Региональное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Wordрегион.docx

— 26.46 Кб (Скачать)

Проблемы  взаимодействия субъектов хозяйствования и управления по поводу отношений  собственности.

  Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

      Агропромышленный комплекс как отрасль хозяйства включает сельское хозяйство, переработку и заготовку сельской продукции, доведение ее до потребителей, рыболовство и др.

  Деятельность  органов исполнительной власти, направленная на обеспечение потребительского рынка продовольствием и сырьем для производства промышленной продукции является государственным регулированием.

  Главная задача государства в сфере агропромышленного  комплекса — обеспечить должное  функционирование агропромышленного  производства при многоукладности сельского хозяйства, многообразии средств производства.

    В этой связи государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие форм и методов хозяйствования являются основой государственной политики в указанной отрасли.

    Основным органом государственного управления в сфере агропромышленного комплекса является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Указанный орган исполнительной власти осуществляет в пределах своих полномочий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству. Последние, в свою очередь имеют собственные функции, не присущие указанному министерству.

  Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

  Вопросы управления федеральным государственным  имуществом отнесены соответствующими постановлениями Правительства  РФ к ведению:

  1) Федерального агентства по сельскому хозяйству. Оно также осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, а также правоприменительные функции.

  2) Федерального агентства по рыболовству. Последнее, в пределах своей компетенции, также осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, а также правоприменительные функции в области рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

  Значительная  роль в данной сфере управления принадлежит  органам исполнительной власти субъектов  РФ, а также органам местного самоуправления.

  К вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены основные вопросы владения, распоряжения и пользования природными ресурсами, в том числе и сельскохозяйственными, а также нормотворческая деятельность по созданию земельного и иного законодательства.

  Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют региональные программы по повышению  плодородия почв, руководят ветеринарией, ведут земельный кадастр, проводят на местном уровне программы по повышению производительности сельскохозяйственного производства и т.д.

  Органы  местного самоуправления передают в  собственность и сдают в аренду, а также изымают у недобросовестных пользователей земельные участки, регистрируют право собственности  на землю, осуществляют государственный контроль за использованием земель и выполнением землепользователями агрономических и иных обязательств и т.д.

  Природа и составляющие это понятие ресурсы: земля, ее недра, атмосферный воздух, вода, лес и другие природные ресурсы'— в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации могут находиться в государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации), муниципальной и иных формах собственности.

  Природные ресурсы представляют в настоящее  время одну из основных составляющих экономического благополучия нашей страны, в связи с этим рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды необходимо регулировать на государственном и местном уровнях.

  Использование природных ресурсов — это хозяйственная деятельность по их добыче, переработке и т.д. Охрана окружающей среды предполагает различные виды деятельности (образовательную, организационную, правоохранительную и др.) по предотвращению вредных последствий хозяйственного и иного использования природных ресурсов, обеспечению их защиты от разрушения, истощения, загрязнения.

  Содержание  управления природопользованием и  охраной окружающей среды состоит в установлении единой системы учета природных объектов и ресурсов, государственной регистрации пользования отдельными их видами; в планировании мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию; в определении правил пользования природными ресурсами; координации деятельности различных субъектов по природопользованию и охране окружающей природной среды; непосредственной организации рационального природопользования; в контроле и надзоре в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

  В соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной  среды» управление природопользованием  и охраной окружающей природной среды основывается на следующих основных принципах'.

  - приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

  - научно  обоснованное сочетание экологических  и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии  прав человека на здоровую  и благоприятную для жизни  окружающую природную среду;

  - рациональное  использование природных ресурсов  с учетом законов природы, потенциальных  возможностей окружающей природной  среды, необходимости воспроизводства  природных ресурсов и недопущения  необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

  - соблюдение  требований природоохранительного  законодательства, неотвратимость  наступления ответственности за  их нарушения;

  - гласность  в работе и тесная связь  с общественными организациями  и населением в решении природоохранительных  задач;

  - международное  сотрудничество в охране окружающей  природной среды.

  Отдельные виды деятельности по использованию  природных ресурсов и охране природы регулируются отраслевыми, в том числе кодифицированными нормативными актами (к примеру, Водный кодекс, Земельный кодекс и др.).

  Основным  органом федеральной исполнительной власти в данной сфере в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  № 314 от 09.03.2004 года и № 649 от 20.05.2004 года является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и норм по регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

  Данное  министерство осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию.

  Также как  субъект управления в сфере природоохраны действует Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды. Руководство ее деятельностью осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.

  В функции  этой службы входит контроль за состоянием окружающей воздушной и иной природной среды, отслеживание влияний на ее состояние природных, техногенных и иных факторов и др.

  Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет межотраслевые контрольно-надзорные функции, распространяющиеся на деятельность субъектов государственных и муниципальных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, за надлежащим использованием природных ресурсов, соблюдением соответствующих экологических и природоохранных правил и нормативов в хозяйственной и иной деятельности и др.

  Федеральные агентства осуществляют, согласно своей  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, а также  правоприменительные функции в  сфере водопользования, лесопользования  и недропользования соответственно.

  Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают, утверждают и реализуют местные экологические  программы, ведут учет и оценку состояния природных ресурсов, осуществляют руководство местными природоохранительными органами, ведут контроль за использованием и охраной относящихся к их ведению земель и т.д.

  Значительная  часть природоохранительных полномочий возложена на органы местного самоуправления. Поселковые, сельские администрации осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, соблюдением природоохранного законодательства.

  Местная администрация контролирует выполнение землепользователями обязательств по борьбе с эрозией почв, дает заключения по планам землеустроительных работ, осуществляет контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, организует проведение экологической экспертизы проектов строительства и строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих воздушную и водную среду, налагает в соответствии с законодательством об административной ответственности наказания за административные правонарушения в сфере экологии и т. д.

  Как известно, транспорт является важной отраслью хозяйства, призванной обеспечить потребности хозяйства и населения в перевозках пассажиров, грузов и багажа. Система транспортного хозяйства Российской Федерации включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электрический, трубопроводный. Неразрывным элементом транспортной системы является дорожное хозяйство.

  Государственное управление в данной отрасли представляет собой целенаправленную организующую деятельность уполномоченных органов  государственной власти, направленную на удовлетворение государственных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других видах транспортных услуг.

  Конституцией  Российской Федерации федеральный  транспорт, пути сообщения отнесены к ведению Российской Федерации, местное транспортное сообщение, неэлектрический муниципальный транспорт в городах — к ведению органов местного самоуправления.

  Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают на своей территории.

  В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной политики и нормативно-правового регулирования в области воздушного (гражданской авиации), морского, внутреннего железнодорожного, автомобильного и городского электрического (метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

      Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

      Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

Информация о работе Региональное управление