Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Главное управление по восстановлению г. Минска;

Управление по делам сельского и колхозного строительства.

Постепенно эти органы управления укрупнялись и в 1953 г. первые три из них были объединены в Министерство жилищно-гражданского строительства БССР. После неоднократных  реорганизаций в 1957 году оно было преобразовано в Министерство строительства  БССР и просуществовало до 1967 г. Кроме этого вопросами сельского строительства, в частности в колхозах, занималась отдельная структура управления.

К середине 60-х годов  объёмы строительства в республике значительно возросли, и потребовалась  более четкая его специализация. В это время была создана система управления строительством, просуществовавшая до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские структуры, подчинявшиеся как правительству республики, так и одноименным союзным структурам.

Наиболее крупным из них был Минпромстрой. В его  состав в различные периоды входило до 40 строительно-монтажных и специализированных трестов (объединений), целый ряд домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных предприятий в г. Минске, областных центров и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло функции генподрядных организаций и вело строительные работы в указанных выше городах и их пригородных зонах. По мере ростов объёмов работ в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.

Строительство объектов на селе, в большинстве районных центров вели, также генподрядные, организации Минсельстроя. Объединения и тресты этого министерства находились во всех областях. В Минской, Гомельской и Витебской области – по два и более. В свою очередь их структурные подразделения (ПМК и СПМК) располагались во всех районах. При этом управление строительством в колхозах долгое время велось самостоятельными структурами.

Организации Минмонтажспецстроя выполняли работу своего профиля  на субподряде. Монтаж металлических  конструкций, технологического оборудования и трубопроводов вёлся трестом «Химмонтаж», в последствии объединением «Промтехмонтаж». Электромонтажные работы выполнял трест «Белэлектромонтаж». Монтаж систем вентиляции и кондиционирования, санитарно-технических систем выполняли тресты «Белсантехмонтаж № 1» и «Белсантехмонтаж № 2». Изоляцию промышленного оборудования и трубопроводов осуществлял трест «Белтеплоизоляция». Все виды пуско-наладочных работ, в том числе контроль сварных соединений неразрушающими методами, выполнял трест «Белпромналадка». Тепломонтажные, огнеупорные и футеровочные работы выполняло специализированное управление «Тепломонтаж». Белорусское управление механизации, оснащенное мобильными грузоподъемными механизмами и технологическим автомобильным транспортом, оказывало услуги по механизации всех видов работ. Кроме этого, ряд узкоспециализированных монтажных организаций подчинялись своим головным структурам в Москве или Ленинграде [25].

В переходный период на базе строительных министерств были созданы: корпорация «Белбуд», объединение «Белсельстрой» и концерн «Белстроймонтаж» («Белмонтажспецстрой»).

В настоящее время  республиканским органом управления строительной деятельностью в Беларуси является Министерство архитектуры  и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры), созданное Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 1994 г. № 74. Ему переданы функции ранее существовавших структур бывшего Министерства промышленности строительных материалов, а также (непродолжительное время) управления дорожным строительством от которых министерство было освобождено.

Основными задачами министерства являются разработка и реализация государственной  и технической политики в области  строительства, жилищного строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, осуществление технического нормирования, стандартизации и сертификации в этой области, а также эффективного государственного строительного надзора, который осуществляет департамент Госстройнадзора, находящийся в составе министерства.

Минстройархитектуры в  установленном законодательством  порядке обеспечивает также лицензирование строительной деятельности и проведение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.

Министерство архитектуры  и строительства Республики Беларусь  является республиканским органом  государственного управления и подчиняется  Совету Министров Республики Беларусь [5].

Минстройархитектуры в  своей деятельности руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе Положением о Минстройархитектуры.

Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

Основными задачами Минстройархитектуры  являются [5]:

- разработка и осуществление государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;

- осуществление государственной политики в области жилищного строительства;

- осуществление единой технической политики в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;

- обеспечение функционирования системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Организационная структура Минстройархитектуры представлена на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5 – Организационная  структура управления Минстройархитектуры

 

В структуру Минстройархитектуры  входят управления, отделы, сектора.

Минстройархитектуры возглавляет  Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Министр [5]:

- руководит деятельностью Минстройархитектуры, представляет его интересы в государственных органах, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления;

-. действует без доверенности от имени Минстройархитектуры, в установленном порядке распоряжается его средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;

- представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения проекты законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- утверждает структуру Минстройархитектуры, штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, устанавливает работникам центрального аппарата Министерства надбавки за сложность и напряженность работы;

- принимает на работу и увольняет работников центрального аппарата Минстройархитектуры в соответствии с законодательством и условиями контрактов, заключает контракты с руководителями подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за выполнением условий этих контрактов, утверждает уставы подчиненных государственных организаций;

- представляет в установленном порядке работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Минстройархитектуры  создается коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители по должности, а также другие руководящие работники Министерства, представители профсоюзов. В состав коллегии могут включаться работники подчиненных Минстройархитектуры государственных организаций.

В заседаниях коллегии могут  принимать участие иные лица в  соответствии с законодательством.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом  Министров Республики Беларусь.

Коллегия рассматривает  основные вопросы развития строительной отрасли, обсуждает другие вопросы деятельности Министерства, подчиненных ему государственных организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Минстройархитектуры.

Важное место в организации  системы управления строительным комплексом Республики Беларусь занимает управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Управление строительства  и жилищно-коммунального хозяйства (далее – управление) в соответствии с приказом Минэкономики от 27.02.2004 № 27 является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики Республики Беларусь, осуществляющим разработку общей стратегии и главных направлений экономических преобразований в строительном комплексе, жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве республики.

Управление в своей  деятельности руководствуется Конституцией и законодательством Республики Беларусь, Положением о Минэкономики и Положением.

Основными задачами управления являются:

- подготовка предложений в части проведения государственной экономической политики в области строительства, в том числе жилищного, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности строительных материалов и конструкций.

- участие в подготовке и корректировке научно обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

- анализ и оценка социально-экономической ситуации в строительном комплексе, жилищной сфере и коммунальном хозяйстве, в том числе в регионах, разработка необходимых мер и предложений;

- участие в работе республиканских органов государственного управления по вопросам строительства, жилищной политики, градостроительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства;

- анализ хода проведения реформ, реализация программ структурной перестройки в строительном и жилищно-коммунальном комплексах, промышленности строительных материалов и конструкций, выработка на основе этого анализа соответствующих предложений по повышению эффективности производства в этих отраслях;

- участие в регулировании рынка подрядных работ путем создания конкурентной среды и развития системы подрядных торгов, в подготовке предложений по рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала республики при производстве строительных материалов и конструкций в целях ослабления зависимости республики от импорта этой продукции, создания условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг субъектов хозяйствования строительного комплекса;

- выработка мер, обеспечивающих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом требований экономической безопасности, интеграции экономики республики и стран СНГ, развития взаимовыгодных экономических отношений, укрепления сотрудничества с Российской Федерацией, ее регионами;

- участие в разработке предложений по налоговым, бюджетным, денежно-кредитным, инвестиционным, таможенным, ценовым и инновационным вопросам в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях строительных материалов и конструкций.

Государственная строительная политика Республики Беларусь имеет  большую нормативно-правовую основу, остов которой составляют Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и отраслевые программы на 2006-2010 годы. При этом она базируется на опыте и традициях предшествующих периодов развития нашей страны, учитывает передовой зарубежный опыт. Приоритетом государственной строительной политики Республики Беларусь является жилищное строительство.

Жилищная политика базируется на [6]:

1. обеспечении  государством   социальных   гарантий   на   получение и приобретение   гражданами   жилья,  многообразия   и   равноправия   всех  форм собственности  на  жилище,  права граждан на выбор способа удовлетворения  своих потребностей в жилье и на возможность свободно им распоряжаться в соответствии с действующим законодательством;

2. формировании рынка жилья, предполагающего:

- наращивание объемов строительства конкурентноспособного жилья;

- наличие рынка строительного подряда, строительных материалов, конструкций и технологий, проектной документации,  а также приоритетное направление инвестиций на строительство, реконструкцию, модернизацию жилья и других объектов социальной сферы;

Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ