Методы управления региональной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 87.00 Кб (Скачать)


Введение


         В условиях становления и развития рыночных отношений особое значение для научного обоснования экономических и политических реформ приобретают исследования социально-экономического функционирования отдельных элементов территориальной системы страны.

Наукой, посвященной организации хозяйственной жизни территории в структуре национальной экономики, а также территориально - функциональным аспектам экономических отношений, является региональная экономика.

Региональная экономика представляет собой способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном понимании и обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
         Современная региональная экономика – одна из отраслей экономических знаний. Она изучает размещения производительных сил, территориальную организацию хозяйства, закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил, природные, экономические, социальные особенности формирования и развития регионов России, межрайонные, внутрирайонные и внешнеэкономические связи. Вся экономическая деятельность осуществляется на конкретной территории, следовательно, особенности ее ресурсного потенциала, структуры хозяйства и уровня развития непосредственно влияют на функционирование всего хозяйственного комплекса государства. Практически любая проблема, возникающая в процессе экономического реформирования, связана с  воздействием региональных факторов. Это обстоятельство обуславливает значимость региональной экономики в современном периоде.

Региональная экономика представляет одну из отраслей региональной науки, связанную с экономическими аспектами пространственного развития. Однако в силу сложности и взаимообусловленности социально-экономических процессов, а также существенного влияния на пространственное развитие неэкономических факторов, определяющих поведение экономических агентов, исследование особого комплекса проблем, являющихся предметом региональной экономики, в отличие от региональной науки, непросто.

В таком случае предметом региональной экономики являются экономические аспекты пространственной дифференциации социально-экономического развития и взаимоотношения территорий в условиях неравномерности распределения и

ограниченной мобильности ресурсов.

Как и всякое другое, это определение не может в равной мере отразить все стороны изучаемого явления, в частности, такие важные аспекты региональной экономики, как формирование региональной политики. Однако само определение региональной экономики как одной из сфер экономической науки предполагает, что она направлена на решение практических проблем, а также то, что она включает не только анализ проблем, но и выработку путей и методов ее разрешения.

Поэтому в широком смысле предмет региональной экономики может быть определен как изучение указанных пространственных проблем, определение путей и механизмов их разрешения, а также оценка последствий реализации предлагаемых решений.

Итак, региональная экономика – это, по сути, экономика территориального развития, уделяющая особое внимание тем аспектам экономической жизни, которые связаны с пространством.

Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.

Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ.

Главной целью является повышение степени  удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Таким образом Региональные управление экономикой преследует следующие интересы:

1. Соответствие уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов;

2. Наличие бюджетно-функциональных и прочих материальных источников;

3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов.

4. Наличие инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей.

5. Природно-ресурсный и экологический потенциал региона;

Принципы Региональное управления Экономикой:

1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от центральных органов управления к агентам рынка;

2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали;

3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели;

4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;

5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.

Подводя итог сказанному, отметим, что в развитии экономики региона не маловажную роль играют  методы управления ею, которые  направлены  на повышение степени  удовлетворения экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона.

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация управления экономикой региона.

1.1. Сущность организации управления экономикой региона.

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.

Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования -- кооперативы, концерны, холдинга и др.

Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них -- невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое -- то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой -- подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.

В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.

1.2. Типы организационных структур управления.

Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:

· перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;

· реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных социальных задач.

Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.

Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

· недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

· слабая разработанность стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.

· затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении -- экономией только с помощью сокращения численности аппарата;

· административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;

· слабая адаптивность организационных структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;

· неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;

· отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форми структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления -- муниципальным образованиям.

1.3. Классификация организационных структур управления.

Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.

К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным -- формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным -- формы организации производства и управления:

· По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи -- горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные);

· по формам собственности -- государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные;

· по принципам организации производства и управления -- отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные;

· по сферам деятельности -- государственные, общественные, коммерческие;

Информация о работе Методы управления региональной экономикой