Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа
Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.
Главное управление по восстановлению г. Минска;
Управление по делам сельского и колхозного строительства.
Постепенно эти органы управления укрупнялись и в 1953 г. первые три из них были объединены в Министерство жилищно-гражданского строительства БССР. После неоднократных реорганизаций в 1957 году оно было преобразовано в Министерство строительства БССР и просуществовало до 1967 г. Кроме этого вопросами сельского строительства, в частности в колхозах, занималась отдельная структура управления.
К середине 60-х годов объёмы строительства в республике значительно возросли, и потребовалась более четкая его специализация. В это время была создана система управления строительством, просуществовавшая до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские структуры, подчинявшиеся как правительству республики, так и одноименным союзным структурам.
Наиболее крупным из них был Минпромстрой. В его состав в различные периоды входило до 40 строительно-монтажных и специализированных трестов (объединений), целый ряд домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных предприятий в г. Минске, областных центров и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло функции генподрядных организаций и вело строительные работы в указанных выше городах и их пригородных зонах. По мере ростов объёмов работ в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.
Строительство объектов на селе, в большинстве районных центров вели, также генподрядные, организации Минсельстроя. Объединения и тресты этого министерства находились во всех областях. В Минской, Гомельской и Витебской области – по два и более. В свою очередь их структурные подразделения (ПМК и СПМК) располагались во всех районах. При этом управление строительством в колхозах долгое время велось самостоятельными структурами.
Организации Минмонтажспецстроя выполняли работу своего профиля на субподряде. Монтаж металлических конструкций, технологического оборудования и трубопроводов вёлся трестом «Химмонтаж», в последствии объединением «Промтехмонтаж». Электромонтажные работы выполнял трест «Белэлектромонтаж». Монтаж систем вентиляции и кондиционирования, санитарно-технических систем выполняли тресты «Белсантехмонтаж № 1» и «Белсантехмонтаж № 2». Изоляцию промышленного оборудования и трубопроводов осуществлял трест «Белтеплоизоляция». Все виды пуско-наладочных работ, в том числе контроль сварных соединений неразрушающими методами, выполнял трест «Белпромналадка». Тепломонтажные, огнеупорные и футеровочные работы выполняло специализированное управление «Тепломонтаж». Белорусское управление механизации, оснащенное мобильными грузоподъемными механизмами и технологическим автомобильным транспортом, оказывало услуги по механизации всех видов работ. Кроме этого, ряд узкоспециализированных монтажных организаций подчинялись своим головным структурам в Москве или Ленинграде [25].
В переходный период на базе строительных министерств были созданы: корпорация «Белбуд», объединение «Белсельстрой» и концерн «Белстроймонтаж» («Белмонтажспецстрой»).
В настоящее время
республиканским органом
Основными задачами министерства являются разработка и реализация государственной и технической политики в области строительства, жилищного строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, осуществление технического нормирования, стандартизации и сертификации в этой области, а также эффективного государственного строительного надзора, который осуществляет департамент Госстройнадзора, находящийся в составе министерства.
Минстройархитектуры в
установленном
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [5].
Минстройархитектуры в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе Положением о Минстройархитектуры.
Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
Основными задачами Минстройархитектуры являются [5]:
- разработка и осуществление государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;
- осуществление государственной политики в области жилищного строительства;
- осуществление единой технической политики в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;
- обеспечение функционирования системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Организационная структура Минстройархитектуры представлена на рис. 2.5.
Рис. 2.5 – Организационная структура управления Минстройархитектуры
В структуру Минстройархитектуры входят управления, отделы, сектора.
Минстройархитектуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Министр [5]:
- руководит деятельностью Минстройархитектуры, представляет его интересы в государственных органах, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления;
-. действует без доверенности от имени Минстройархитектуры, в установленном порядке распоряжается его средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;
- представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения проекты законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает структуру Минстройархитектуры, штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, устанавливает работникам центрального аппарата Министерства надбавки за сложность и напряженность работы;
- принимает на работу и увольняет работников центрального аппарата Минстройархитектуры в соответствии с законодательством и условиями контрактов, заключает контракты с руководителями подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за выполнением условий этих контрактов, утверждает уставы подчиненных государственных организаций;
- представляет в установленном порядке работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В Минстройархитектуры создается коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители по должности, а также другие руководящие работники Министерства, представители профсоюзов. В состав коллегии могут включаться работники подчиненных Минстройархитектуры государственных организаций.
В заседаниях коллегии могут принимать участие иные лица в соответствии с законодательством.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Коллегия рассматривает основные вопросы развития строительной отрасли, обсуждает другие вопросы деятельности Министерства, подчиненных ему государственных организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Минстройархитектуры.
Важное место в организации системы управления строительным комплексом Республики Беларусь занимает управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Управление строительства
и жилищно-коммунального
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законодательством Республики Беларусь, Положением о Минэкономики и Положением.
Основными задачами управления являются:
- подготовка предложений в части проведения государственной экономической политики в области строительства, в том числе жилищного, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности строительных материалов и конструкций.
- участие в подготовке и корректировке научно обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- анализ и оценка социально-экономической ситуации в строительном комплексе, жилищной сфере и коммунальном хозяйстве, в том числе в регионах, разработка необходимых мер и предложений;
- участие в работе республиканских органов государственного управления по вопросам строительства, жилищной политики, градостроительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства;
- анализ хода проведения реформ, реализация программ структурной перестройки в строительном и жилищно-коммунальном комплексах, промышленности строительных материалов и конструкций, выработка на основе этого анализа соответствующих предложений по повышению эффективности производства в этих отраслях;
- участие в регулировании рынка подрядных работ путем создания конкурентной среды и развития системы подрядных торгов, в подготовке предложений по рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала республики при производстве строительных материалов и конструкций в целях ослабления зависимости республики от импорта этой продукции, создания условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг субъектов хозяйствования строительного комплекса;
- выработка мер, обеспечивающих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом требований экономической безопасности, интеграции экономики республики и стран СНГ, развития взаимовыгодных экономических отношений, укрепления сотрудничества с Российской Федерацией, ее регионами;
- участие в разработке предложений по налоговым, бюджетным, денежно-кредитным, инвестиционным, таможенным, ценовым и инновационным вопросам в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях строительных материалов и конструкций.
Государственная строительная политика Республики Беларусь имеет большую нормативно-правовую основу, остов которой составляют Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и отраслевые программы на 2006-2010 годы. При этом она базируется на опыте и традициях предшествующих периодов развития нашей страны, учитывает передовой зарубежный опыт. Приоритетом государственной строительной политики Республики Беларусь является жилищное строительство.
Жилищная политика базируется на [6]:
1. обеспечении государством социальных гарантий на получение и приобретение гражданами жилья, многообразия и равноправия всех форм собственности на жилище, права граждан на выбор способа удовлетворения своих потребностей в жилье и на возможность свободно им распоряжаться в соответствии с действующим законодательством;
2. формировании рынка жилья, предполагающего:
- наращивание объемов строительства конкурентноспособного жилья;
- наличие рынка строительного подряда, строительных материалов, конструкций и технологий, проектной документации, а также приоритетное направление инвестиций на строительство, реконструкцию, модернизацию жилья и других объектов социальной сферы;
Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ