Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

718  Государственное регулирование  строительного комплекса РБ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход от плановой социалистической экономики к рыночной, вызванный сменой общественной формации, повлек за собой существенные изменения во всех сферах жизни общества. Строительный комплекс, ориентированный на экстенсивное развитие народного хозяйства, формировался при условиях постоянного роста объемов с приоритетом промышленного строительства. Перестройка экономики не только вызвала спад объемов в строительстве, но и изменила структуру и направления инвестиционных потоков. Рыночные отношения востребовали продукцию с более высокими потребительскими качествами. Резко сократились объемы промышленного производства, но возросла потребность в инвестировании жилищного строительства и социальной сферы.

Развитие строительной отрасли в целом во многом зависит  от состояния материально-технической  базы. Необходимо иметь четкое представление о возможностях предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии и при необходимости своевременно принять меры по их совершенствованию, техническому перевооружению, реконструкции, а возможно, по перепрофилированию. Все это должно выполняться с учетом перспективных направлений развития отрасли. Наряду с повышением экспортного потенциала предприятий следует организовать производство материалов и изделий, которые ныне импортируются в Беларусь. В связи с этим необходимо выделить приоритеты в строительстве и определить необходимые ресурсы для их осуществления.

Всё это обуславливает  актуальность выбранной темы и объясняет  необходимость государственного регулирования  строительного комплекса Республики Беларусь.

Объектом исследования является строительный комплекс Республики Беларусь.

Предметом исследования является государственное регулирование  строительного комплекса Республики Беларусь.

Целью исследования является определение основных направлений  совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть строительный  комплекс как объект государственного  регулирования;

2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;

3. Проанализировать состояние  и тенденции развития строительного  комплекса Республики Беларусь;

4. Изучить государственное  управление строительным комплексом  Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;

5. Определить основные  направления совершенствования  механизма государственного регулирования  развития строительного комплекса  Республики Беларусь.

В зависимости от поставленных задач при выполнении настоящей  работы применялись методы научного анализа - факторный, системный, сравнительный и др., а также прогнозирования - интуитивный индивидуальных и коллективных экспертных оценок, простейшие формализованные аналитические, статистико-математические и т.д.

В процессе работы автор опирался на исследования отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами государственного управления строительным комплексом, и основывал выдвигаемые им положения на общих методологических установках, сформулированных и принятых в отечественной науке. Автор оперировал понятиями и категориями, выработанными в трудах специалистов по экономике, строительству, финансам, кредиту и денежному обращению.

 

1. Теоретико-методические  основы государственного регулирования  строительного комплекса

 

 

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти [14, c. 9].

В узком смысле государственное  регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования  включает [17, c. 46]:

- нормативное регулирование путем установления общих правил;

- его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

- государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

- координацию и общее направление их деятельности;

- содействие ее успешному осуществлению;

- определение приоритетов в структурной политике;

- государственные контракты (договоры);

- регистрацию;

- лицензирование и др.

Отраслевое разделение промышленного производства является основой государственного регулирования [21, c. 70].

Объектами государственного регулирования на макроэкономическом уровне являются межотраслевые комплексы  – единые хозяйственные системы, которые состоят из группы взаимосвязанных отраслей и призваны обеспечить потребность национальной экономики в определенном виде конечной продукции.

В мировой практике деятельность строительных организаций самостоятельна, а государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением [9].

В архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств  и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата». Именно конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Именно с точки зрения конечной продукции необходимо рассматривать комплексное управление в строительстве.

Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т.е. создание конечной продукции, ее продажа  и сервисное обслуживание (конечным результатом является строительная продукция, которая создается и эксплуатируется), можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект. Да и в мировой практике организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.

Основная задача регионального  органа управления при разработке стратегии  и тактики развития региона в современных условиях - это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как государственного хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству  региона это может означать [9]:

- активное влияние  на процесс формирования производственной  и социальной инфраструктуры региона;

- формирование и проведение  активной градостроительной политики  в регионе; 

- создание благоприятных  условий для формирования регионального  строительного комплекса, его  состава и структуры как технологической,  так и по формам собственности на средства производства;

- активное формирование  инвестиционной политики на территории  региона.

Безусловно, ряд перечисленных  мер имеет общеэкономический  характер, однако применительно к  строительству их разработка и использование  имеют первоочередную значимость для региона.

В условиях рыночной экономики  активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы:

- выбор источников  и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков  реализации;

- выбор органов, ответственных  за реализацию инвестиционной  политики;

- создание необходимой  нормативно-правовой базы функционирования  рынка инвестиций;

- создание благоприятного  инвестиционного климата.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы.  Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

Строительный комплекс Республики Беларусь включает строительство и совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства и обеспечивающих его материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и подготовкой кадров [17, c. 98].

Промышленное ядро комплекса  образуют промышленность строительных материалов и конструкций, а также  предприятия стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Законодательно-нормативную и научно-техническую политику в отрасли осуществляет Министерство архитектуры и строительства. Строительный комплекс создает около 9% валового внутреннего продукта республики. В нем занято более 400 тыс. человек.

Строительный комплекс занимает особое место в системе  национальной экономики Республики Беларусь, обеспечивая ее устойчивость и социальную направленность, способствуя развитию производственного потенциала страны, реализации важнейших социальных и экономических проектов. На строительный комплекс возложено решение таких масштабных задач, как создание новых производственных и непроизводственных фондов, технологическая реконструкция народного хозяйства, развитие и модернизация социальной инфраструктуры.

Организационные формы, нормативная и правовая база строй  комплекса соответствуют рыночным условиям хозяйствования. Его основу составляет строительная отрасль, являющаяся одной из базовых производственных отраслей. В целом, это многопрофильный и многофункциональный комплекс предприятий, функционирующих в разных отраслях экономики, различных форм собственности и направлений деятельности, включая производственную, научно-техническую, подрядную, архитектурно-градостроительную, проектную, надзорную и лицензионную.

Министерство архитектуры  и строительства Республики Беларусь координирует деятельность всего строительного  комплекса. Министерство, функционирующий  при нем Департамент государственного строительного надзора и органы местного управления образуют единую систему органов государственного управления в строительстве.

Минстройархитектуры проводит единую нормативную, техническую и  экономическую политику в строительном комплексе с целью создания субъектам хозяйствования благоприятных условий для проведения рыночных реформ и развития производства. Основная функция Министерства на современном этапе - нормативно-техническое, методическое и правовое обеспечение, а также лицензирование строительной деятельности, осуществление государственного строительного надзора.

Подведомственными Министерству являются 80 строительных организаций, 70 промышленных предприятий и 14 научно-исследовательских  и проектных институтов. Численность работающих в отрасли составляет более 100 тыс. человек, половина этого состава трудится в строительстве. Подрядные организации Минстройархитектуры выполняют более 17 процентов всех подрядных работ в республике. Предприятия негосударственной формы собственности производят более половины выпускаемой продукции, а также выполняют большую часть работ и услуг.

Строительная отрасль  является своеобразным индикатором  экономического состояния страны. Эффективность  работы строительного комплекса  во многом зависит от объемов, динамики и темпов роста инвестиций в основной капитал.

В период экономического спада, который явился следствием развала  СССР, созданный в 70 - 90-е годы строительный комплекс республики - а это крупные  строительные тресты и домостроительные комбинаты, развитая система специализированных организаций и мощная производственная база - оказался мало востребованным.

За 1991-1995 годы объем инвестиций сократился почти в 3 раза, что крайне неблагоприятно сказалось на работе строителей. Многие коллективы из-за потери квалифицированных рабочих и специалистов оказались неработоспособными, а отдельные организации прекратили свою деятельность.

Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ