Государственное регулирование строительного комплекса РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть строительный комплекс как объект государственного регулирования;
2. Изучить методы государственного регулирования строительного комплекса Республики Беларусь;
3. Проанализировать состояние и тенденции развития строительного комплекса Республики Беларусь;
4. Изучить государственное управление строительным комплексом Республики Беларусь и строительную политику Республики Беларусь;
5. Определить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования развития строительного комплекса Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

718 Государственное регулирование строительных комплексов РБ.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Меры, принятые руководством страны в 1995-2000 годах, позволили остановить негативные процессы в развитии экономики, что помогло не только сохранить, но и в полной мере использовать потенциал строительного комплекса. Достаточно сказать, что в 2000 году объем инвестиций в народное хозяйство увеличился в 1,4 раза по сравнению с 1996 годом.

С 2001 года в Республике Беларусь продолжается экономический рост, сопровождаемый инвестиционной активностью. Если в 2001-2003 годах ежегодный прирост валового внутреннего продукта и производства промышленной продукции составлял в среднем 5-7 процентов, то в 2004 году- 11 и 15 процентов соответственно.

Показательна динамика роста инвестиций в основной капитал:  2002г. – 106 процентов к уровню 2001 г., 2003 г. – 121 %, 2004 г. - 120 процентов; в 2005 году рост инвестиций составил 121 процента при прогнозе 117,5 процента, в 2006 году – 122 процента.

Сложившиеся в стране в настоящее время экономические  условия можно оценить как  наиболее благоприятные для работы строительного комплекса. Прежде всего, за счет роста инвестиционной активности.

Особенностью экономического развития Беларуси на современном этапе является четко выраженная социальная направленность. Социально ориентированная экономика - такой выбор сделало руководство страны, поставив целью рыночных преобразований процветание белорусского государства на благо всего общества и каждого его члена в отдельности.

На строительный комплекс, работающий в условиях социально  ориентированной экономики, возложено  решение ряда наиболее значимых для  общества задач. В ряду приоритетов  социально-экономического развития республики стоит реализация жилищной программы, наращивание темпов и объемов жилищного строительства как в городах, так и в сельской местности, создание комфортных условий проживания для различных категорий граждан, особенно тех, кто остро нуждается в жилье.

Конкретным вкладом  строителей в решение этой приоритетной государственной задачи являются построенные и реконструированные жилые дома, школы и детские сады, больницы и поликлиники, Дворцы спорта и спортивно-оздоровительные комплексы, памятники истории культуры Беларуси, а также другие объекты, без которых невозможно представить полноценную и достойную человеческую жизнь. Строительство жилья является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Стратегия жилищного строительства предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилого фонда, способного удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений граждан.

Государство осуществляет регулирование социально-экономических  отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление  методов государственного регулирования на [14, c. 69]:

- правовые,

- административные,

- экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства  в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование  экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию  с помощью системы административных мер осуществляющих государственный  контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие  на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение  степень концентрации капитала, структуру  экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Государственное регулирование  выражает общегосударственные интересы и должно обеспечивать единство и  целостность экономики. Это достигается  путем разработки обязательного для всех субъектов законодательства и норм их взаимоотношений. Государственное регулирование экономических процессов осуществляется различными методами, которые можно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Таким образом, со стороны государства возможно эффективное осуществление регулирующего воздействия (с целью минимизации рисков организаций строительного комплекса) в форме прямых и косвенных методов.

При этом основой функционирования строительного комплекса должна стать стабильная качественная нормативно-правовая база, учитывающая особенности экономических условий хозяйствования.

Основным методом государственного регулирования строительного комплекса  в Республике Беларусь является административное регулирование на основе нормативно-правовой документации.

 

2. Анализ состояния  действующей системы государственного  регулирования развития строительного  комплекса

 

 

2.1 Состояние и тенденции развития строительного производства Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений

 

 

Республика Беларусь располагает  развитым строительным комплексом. На сегодняшний день в строительном комплексе создана мощная инфраструктура. На предприятиях промышленности строительных материалов выпускаются строительные материалы и конструкции различного назначения, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и осуществлять поставку на внешний рынок [27].

В то же время остаются высокими степень  износа активной части основных фондов, затраты на производство строительной продукции, что отрицательно сказывается на ее конкурентоспособности, востребованности на внутреннем и внешнем рынках. Строительные материалы белорусских производителей на рынках России и Украины вытесняются более конкурентоспособной продукцией местного производства. Низок удельный вес строительных работ, выполняемых за пределами страны. Объемы внедрения научных разработок недостаточны, темпы возведения зданий нового поколения не отвечают современным требованиям.

Для устойчивого развития комплекса  необходимо техническое переоснащение и модернизация производственной базы на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материало- и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса, повышение ее конкурентоспособности. Требуется повышение инновационной и инвестиционной активности, направленной на создание новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, приоритетное развитие эспортоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на новых экологически чистых технологиях, прежде всего, цемента, стеновых, нерудных и теплоизоляционных строительных материалов и изделий [28].

Строительные и ремонтно-строительные работы в республике выполняют организации различных форм собственности, главным образом Министерства архитектуры и строительства (до 40% объемов подрядных работ), концернов «Минскстрой», «Белэнергострой», «Белтопгаз», «Белмелиоводхоз», а также министерств и ведомств нестроительного профиля.

Наибольший удельный вес (до 60%) занимают организации с численностью от 50 до 200 человек, в 30 организациях отрасли  численность работающих превышает  тысячу человек. В основном это тресты и приравненные к ним организации  Министерства архитектуры и строительства. Более 2,5 тысяч организаций - субъекты малого предпринимательства, средняя численность в которых составляет 15 человек.

Процессы разгосударствления и приватизации в строительных организациях проходили наиболее активно. В 2008 г. негосударственными подрядными организациями выполнено более 60% объема подрядных строительно-монтажных работ.

Научное обслуживание строительства осуществляется сохранившейся развитой сетью проектно-изыскательных организаций.

После снижения инвестиционной активности в 1992-1996 гг. с 1997 г. в строительстве сложилась тенденция роста объема производства (табл. 2.1).

 

 

 

 

Таблица 2.1 Инвестиции в основной капитал за 1995-2008 гг.

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал 
(в фактически действовавших ценах), 
млрд. руб.

22381,6

1809,01)

3049,3

4484,6

7131,2

10783,4

15095,8

20374,1

26053,3

35883,6

в том числе по объектам:

                   

производственного назначения

13155,1

1042,5

1870,5

2835,7

4709,7

7148,7

9986,5

13767,4

17131,5

23060,8

непроизводственного назначения

9226,5

766,5

1178,8

1648,9

2421,5

3634,7

5109,3

6606,7

8921,8

12822,8

Индексы инвестиций в  основной капитал (в сопоставимых ценах), 
в процентах к предыдущему году

69,3

102,1

96,5

106,0

120,8

120,9

120,0

132,2

116,2

122,9

в том числе по объектам:

                   

производственного назначения

71,3

103,6

102,7

108,8

126,5

119,5

118,4

136,0

113,6

123,2

непроизводственного назначения

66,6

100,1

88,1

101,8

112,7

121,5

121,6

125,7

122,3

122,5


Примечание: 1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

 

Анализируя данные таблицы 2.1, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода  наблюдался рост инвестиционной активности в строительном комплексе. Структура  инвестиций в основной капитал (рис. 2.1) свидетельствует о преобладании инвестиций производственного назначения. Так, за 2000-2008 гг. структура инвестиций кардинально изменилась, если в 2000 году инвестиции производственного назначения составляли 58% в общем объёме инвестиций, то в 2008 году они составили 64%, что свидетельствует об улучшении инвестиционного климата в Республике Беларусь.

 

Рис. 2.1 Структура инвестиций в 2000 и 2008 гг.

 

Динамика роста инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь за 1995-2008 гг. представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 - Динамика роста инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь за 1995-2008 гг.

Жилищное строительство  является одним из приоритетов социальной политики белорусского государства. По вводу жилья республика занимает сегодня лидирующее положение среди стран СНГ (рис. 2.3). Гражданам при строительстве жилья предоставляется государственная поддержка в виде одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов. Ведется активный поиск внебюджетных источников финансирования. Динамика ввода в действие жилых домов отражена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Ввод в действие жилых домов

Показатель

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Ввод в действие общей площади  жилых домов, тыс. м 2

1948,8

3528,5

3008,9

2810,5

3019,2

3501,5

3785,5

4087,6

4665,1

5140,6

в том числе:

                   

в городах и поселках городского типа

1500,5

2447,4

2071,3

1917,3

2116,0

2286,9

2549,1

2708,3

3173,6

3683,8

в сельских населенных пунктах

448,3

1081,1

937,6

893,2

903,2

1214,6

1236,4

1379,3

1491,5

1456,8

Число построенных квартир, тыс.

27,3

39,4

32,5

28,8

32,0

40,4

43,3

45,6

53,1

60,6

Информация о работе Государственное регулирование строительного комплекса РБ