Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуп-равления, не накоплен достаточный опыт его органи¬зации и функционирования, не выработаны теоретичес¬кие научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обще¬стве и государстве.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….................2
Понятие и разграничение полномочий региональных и муниципальных органов управления
Местное самоуправление………………..........................................4
Полномочия субъектов Российской Федерации………...………..9
Система взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления
Взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти..........................................................................................................15
Проблемы взаимоотношений и пути их решения .....……………27

Заключение …………………………...………..…………………………...........31
Список использованной литературы и источников …………………………..33
Примечания ……………………………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

  Проблематичной  остается управляемость в субъектах РФ. Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, вероятно, в этих целях было бы целесообразно установить формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом предел государственного регулирования таких вопросов.

  Полагаем  не отвечающим социальному предназначению местного самоуправления утверждение о том, что оно якобы должно поставить пределы государственной власти[14].

  С нашей точки зрения, принципиально  неверно противопоставлять местное самоуправление и государственность. Как показывает исторический опыт самоуправления в России и за рубежом, гарантом становления и развития местного самоуправления выступает государство.

  Говоря  о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии — как непосредственной, так и представительной.

  Общественные  начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение  активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Общественные дела в местном самоуправлении проявляются в непосредственном участии граждан в формировании и осуществлении ряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равно как и государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов и других правовых актах.

  Сочетание государственного и общественного  в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

  Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

  Представляется  необходимым:

  • разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственной власти.

  В число назревших вопросов, с нашей  точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и законных прав граждан.

  Необходимо  также законодательно закрепить  принципы и порядок взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

  Необходимо  создать законодательный механизм, направленный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.

  Органы  местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции  вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

  Муниципальная власть при наличии финансово-экономических гарантий, призванная удовлетворять основные, насущные потребности населения, может стать стабилизирующим фактором в случае социальных кризисов. Справедливо отмечается, что значение местного самоуправления в современных условиях России определяется его возможностями как интегрирующего фактора.  Оно объединяет людей, проживающих в границах муниципального образования, предоставляя равные возможности для решения общих проблем, независимо от социального статуса индивидов, их национальной принадлежности, политических пристрастий и проч. Оно может способствовать предотвращению национальных и религиозных конфликтов, так как строится не по этническому и конфессиональному признаку. Работа в органах местного самоуправления может стать механизмом отбора новой генерации российской политической элиты — это будут молодые энергичные политики, управленцы, прошедшие "сито" муниципальных выборов, знающие реальные проблемы населения и продемонстрировавшие умение эффективно их решать.

  Таким образом, анализ проблем соотношения  общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтом гражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества[15]. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации. 
 
 

      2.2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

      Исторически взаимоотношение региональных и муниципальных органов управления проявлялось по следующим направлениям:

      во-первых, в участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;

      во-вторых, в проведении выборов в центральные  органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных органов;

      в-третьих, в организации работы по исполнению законов;

      в-четвертых, в реализации предметов совместного  ведения.

      Специфическим являлось взаимодействие советских  органов – это была строгая  иерархия властных структур, в том числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими    и социальными процессами в стране.

      Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

      ·        законности,

      ·        сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,

      ·        самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

      ·        взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;

      ·        обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

      ·        добровольности заключения договоров и соглашений;

      ·        взаимной ответственности,

      ·        гласности.

      Содержание  и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

      1)                           правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль  исполнения соответствующего законодательства; 

      2)                           разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления,

      3)                           совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,

      4)                           обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,

      5)                           содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,

      6)                           защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

      Взаимодействие  органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих  основных организационных формах:

      во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;

      во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии;

      в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

      в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных  образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

      На  некоторых территориях субъектов  во взаимоотношениях органов государственной  власти и местного самоуправления имеются  две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

      Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

      В законах ряда субъектов Российской Федерации о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

      Надо  полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.

      С целью гармонизации взаимоотношений  регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например — Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

      Данный  закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных  и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

      Уточнение полномочий региональных государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Местное самоуправление исторически хранит основные черты общинного строя, в котором оно зародилось и функционировало в догосударственных структурах. В государственно-организованном обществе оно приобретает новые черты, не утрачивая вместе с тем качества социального общественного элемента. При этом мы исходим из того, что местное самоуправление как социальный институт должно обладать возможностями для многообразия форм самоорганизации граждан. Дело закона — открыть простор для инициативы, творческого порыва народа, а каковы будут его каналы и формы — дело самого народа, каждого местного сообщества, исходя из их нужд и интересов, традиций и образа жизни, исторического опыта и национальных особенностей.

Информация о работе Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления