрядные организации укомплектованы квалифицированными кадрами всех строительных профессий, многие из них имеют опыт работы в республике и за ее пределами. По желанию заказчиков работы могут быть выполнены в комплексе, включая проектирование и сдачу их «под ключ», с использованием материалов, конструкций и инженерного оборудования белорусского производства.

Белорусские архитекторы, градостроители, проектировщики, перейдя  от типового проектирования к индивидуальному творчеству, за короткое время смогли осуществить целый ряд проектов, связанных с созданием оригинальных архитектурных форм. В их числе здание наземной станции спутниковой связи - Телепорта Республики Беларусь, Дворцы хоккея и спорта в Минске и Витебске, реконструкция и благоустройство исторического центра г. Новогрудка, центральной части г. Пинска, здание Национальной Библиотеки Республики Беларусь [27].

Многие комплексы построенных  зданий представляют собой сложные  сооружения многоцелевого функционального назначения с применением современных эффективных конструкций. Эти объекты выполнены с высоким качеством строительных и отделочных работ.

В течение последнего десятилетия возведены комплексы экономичных и выразительных по архитектуре усадебных жилых домов в различных районах Беларуси.

Градостроители и архитекторы  республики принимают активное участие  в работе международных форумов  и организаций. Развивается сотрудничество с Центром ООН по населенным пунктам (Хабитат), Комитетом по населенным пунктам ЕЭК ООН. Белорусские специалисты внесли свой весомый вклад в разработку Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств.

Специалисты в области  территориального планирования участвовали  в разработке программ развития коммуникационной системы Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва. С их участием в рамках программы ТАСИС разрабатывался проект комплексного развития еврорегиона «Неман».

Материальной основой  строительства является промышленность строительных материалов и конструкций, доля которой в общем объеме промышленного производства республики на протяжении ряда лет составляла около 5%. В составе отрасли действуют более 1,4 тыс. предприятий и производств различных форм собственности. Среди них на самостоятельном (промышленном) балансе находятся 158 предприятий, выполняющих более 70% объемов товарной продукции отрасли. Это достаточно мощные предприятия, в основном со средней численностью работающих от 200 до 500 человек (14 предприятий имеют численность свыше 1000 человек).

На предприятиях отрасли  производится более 150 видов строительных материалов и изделий. Среди них - цемент, стеновые, кровельные, теплоизоляционные  и нерудные материалы, асбестоцементные и керамические, санитарно-технические  изделия и др. Потенциал предприятий строительных материалов и конструкций позволяет полностью обеспечить внутренние потребности республики и поставлять продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. Беларусь экспортирует стекло, цемент, стеновые, кровельные, облицовочные материалы и др. В стране производятся отечественные материалы и изделия, позволяющие возводить здания и сооружения, по долговечности и эстетическим требованиям не уступающие европейскому уровню.

На территории Республики Беларусь функционирует третье в мире по мощности предприятие по выпуску полированного стекла «Гомельстекло». Предприятие освоило соответствующую мировым стандартам технологию производства полированного стекла, что позволило обеспечить выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

В акционерном обществе «Кровля» (г. Осиповичи) создано совместное белорусско-германское предприятие по выпуску кровельных материалов на негниющих основах (синтетической и стекольной) с битумно-полимерным покрытием. По европейским стандартам срок службы такого материала в отличие от традиционного рубероида достигает 40 лет.

Предприятие «Керамин» постоянно расширяет номенклатуру и увеличивает объемы выпуска высокопрочных керамических облицовочных плиток, технический уровень и качество которых соответствуют европейским стандартам.

На Белорусском цементном  заводе впервые в мировой практике применен «сухой» способ производства цемента из переувлажненного сырья. Технология позволяет получать высокомарочный цемент, экономить топливно-энергетические ресурсы.

В республике действует один из лучших в СНГ завод легких металлических конструкций (г. Молодечно). Оснащенное современным высокопроизводительным оборудованием предприятие выпускает комплекты легких металлоконструкций, многослойных стеновых панелей с эффективными утеплителями.

Среди предприятий, производящих строительную продукцию, хорошо известны в ближнем и дальнем зарубежье  также крупнейшее в Европе предприятие  по производству щебня «Гранит» (г. п. Микашевичи), предприятие «Гомельстройматериалы» и др. Продукция старейших предприятий отрасли - Борисовского хрустального завода и стеклозавода «Неман» - известна не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Ее хорошо знают в Европе и Азии, Америке и Австралии.

Крупнейшим торговым партнером Беларуси традиционно  является Россия. Свыше 77% объема экспорта промышленной продукции и подрядных работ строительного комплекса Республики Беларусь приходится на Российскую Федерацию (табл. 2.3, рис. 2.4).

 

Таблица 2.3 Отчёт об экспорте-импорте строительной отрасли по странам ближнего и дальнего зарубежья за 10 мес. 2007-2008 гг.

Страна

Сумма экспорта, тыс. $

Сумма импорта, тыс. $

Сальдо, тыс. $

Сумма внешнеэкономических операций, тыс. $

Станы ближнего зарубежья, всего, в том числе

438600,7

188285,6

250315,1

626886,3

Россия

365315,5

130846,9

234468,6

496162,4

Украина

44946,9

47808,1

-2861,2

92755,0

Страны дальнего зарубежья

32261,4

96669,6

-64408,2

128931,0

Итого по отрасли

470862,1

284955,2

185906,9

755817,3


 

 Рис. 2.4 - Структура экспорта промышленной продукции строительного комплекса Республики Беларусь в 2008 г.

 

Отчёт об экспорте-импорте  строительной отрасли Республики Беларусь по регионам Российской Федерации за 10 мес. 2008 г. представлен в приложении.

Самыми крупными торговыми  партнёрами Республики Беларусь по экспорту-импорту строительной отрасли из регионов Российской Федерации являются: г. Москва, товарооборот с которой составил 99470,1 тыс.долл., Московская область – 72268,1 тыс.долл.; Смоленская область - 37333,4 тыс.долл.

В приложении 2 представлен сводный отчёт об экспорте строительных материалов за 10 мес. 2008 г., который свидетельствует о том, что в данном сегменте основными позициями для Республики Беларусь являются: плитка керамическая, за 10 мес.2008 г. экспорт составил – 105691,5 тыс.долл., строительные металлоконструкции – 65199,0 тыс.долл., стеновые материалы – 54556,2 тыс.долл.; стекло полированное листовое – 38615,0 тыс.долл.; конструкции и детали сборные железобетонные – 31475,7 тыс. долл.; цемент – 22882,7 тыс.долл.

На нынешнем этапе развития строительного комплекса Республики Беларусь огромное значение приобретает развитие международного сотрудничества, привлечение зарубежного опыта, технологий и инвестиций. Для этого в республике совершенствуется законодательная и правовая основа.

Организация совместных производств - один из путей привлечения зарубежных инвестиций. Созданы совместные предприятия  по выпуску мягких кровельных материалов на негниющей основе на предприятии  «Кровля», стеклотары на стеклозаводе «Октябрь», окрашенной рулонной стали на Молодечненском заводе легких металлоконструкций и др. [28]

Основные усилия ученых отрасли  направлены на решение важнейших  проблем строительного производства - снижение стоимости, материало- и энергоемкости  строительства и улучшение его качества. Отраслевыми институтами выполнен комплекс научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем жилых домов. Жилые дома нового поколения позволяют на основе имеющейся в республике строительной базы строить с применением одних и тех же конструкций как государственное жилье, так и квартиры под заказ. Такое жилье отличается от традиционного повышенными потребительскими качествами, в будущем его можно легко модернизировать без существенных капитальных вложений. В республике уже ведется строительство объектов по новым конструктивным системам. Подготовлена нормативно-техническая документация, обеспечивающая развитие мансардного строительства, тепловой реабилитации существующего жилищного фонда, надстройку верхних этажей над ранее возведенными зданиями.

В ходе социально-экономических реформ, которые осуществляются в республике на пути к рыночной экономике, перед  строительной отраслью стоят задачи приватизации и структурной перестройки  производства; технического обновления и модернизации основных фондов; повышения экспортного потенциала отрасли; формирования новой жилищной политики, ориентированной на внебюджетные формы финансирования строительства жилья.

Большое значение придается также  снижению стоимости строительства, производству качественной, конкурентоспособной продукции, развитию мощностей по производству эффективных экологически чистых теплоизоляционных, стеновых, кровельных материалов, специальных видов техники и оборудования.

Таким образом, осуществление целенаправленных мер по улучшению работы строительного комплекса республики, реализация утвержденных Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь долгосрочных программ развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы, инновационного и инвестиционного развития, импортозамещения, энергосбережения способствует повышению эффективности деятельности промышленных, строительных, проектных и других организаций республиканской формы собственности, в том числе входящих в состав Минстройархитектуры, а также региональных организаций, подчиненных непосредственно облисполкомам и Минскому горисполкому.

Следует отметить, что в последние  годы имеет место положительная  динамика устойчивого развития отрасли, роста удельного веса добавленной стоимости строительства в валовом внутреннем продукте страны. Так, в 2007 году по сравнению с 1995 годом ее удельный вес в ВВП увеличился на 3,1 процентных пункта и достиг уровня 8,5 %. По отчетным данным за январь-март 2009 г. доля строительства в структуре ВВП практически не снизилась к 2008 году и составила 9,8 %.

 

2.2. Государственное управление строительной отраслью и строительная политика Республики Беларусь

 

 

Для анализа современной системы  государственного управления строительным комплексом Республики Беларусь необходимо изучить исторические этапы становления целостной системы государственного управления строительством в нашей стране.

Целостная система государственного управления строительством в Белорусской  Советской Социалистической Республики (БССР), как одной из 15 союзных республик Советского Союза, начала складываться после освобождения в 1944 г. республики от оккупации фашистскими войсками Германии. Создание её было вызвано необходимостью восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне. Практически все городские и сельские поселения были уничтожены, как и промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера. Столица республики – г. Минск – разрушена на 85 процентов. В то время вопросами архитектурно-градостроительной деятельности, организацией проектно-изыскательских работ в строительстве и координацией деятельности проектных организаций занимался Государственный комитет по делам строительства (Госстрой БССР) [25].

В условиях централизованной плановой системы органы управления строительством создавались по основным производственным направлениям:

Министерство жилищно-гражданского строительства;

Главное управление промышленного  строительства;

Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ