Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:55, курсовая работа
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуп-равления, не накоплен достаточный опыт его органи¬зации и функционирования, не выработаны теоретичес¬кие научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обще¬стве и государстве.
Введение …………………………………………………………….….................2
Понятие и разграничение полномочий региональных и муниципальных органов управления
Местное самоуправление………………..........................................4
Полномочия субъектов Российской Федерации………...………..9
Система взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления
Взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти..........................................................................................................15
Проблемы взаимоотношений и пути их решения .....……………27
Заключение …………………………...………..…………………………...........31
Список использованной литературы и источников …………………………..33
Примечания ……………………………………
Проблематичной остается управляемость в субъектах РФ. Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, вероятно, в этих целях было бы целесообразно установить формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом предел государственного регулирования таких вопросов.
Полагаем не отвечающим социальному предназначению местного самоуправления утверждение о том, что оно якобы должно поставить пределы государственной власти[14].
С нашей точки зрения, принципиально неверно противопоставлять местное самоуправление и государственность. Как показывает исторический опыт самоуправления в России и за рубежом, гарантом становления и развития местного самоуправления выступает государство.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии — как непосредственной, так и представительной.
Общественные
начала в местном самоуправлении
имеют своим назначением
Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Представляется необходимым:
• разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственной власти.
В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и законных прав граждан.
Необходимо также законодательно закрепить принципы и порядок взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Необходимо создать законодательный механизм, направленный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.
Муниципальная
власть при наличии финансово-
Таким
образом, анализ проблем соотношения
общества, государства, местного самоуправления,
личности позволяет сделать вывод о том,
что местное самоуправление является
относительно самостоятельным институтом
гражданского общества, выступающим в
качестве территориально-управленческой
структурной части в системе гражданского
общества[15]. В этом качестве местное
самоуправление выступает как связующее
звено в системе централизованного и децентрализованного
управления. В рамках своих полномочий
оно самостоятельно управляет местными
делами, решает переданные ему отдельные
государственные полномочия, используя
различные формы самоорганизации и самореализации.
2.2.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Исторически взаимоотношение региональных и муниципальных органов управления проявлялось по следующим направлениям:
во-первых, в участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;
во-вторых, в проведении выборов в центральные органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных органов;
в-третьих, в организации работы по исполнению законов;
в-четвертых, в реализации предметов совместного ведения.
Специфическим являлось взаимодействие советских органов – это была строгая иерархия властных структур, в том числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими и социальными процессами в стране.
Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:
· законности,
· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
· добровольности заключения договоров и соглашений;
· взаимной ответственности,
· гласности.
Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:
во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;
во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;
в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;
в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.
На
некоторых территориях
Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.
В
законах ряда субъектов Российской
Федерации о порядке передачи
отдельных государственных
Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.
С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например — Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.
Данный закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.
Уточнение
полномочий региональных государственных
органов и органов местного самоуправления
по вопросам, требующим совместного решения
с учетом экономических, социальных и
иных особенностей муниципальных образований,
в соответствии с этим законодательным
актом может быть осуществлено специальным
договором (соглашением). Его сторонами
выступают органы государственной власти
и местного самоуправления в пределах,
закрепленных за ними полномочий, предметом
договора могут быть конкретизация вопросов,
требующих совместного решения, условия
и порядок их осуществления, формы взаимодействия
и сотрудничества при исполнении договора,
а также иные связанные с ним вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление исторически хранит основные черты общинного строя, в котором оно зародилось и функционировало в догосударственных структурах. В государственно-организованном обществе оно приобретает новые черты, не утрачивая вместе с тем качества социального общественного элемента. При этом мы исходим из того, что местное самоуправление как социальный институт должно обладать возможностями для многообразия форм самоорганизации граждан. Дело закона — открыть простор для инициативы, творческого порыва народа, а каковы будут его каналы и формы — дело самого народа, каждого местного сообщества, исходя из их нужд и интересов, традиций и образа жизни, исторического опыта и национальных особенностей.
Информация о работе Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления