Региональное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

Цель моей курсовой работы заключается в изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Межрегиональные различия: сущность и причины появления

ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК

2.1 Валовый региональный продукт

2.2 Различия в денежных доходах и расходах населения регионов

2.3 Инвестиционная привлекательность регионов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 111.28 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Республики Казахстан

                        Университет Международного Бизнеса

   

 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Межрегиональные  различия экономики РК» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.№433

Ражан Мадина

Проверила: Бибатырова И.А 
 
 
 
 

                                   АЛМАТЫ 2011 
Содержание
 

Введение

ГЛАВА 1. Межрегиональные различия: сущность и причины появления

ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК

2.1 Валовый региональный продукт

2.2 Различия в  денежных доходах и расходах населения регионов

2.3 Инвестиционная  привлекательность регионов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения 

 

      Введение 

     Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране. В  данной работе дается обзор основ  региональной политики как системы  целей, задач и практических действий органов государственной власти по управлению устойчивым развитием  регионов.

     В работе приводятся основные понятия  региональной политики, ее виды, рассмотрены  современные теории и идеи регионального  развития; показаны формы, методы и  средства региональной политики.

     Региональная  политика государства- сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями  между государством и районами, а  также районов между собой.

     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской  концепции власти. В периоды трансформации  экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование  региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран  мира. Исследования и методы регулирования  регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый  мировой опыт.

     Основная  цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран.

     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах  с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения  и т.п.

     Цель  моей курсовой работы заключается в  изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления  межрегиональных различий экономики  Казахстана.

     В данной работе проведен анализ показателей  регионального развития РК, а именно валового регионального продукта регионов, доходов и расходов населения  и инвестиционной привлекательности  областей. В работе рассмотрены сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана. 

 

    ГЛАВА 1. Межрегиональные  различия: сущность и причины появления 

     В отличии от стран с региональными  параметрами, позволяющие создать  развитую местную экономику и  местное самоуправление, регионы  Казахстана характеризуются обширными  территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и низкой емкостью внутреннего  рынка. В докладе Всемирного Банка  в 1997 г. «Государство в изменяющемся мире» подчеркивается, что хорошо осмысленное и целенаправленное долгосрочное видение является основой для успешного развития государства.

     В период трансформации экономической  и социальной систем значительно ослабла регулирующая роль государства в развитии территории, что выразилось, прежде всего, в сокращении инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктуры. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью переживали глубокий спад производства и демографический кризис. Проблемой стало появление депрессивных сельских районов и малых городов. Переходный процесс удлинился из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали следующие процессы:

     1. Формирование геополитического  и экономического пространства

     2. Переход от административно-плановой  экономики к рыночному типу  с нестабильным государственным  регулированием

     3. Экономический кризис

     4. Возникновение новых приграничных регионов со специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными проблемами

     В унитарных государствах, к числу  которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным  правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и  микроинструментами.

     На  предварительном этапе Стратегии  «Казахстан 2030» были проведены основные политические и социально-экономические  реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 г. был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.

     В настоящий момент Казахстан вышел  на траекторию устойчивого экономического роста. В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация  экономической деятельности, при  которой жители всех регионов будут  иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни. Забота о пространственной организации  хозяйства страны- основная функция  государства. В осуществлении регулирования  регионального развития участвуют  все государственные институты. Но решение региональных проблем  не всегда могут быть их основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития выделяют специализированную регионально ориентированную деятельность - региональную политику.

     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской  концепции власти. В периоды трансформации  экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование  региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран  мира. Исследования и методы регулирования  регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.(Тажин «Региональная социология»)

     Региональное  развитие- прогрессивное изменение внутренней социально-экономической структуры региона.

     В постоянно меняющемся мире традиционные региональные проблемы не исчезают, а переходят в новое качество. Принципиально новые региональные проблемы возникают при переходе к постиндустриальному, информационному обществу и в связи с глобализацией экономики.

     Региональная  политика государства- сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями  между государством и районами, а  также районов между собой.

     В развитых странах она рассматривается, прежде всего, в качестве средства государственного регулирования социально-экономических  процессов в проблемных регионах страны и снятия социальной и экономической  напряженности. В тесной связи с региональной политикой находятся понятия региональная социально-экономическая политика- совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов.

     Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР), постоянно обобщающая опыт региональной политики разных стран, рассматривает ее как «политику, нацеленную на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах».

     Основная  цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. В странах с рыночной экономикой исследователи-регионалисты выделяют два направления государственного вмешательства в развитие регионов:

     Экономические цели:

     - оживление производства в депрессивных  регионах;

     - создание зон роста и эффективного  предпринимательства;

     - повышение конкурентоспособности  регионального производства;

     - усиление межрегиональной экономической  интеграции и т.д.

     Социальные  цели:

     - увеличение занятости населения;

     - повышение доходов населения;

     - развитие производственной и  социальной инфраструктуры в  наиболее отсталых регионах;

     - расширение доступности общественных  благ и т.д.

     Экономические цели преследуют достижение эффективного рационального использования производственного  потенциала каждого региона для  обеспечения общенационального  благосостояния. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте заключается в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. (Гранберг «Основы региональной экономики»)

     Объектом  региональной политики в странах рыночной экономики являются региональные неравенства, проявляющиеся в уровне и условиях жизни населения, занятости и безработице, темпах экономического развития регионов, условиях предпринимательства и т.д.

     Субъектами  государственной региональной политики выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, межрегиональные ассоциации.

     Различают следующие формы региональной политики:

     1. Региональное прогнозирование- научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т.д.

     2. Региональное программирование- целенаправленное вмешательство в развитие региона с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

     3. Региональное планирование- установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах  с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения  и т.п.

     В современных экономических дискуссиях часто смысл и содержание реформ во многом сводят к роли и месту  государства в рыночной экономике. Действительно, степень воздействия  государства на протекание экономических  процессов – своеобразный индикатор типа государственного управления, и масштаба социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.

Информация о работе Региональное управление в РК