Развитие транспортных коридоров Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:18, доклад

Краткое описание

Расширение международного сотрудничества, углубление интеграционных процессов и увеличение объемов международной торговли требует благоприятных условий для беспрепятственного пропуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспечением межгосударственных экономических и культурных связей.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

В связи с этим в ряду первостепенных стратегических задач  стоит необходимость запрещения проезда автотранспортных средств, габаритные и весовые параметры  которых превышают допустимые нормы. Тем самым будет предоставлена  дополнительная работа для казахстанских  перевозчиков, которые организуют перевозку  сверхдопустимых объемов грузов от границы до границы, или до места  назначения груза. Для реализации этого  необходимо внести соответствующие  изменения в действующее законодательство.

Президентом страны дан четкий ориентир: "...нам предстоит в  ближайшие годы: проложить новые  транспортные схемы на международные  рынки; модернизировать стратегические и транзитные магистрали; активнее строить схемы в направлении "Запад - Восток" и "Север - Юг", опережающими темпами подтягивать инфраструктуру Каспия, активно вести реконструкцию  автодороги Алматы - Астана".

Потребность экономики страны в развитии международного сообщения  обусловливается необходимостью сохранения дорог от интенсивного износа и приведения их в соответствие с международными стандартами. Основными критериями при этом являются пропускная способность  дорог, повышение безопасности движения, создание сервиса для участников дорожного движения (отели, мотели, кемпинги с объектами торговли, питания, медицинской помощи и др.) и транспорта (техническое обслуживание, заправка, помощь при дорожно - транспортных происшествиях), что развивает придорожную инфраструктуру, способствует занятости населения и увеличению поступлений в бюджет.

Автодорожные пограничные  переходы из Казахстана в страны ближнего зарубежья в настоящее время  не соответствуют международным  требованиям. Только по республиканским  дорогам имеется 25 выходов в страны ближнего зарубежья, из которых 19 являются международными (в т.ч. в Россию - 11).

Особое значение имеют  пограничные автодорожные переходы на Китай. Основные переходы, расположенные  на республиканских автодорогах, в  населенных пунктах Хоргос, Дружба, Бахты, Майкапчагай и Кольжат.

По территории Казахстана осуществляется значительный объем  автомобильных перевозок в международном  транзитном сообщении. В целях увеличения доходов планируется пересмотреть существующий порядок проезда иностранных  автотранспортных средств через  территорию Казахстана и перейти  на европейскую систему, которая  предусматривает установление сборов за пользование инфраструктурой  с каждого автотранспортного  средства в зависимости от времени  пребывания в стране.

Транзитные воздушные  маршруты Казахстана являются выгодными  для иностранных авиакомпаний, выполняющих  полеты между Европой и Юго - Восточной Азией, так как позволяют значительно сократить протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование воздушного пространства Казахстана предъявляет требования по совершенствованию технических средств управления воздушным движением, навигации и связи.

Основными направлениями  транзитных потоков авиационных  судов иностранных компаний через  воздушное пространство Республики Казахстан являются следующие три  маршрута:

- "АРИСА - САРИН" - из  Европы в Китай и страны  Юго - Восточной Азии;

- "АРИСА - ОДИВА" - из  Европы в страны Южной Азии;

- "АЗАБИ - ТИРОМ" - из  Европы в страны Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока. 

Открыты дополнительные воздушные  коридоры на границе Казахстана и  сопредельных государств (Китай, Азербайджан, Узбекистан). Общее количество воздушных  коридоров, обеспечивающих международное  транзитное и межгосударственное воздушное  сообщение, увеличилось с 56 в 1998 г. до 72 в 2000 г. Протяженность международных  воздушных трасс составляет 49000 км. Это позволило получить дополнительно  доходов на сумму более 3 млн. долл. США.

Поскольку существующая сеть транзитных маршрутов в основном удовлетворяет потребности авиакомпаний, использующих воздушное пространство Республики Казахстан, то основным направлением деятельности по увеличению потока должно стать привлечение новых авиакомпаний.

На водном транспорте основной транзитный грузопоток идет через порт Актау. Транспортный комплекс Мангистауской области Актауский морской торговый порт - один из значительных интермодальных узлов в транспортной инфраструктуре Казахстана. Сочетание естественного географического месторасположения, промышленного и технического потенциала, наличие авиационного, железнодорожного и водного транспорта, а также целенаправленная деятельность областной и портовой администрации по созданию благоприятного инвестиционного климата формируют для развития комбинированного транспортного сообщения исключительные возможности, которые не могут не учитываться в проектах создания международных транспортных коридоров.

Морской порт Актау, как связующее  звено, в межгосударственных торгово - экономических отношениях, в оперативном режиме обслуживает экспортно - импортные, транзитные грузы ряда предприятий Казахстана, России, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Центральной Азии.

Благоприятным для порта  Актау является тот факт, что через  него проходит один из маршрутов коридора ТРАСЕКА, одновременно с этим он рассматривается  и как важнейший перевалочный пункт для эффективного развития международного транспортного коридора "Север - Юг".

Казахстанский участок маршрута ТРАСЕКА предоставляет возможность  использования транзитной территории одного государства с единой правовой базой и транспортной системой, по сравнению с перевозками по территориям  таких соседних государств как: Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. При этом грузоотправитель избегает множества  пограничных переходов, используя  единый перевозочный документ и получая  выгодную сквозную ставку.

В свою очередь преимущество данного маршрута перед другими  для Республики Казахстан очевидно. Он позволяет задействовать не только железнодорожную магистраль, но также  и водный потенциал государства, тем самым, максимально востребовав  транспортную инфраструктуру Западного региона Республики, способствуя развитию Актауского морского порта Казахстана.

Увеличение грузового  потока в 2000 году стало свидетельством роста транзитной привлекательности  порта Актау, вследствие проведения согласованной тарифной политики двух смежных транспортных ведомств Республиканских  государственных предприятий "Актауский морской торговый порт" и "Казахстан темiр жолы".

В 1999 году завершена первая фаза реконструкции порта, финансирование которого осуществлено за счет займа  Европейского Банка Реконструкции  и Развития (ЕБРР) и бюджетного софинансирования.

Завершение реконструкции  паромного терминала и его  функционирование позволят расширить  возможности порта для осуществления  не только экспортно - импортных перевозок, но и транзитных, создать альтернативные маршруты через Каспийское море в направлениях север - юг и восток - запад.

Создание собственного казахстанского морского флота является не только чисто экономической задачей, но имеет также большое политическое и стратегическое значение. Приобретение и дальнейшее использование судов  смешанного плавания выдвигает Казахстан  на более выгодные позиции, как в  Каспийском регионе, так и в регионах Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

Прямые бесперевалочные перевозки в судах смешанного плавания являются альтернативными вариантами для Каспийского нефтетранзита, а также способствуют решению геотранспортной проблемы вывоза/ввоза грузов из/в страны Каспийского региона.

В перспективе предполагается осуществление перевозок казахстанских  грузов по внутренним водным путям  России через каналы:

Волго - Донской с выходом на Черное и Средиземное моря по направлениям:

- на коротком плече  - с расчетом на Турцию. С аналогичными  показателями могут осуществляться  перевозки на порты Болгарии, Румынии, Греции;

- на длинном плече - с расчетом на Италию (порты  Равенна, Маргера). С аналогичными или близкими показателями могут осуществляться перевозки на Геную и другие порты Средиземноморья;

Волго - Донской и Волго - Балтийский с выходом в Балтийское море по направлениям:

- на коротком плече  - с расчетом на Прибалтийские  порты. С аналогичными показателями  могут осуществляться перевозки  на порты Польши, Финляндии; 

- на длинном плече - с расчетом на Германию. С аналогичными  или близкими показателями могут  осуществляться перевозки в Великобританию  и Голландию. 

Речной транспорт. Главной  судоходной рекой республики, по которой  осуществляется основной грузопоток речным транспортом внутри Казахстана (строительные материалы, лес и уголь), является река Иртыш.

Река Иртыш в силу своего географического расположения имеет  большой транзитный потенциал. До начала 70-х годов по Иртышу осуществлялись перевозки грузов из Китая в Казахстан  и далее в направлении Российской Федерации. Существовал и обратный грузопоток. В настоящее время  проводится работа по заключению межправительственного  Соглашения с Российской Федерацией об организации и условиях перевозки  грузов и пассажиров казахстанскими и российскими судами в бассейне реки Иртыш.

На реке Иртыш в городах  Павлодар, Семипалатинск и Усть - Каменогорск имеются речные порты. Крупнейшим из них является ОАО "Павлодарский речной порт" (90 % государственный пакет акций). Перевозки грузов и пассажиров осуществляют АО "Верхне - Иртышское пароходство", ОАО "Павлодарский речной порт", ТОО "Комплекс" и другие. Количество флота на реке Иртыш составляет порядка 540 единиц. Только в 2000 году объем перевезенного груза составил 263 тыс. тонн, что в 2 раза превышает объемы перевозок 1999 года. По предварительным данным планируется увеличение в 2001 году перевозки грузов до 500 тыс. тонн.

Для возобновления судоходства  на указанном транзитном маршруте необходимо решение ряда проблем.

По причине незавершения строительства Шульбинского шлюза нарушено сквозное судоходство на реке Иртыш. Ограничиваются предусмотренные правилами компенсационные и природоохранные весенние попуски воды в пойму Иртыша. Решение этих проблем возможно только при условии пересмотра условий договора передачи в концессию государственного пакета акций.

Другим проблемным вопросом является отсутствие межправительственного  Соглашения с Китайской Народной Республикой о наиболее полном использовании  транзитных возможностей трансграничных рек Или и Черный Иртыш, проект которого передан Китайской стороне.

В настоящее время не в  полной мере востребованы транзитные возможности реки Урал, которая является судоходной до г.Оренбург (Россия). Это дает возможность организации маршрута по отправке грузов водным транспортом, обеспечивая значительную экономию средств при осуществлении прямой отправки грузов водным транспортом.

На казахстанской части  реки Урал имеются два речных порта  в городах Атырау ОАО "Атырауозенпорты" и Уральске ОАО "Уралречфлот". Проводимые в настоящее время дноуглубительные работы на Урало - Каспийском канале позволят обеспечить прямой выход транспортных грузовых судов в Каспийское море. Благоприятным является также географическое расположение реки и наличие портов, которые могут быть задействованы в маршруте транзитного коридора "Север - Юг".

Проблемным вопросом развития данного маршрута является завершение работ по реконструкции Урало - Каспийского канала и потребность в реконструкции имеющейся портовой базы.

3. Информатизация  транспорта и реализация принципов  логистики

Изменение технологий мировой  торговли, глобализация товарных потоков, комплексная информатизация процессов  товарообмена ставят задачу радикального изменения транспортно - распределительных  технологий на основе принципов логистики.

Уровень информатизации непосредственно  влияет на конкурентоспособность национальных транспортных операторов и на конкурентоспособность  казахстанских участков международных  транспортных коридоров.

С началом XXI века в мире будут  введены в действие новые информационные стандарты на транспорте и в товародвижении, что скажется на структуре и объемах  спроса на перевозки, изменит уровень  качества транспортного обслуживания, качества управления движением, обеспечения  безопасности и т.д.

Вместе с тем развитие электронной торговли ставит естественную задачу сокращения сроков доставки дорогого товара и внедрения новых транспортных, складских, таможенных технологий, тесно  увязанных с современными информационными  технологиями. В частности, значительно  возрастает важность контейнеризации, систем мультимодальных перевозок, других транспортных технологий, ускоряющих товародвижение.

Все большее развитие получают мультимодальные перевозки. Можно сказать стержневым элементом данных видов перевозок являются экспедиторские компании и мультимодальные транспортные операторы.

Формирование казахстанских  участков международных транспортных коридоров является веским аргументом в пользу принятия мер государственной  поддержки национальных операторов внешнеторговых мультимодальных перевозок и транспортно - экспедиторских компаний, обеспечивающих логистические принципы доставки грузов, полный сервис и контроль их продвижения по всему маршруту следования на основе сквозных тарифных ставок.

Для совершенствования контроля и управления движением транспортных средств, внедрения систем электронного (безбумажного) документооборота будут  развиваться системы навигации  и телематики.

Подключение казахстанской  транспортной системы к международному товародвижению идет по различным направлениям. Это транспортировка казахстанской  нефти через порт Актау в Россию, Азербайджан и Иран, перевозка  народно - хозяйственных грузов из Центральной  Азии в Россию и далее в Европу, транспортировка грузов из АТР через  территорию Казахстана (переход Дружба - Алашанькоу) в Европу и другие перспективные проекты, способные дать стране значительный приток валютных средств.

Информация о работе Развитие транспортных коридоров Казахстана