Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуп-равления, не накоплен достаточный опыт его органи¬зации и функционирования, не выработаны теоретичес¬кие научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обще¬стве и государстве.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….................2
Понятие и разграничение полномочий региональных и муниципальных органов управления
Местное самоуправление………………..........................................4
Полномочия субъектов Российской Федерации………...………..9
Система взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления
Взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти..........................................................................................................15
Проблемы взаимоотношений и пути их решения .....……………27

Заключение …………………………...………..…………………………...........31
Список использованной литературы и источников …………………………..33
Примечания ……………………………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
 
 

ГОУ СПО ЯО Ярославский Градостроительный Колледж 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

НА  ТЕМУ:

«ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студент гр. ГМ1-41

Жирнова М.М.

Проверил  преподаватель:

Гайдис  А.С. 
 
 
 

Дата  сдачи ________

Дата  защиты ______

Оценка____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2012 год 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………….….................2

  1. Понятие и разграничение полномочий региональных и муниципальных органов управления
    1. Местное самоуправление………………..........................................4
    2. Полномочия субъектов Российской Федерации………...………..9
  2. Система взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления
    1. Взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти..........................................................................................................15
    2. Проблемы взаимоотношений и пути их решения .....……………27
 

Заключение  …………………………...………..…………………………...........31

Список использованной литературы и источников …………………………..33

Примечания ………………………………………………………………...…....34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Проблемы  теории местного самоуправления, его  правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия  являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

  Становление местного самоуправления находится  на самом начальном этапе современного переходного состояния российского  общества. Еще не отработаны концепции  и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

  В теории и практике наблюдаются два  основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.

  Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

  Научно  обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких  единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность и самоуправление, как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством — как такой социальный феномен, в котором смыкается государство и общество, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом, индивидом.

  Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя",[1] в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.

  Исследуя  литературу, я определила, что исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

   Цель  курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.

  Предмет исследования – государственное  управление.

  Объект  исследование – органы государственного и местного самоуправления.

    Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

    • изучить специализированную литературу
    • раскрыть понятия государственного и муниципального управления
    • узнать о путях достижения стабилизации во взаимоотношениях на обоих уровнях
    • изучить основные проблемы
    1. ПОНЯТИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
     
    1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

  Россия  пока делает первые шаги на пути внедрения  различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений. Хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.[2]

  Многие  вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В  их числе:

  • отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;

  • непоследовательность практики муниципального строительства — существование  различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;

  • противоречивость и незавершенность  правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;

  • существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пассивности и политической апатии масс;

  • отсутствие на местном уровне достаточных  материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;

  • слабость информационного обеспечения  местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;

  • законодательное закрепление общих  принципов местного самоуправления без учета различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию. И что в условиях российских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправления и муниципального строительства в различных регионах страны. В конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;

  • отсутствие четкого разграничения  предметов ведения и полномочий местного самоуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;

  • неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;

  • нерешенность вопроса о возможности  местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.

  Не  случайно одной из конечных целей  реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является создание системы взаимодействия населения. Также местного самоуправления и государственной власти, которая должна обеспечить: улучшение условий жизни населения; обретение гражданами навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований[3].

  Одной из ключевых проблем становления  современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

  Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем,  в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление"[4].

  В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" — все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции РФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

  Можно сказать, что местное самоуправление — подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля. Формируется государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление — одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан. Комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты — все это важные и полезные общественные объединения, но не имеющие властных функций[5].

  Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

  Местное самоуправление в любом государстве, как справедливо отмечает М. И. Пискотин, служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления