Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Обоснование перспектив устойчивого развития строительного комплекса произведено исходя из предпосылок роста не столько количественных, сколько качественных характеристик, повышения эффективности инвестиционно-структурной политики государства, модернизации основных промышленно-производственных фондов, особенно их активной части. Объем подрядных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ за 2006–2010 гг. возрастет на 10–13%, за 2011–2020 гг. – до 13–19%. Намечается опережающее развитие промышленности строительных материалов.

Реализация указанных  мероприятий позволит обеспечить расширение ассортимента, повышение конкурентоспособности строительной продукции на внутреннем и внешних рынках, устойчивое развитие комплекса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

1. Строительный комплекс Республики Беларусь включает строительство и совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства и обеспечивающих его материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и подготовкой кадров.

Промышленное ядро комплекса  образуют промышленность строительных материалов и конструкций, а также  предприятия стекольной и фарфорово-фаянсовой  промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Законодательно-нормативную и научно-техническую политику в отрасли осуществляет Министерство архитектуры и строительства. Строительный комплекс создает около 9% валового внутреннего продукта республики. В нем занято более 400 тыс. человек.

Организационные формы, нормативная и правовая база строй  комплекса соответствуют рыночным условиям хозяйствования. Его основу составляет строительная отрасль, являющаяся одной из базовых производственных отраслей. В целом, это многопрофильный и многофункциональный комплекс предприятий, функционирующих в разных отраслях экономики, различных форм собственности и направлений деятельности, включая производственную, научно-техническую, подрядную, архитектурно-градостроительную, проектную, надзорную и лицензионную.

2. Основными методами  государственного регулирования  в строительном комплексе являются  правовые и экономические. На  сегодняшний день в Республике  Беларусь совершенствуется законодательная и правовая основа деятельности комплекса.

3. В ходе социально-экономических реформ, которые осуществляются в республике на пути к рыночной экономике, перед строительной отраслью стоят задачи приватизации и структурной перестройки производства; технического обновления и модернизации основных фондов; повышения экспортного потенциала отрасли; формирования новой жилищной политики, ориентированной на внебюджетные формы финансирования строительства жилья.

Большое значение придается  также снижению стоимости строительства, производству качественной, конкурентоспособной продукции, развитию мощностей по производству эффективных экологически чистых теплоизоляционных, стеновых, кровельных материалов, специальных видов техники и оборудования.

4. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь координирует деятельность всего строительного комплекса. Министерство, функционирующий при нем Департамент государственного строительного надзора и органы местного управления образуют единую систему органов государственного управления в строительстве.

Основными задачами министерства являются разработка и реализация государственной  и технической политики в области  строительства, жилищного строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, осуществление технического нормирования, стандартизации и сертификации в этой области, а также эффективного государственного строительного надзора, который осуществляет департамент Госстройнадзора, находящийся в составе министерства.

Минстройархитектуры в установленном законодательством порядке обеспечивает также лицензирование строительной деятельности и проведение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.

В структуру Минстройархитектуры  входят управления, отделы, сектора. Минстройархитектуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Государственная строительная политика Республики Беларусь имеет  большую нормативно-правовую основу, остов которой составляют Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и отраслевые программы на 2006-2010 годы. При этом она базируется на опыте и традициях предшествующих периодов развития нашей страны, учитывает передовой зарубежный опыт. Приоритетом государственной строительной политики Республики Беларусь является жилищное строительство.

5. Основной целью строительного комплекса является наиболее полное удовлетворение потребности населения и народного хозяйства в высоко эффективной строительной продукции, успешно конкурирующей на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: создать и внедрить ресурсосберегающие технологии и материалы, обеспечивающие улучшение качества, снижение материало-, энергоемкости и стоимости строительства; увеличить выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, отвечающих требованиям сооружения зданий нового поколения, расширить экспортный потенциал, обеспечить охрану и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

В ближайший период развитие строительного комплекса должно быть направлено на переход к ресурсосберегающему  типу воспроизводства, формирование конкурентной среды, завершение создания необходимой  законодательной базы, активизацию работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб, развитие подрядных торгов и сертификацию строительной продукции с целью повышения качества строительных работ (услуг), материалов, изделий и выхода отечественных производителей по конкурентоспособности на более высокий уровень.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.- Минск, 2004.
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования». – Минск, - 2006.
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. № 266 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676» - Минск 2009.
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 24 января 1997 г. №101 "О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь", - Минск, 2007.
  5. Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах государственной градостроительной политики" от 12 января 2007 г. №19., -Минск, 2007.
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 973 «Положение о Министерстве Архитектуры и строительства Республики Беларусь».
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.1991 N 310 «О концепции жилищного строительства в Республике Беларусь».
  8. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с..
  9. Андрианов, В. Государственное регулирование и механизм самореализации в рыночной экономике (мировой опыт). Вопросы экономики, 1997, № 9. С.28-33.
  10. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом. Доклад на Международной конференции «Региональные и отраслевые проблемы инвестиционной политики», проводимой Международной академией инвестиций и экономики строительства совместно с Владимирским отделением. Суздаль. -2002 г.
  11. Васильев, В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): учеб-метод. пособие / В.П.Васильев. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 96 с.
  12. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.Н.Архангельский [и др.]: под ред. В.И.Кушлина; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во  РАГС, 2008. – 616 с.
  13. Климанд, Д., Кинг, У. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.. 1974.
  14. Мельникова, Н.А. – Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие для студ. Экон. и юрид. факультетов БГУ / Н.А.Мельникова. – Мн.: Изд-во БГУ, 2005. – 262 с.
  15. Методы государственного регулирования экономики: учебное пособие / А.М.Бабашкина [и др.]: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Инфра-М, 2008. – 300 с.
  16. Мясникович, М.В., Антонова, Н.Б., Нехорошева, Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности: учебное пособие. – Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь 2005.
  17. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. – Мн.: Белорусский дом печати, 2003.
  18. Основы государственного управления (под ред.Князева С.Н., Антоновой Н.Б.) Учебное пособие - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. (С грифом Министерства образования Республики Беларусь). – 415 с.
  19. Старченко, Т.М. Новые задачи и проблемы государственного регулирования экономики Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2007. - № 12. – С.59-63.
  20. Старченко, Т.М. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы (краткое изложение): [утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.11.2006 (протокол № 1475)] /  Т.М.Старченко, Я.М.Александрович // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2007. - № 1. – С.-4-21.
  21. Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студ. И учащихся / А.Н.Тур, М.И.Плотницкий. – Мн, - 2007. – 120с.
  22. Шамхалов, Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003.
  23. Шимова, О.С. Эколого-экономическое регулирование: Вопросы методологии и практики переходного периода / О.С.Шимова. – Мн.: Белбизнеспресс. – 1998. – 286 с.
  24. Ясинский, Ю.М. Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики // Проблемы управления. – 2008. №2. – С.50-57.

24. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

25. Официальный сайт  Министерства Архитектуры и строительства Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.mas.by/.

26. Об экономическом потенциале строительного комплекса Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.all-s.ru/showNews1868.html.

27. Совещание о совершенствовании работы строительного комплекса. Режим доступа: http://www.president.gov.by/press52244.html. Дата доступа: 1.05. 2009 г.

28. Экономический потенциал строительного комплекса Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.zya.ru/article/article_1029.asp.


Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ