Транспортная система Азии и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

Зарубежная Азия занимает площадь 27 млн. км2. На её территории проживает около 60 % населения мира (3,1 млн. чел.) Регион Зарубежной Азии очень разнообразен: страны, занимающие огромные территории: Китай, Индия,Монголия, и маленькие страны: Мальдивская республика, Бахрейн, Израиль. В этот регион входят островные (Индонезия, Япония),полуостровные (Индия, Малайзия) и континентальные (Монголия, Иран) государства.

Файлы: 1 файл

Транспортная система стран Азии.docx

— 37.62 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Санкт-Петербургский  национальный исследовательский университет 

информационных  технологий, механики и оптики» 
 
 

Институт  международного бизнеса  и права 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономическая география и регионалистика»

на тему:  «Транспортная система стран Азии» 
 

Выполнил :

Бычков  Александр Владиславович 

Проверил:

Хейфец  Виктор Лазаревич 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Зарубежная Азия занимает площадь 27 млн. км2. На её территории проживает около 60 % населения мира (3,1 млн. чел.) Регион Зарубежной Азии очень разнообразен: страны, занимающие огромные территории: КитайИндия,Монголия, и маленькие страны: Мальдивская республика, БахрейнИзраиль. В этот регион входят островные (ИндонезияЯпония),полуостровные (Индия, Малайзия) и континентальные (Монголия, Иран) государства.

Страны Зарубежной Азии крайне различны как по природным условиям, так и по государственному устройству, уровню социально–экономического развития.

Страны Зарубежной Азии сильно различаются по географическому  положению, но можно выделить три  основные особенности экономико-географического положения. Соседское положения, которое объединяет страны Зарубежной Азии и, с одной стороны, создаёт возможности для развития интеграционных процессов, а с другой обостряет международные отношения, поскольку в этом регионе немало острых политических конфликтов, в том числе пограничных.

Например, проблема границы Афганистана и Пакистана, ситуация в пограничном штате Пенджаб вИндии, израильско-палестинский конфликт. Приморское положение ряда стран, обеспечивающее выход к морям Тихого (Китай, Япония, Корея), Индийского (Индия, Мьянма, Индонезия ) иАтлантического (ТурцияКипр, Ливанокеанов. Глубинное положения ряда стран, являющееся отрицательным фактором для их экономического развития (Афганистан, Монголия, Бутан).

    Юго-Западная Азия охватывает Переднеазиатские нагорья, Сирийско-Палестинские горы, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, плоскогорья  и горы Афганистана, Месопотамию. Здесь  расположены 16 независимых стран. Вместе с соседними странами Африки Юго-Западную Азию называют Ближним и Средним Востоком, или просто «Перекрестком».

    Расположение  у стыка трех частей света: Азии, Африки и Европы, на перекрестке  важнейших морских коммуникаций (Босфор и Дарданеллы, Суэцкий канал  и Баб-эль-Мандебский пролив) и богатейшие нефтяные месторождения придают  Юго-Западной Азии большое экономическое  и стратегическое значение.

    Интенсивное развитие современные виды транспорта приобрели с началом активной нефтедобычи во многих странах региона. Железнодорожная сеть общей протяжностью 26 689 км сосредоточена в северо-западной части, в прибрежных районах Средиземноморья, Турции, Иране, Грузии, Азербайджане. Через территорию многих стран проходит Трансевразийская магистраль Берлин - Белград - Стамбул - Басра. В 1958 г. была открыта железнодорожная паромная переправа через Босфор (Сиркели- Хайдар) длиной 2 км, через которую осуществляется соединение региона со странами Европы. Бахрейн, Йемен, Кипр, ОАЭ, Оман, восточная часть Саудовской Аравии железных дорог не имеют, в Афганистане построено всего 24,5 км путей. Во внешних и внутренних перевозках важную роль играет автотранспорт. Общая протяжность автомобильных путей - до 400 тыс. км, наибольшие автострады проложены во все центры цивилизации и районы добычи нефти.

    Автопарк  региона составляет 11,9 млн пассажирских и 4,5 млн грузовых машин.

    Через территорию региона проложено Трансаравийское шоссе. Важное значение имеет морской транспорт.

      Во всех странах в последние  десятилетия построены современные  порты и доки, где обслуживают  нефтяные танкеры, пассажирские  лайнеры и суда. Наибольший в  регионе флот - на Кипре («страна  удобного флага»), насчитывает 2753 судов. Собственные флоты имеют  Турция, Иран, Ирак (танкерный флот ), Кувейт, Бахрейн (годовой грузовой  оборот - 1,5 млн т), «Саудовская национальная компания морских перевозок» имеет 21 судно для транспортирования нефтепродуктов. Через регион проходят два важных международных морских пути: из Средиземного моря в Индийский океан Суецким каналом и из Черного в Средиземное море проливами Босфор и Дарданелла. В эмирате Дубай (ОАЭ) находится наибольший в мире сухой док, рассчитанный на ремонт танкеров водоизмещением до 1 млн т. Судоремонтные доки есть в Бахрейне и Катаре. Два моста построены через стратегический для Турции и всего региона пролив Босфор, проектируется подводный туннель под ним. Странам Юго-Западной Азии принадлежит весомое место в системе международных воздушных сообщений.

    Над территорией региона проходят важнейшие  воздушные трассы, которые соединяют  Европу с Южной и Восточной  Азией и Австралией. В последнее  время в некоторых странах  созданы национальные авиакомпании: наибольшая на Ближнем Востоке «Сауди Арабиен Эрлайнз» (Саудовская Аравия), «Эль-Аль» (Израиль), «Сириен Араб Эйрлайнз» (Сирия), «Кувейт эйруейз компани» (Кувейт), «Алия» (Иордания). Функционирует 121 аэропорт с постоянными рейсами; из них много аэропортов международного значения: в Баку, Ереване, Тель-Авиве, Багдаде, Стамбуле, Измире и т.п.. Регион является одним из ведущих в мире по мощности и протяжности трубопроводов.

    Возле Суэцкого канала построен промежуточный  нефтепровод от Суэца до Александрии. Исполинские танкеры доставляют нефть в Суецкий порт, а из порта Александрии ее транспортируют обычными танкерами. В некоторых странах (Израиль, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт и др.) создана высокоразвитая система международных телекоммуникаций. В настоящее время большинство стран региона вкладывает значительные средства в совершенствование транспортной инфраструктуры, особенно в развитие морского, трубопроводного и авиационного транспорта. Внутренний транспорт (прежде всего железнодорожный и автомобильный) развиты недостаточно. В пустынных и полупустынных районах еще до сих пор активно используют гужевой транспорт (верблюдов).

В последнее  время в развитии международных  перевозок в регионе Северо-Восточной  Азии наметились существенные изменения. В частности, в дополнение к традиционным коммуникациям между двумя странами все более активно развиваются  транзитные перевозки, например, из Китая  в Японию через Россию. Более того, эти перевозки выходят за пределы  региона, захватывая Европу и Северную Америку. Потоки товаров и людей - основа активизации экономических  связей и регионального экономического развития. Создание и совершенствование  международных транспортных коридоров  будет способствовать увеличению этих потоков.

На Экономической  конференции стран Северо-Восточной  Азии 2000 г. в г. Ниигата (Япония) авторитетный Институт экономических исследований СВА (ERINA) предложил семь международных транспортных коридоров как связующих маршрутов между внутренними регионами и побережьем. Позже к ним были добавлены два транскорейских коридора и, таким образом, число предложенных международных коридоров в СВА достигло девяти. Эти маршруты отобраны не только потому, что они связывают внутренние районы и побережье, но и потому, что в перспективе они могут быть продлены до Европы и Центральной Азии.

Термин "коридор" вовсе не означает только маршрут или путь в материальном понимании, например, железная дорога или автомагистраль. Он подразумевает  всеобъемлющую транспортную систему  и включает также нематериальную часть - процедуры, правила, нормы и  др. Сама идея создания и совершенствования  транспортных коридоров зародилась в Европе. На Второй общеевропейской транспортной конференции в Греции в 1994 г. были специфицированы девять транспортных коридоров в Европе (т.н. "Критские коридоры"). Затем к ним был добавлен еще один. Таким образом, приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком включают в себя десять панъевропейских транспортных коридоров. Заинтересованные страны прилагают серьезные усилия по унификации стандартов и процедур. С учетом происходящего в Европе задача развития транспортных коридоров в Северо-Восточной Азии становится еще более актуальной.

Международные транспортные коридоры, которые определены для СВА, конечно, отличаются друг от друга. Некоторые уже активно  используются, другие находятся на концептуальной стадии. Тем не менее, все они должны стать важными  международными транспортными артериями. Пока речь идет о наземных путях, однако, не следует забывать, что они пересекают и моря и, таким образом, будучи продлены до Японии, стран Юго-Восточной Азии, Северной Америки, станут мультимодальными коридорами. 
 

2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ  В СВА.

иске приведены как функционирующие в настоящее время, так и концептуальные коридоры, однако в перспективе все они должны стать главными коридорами транспортировки международных грузов в регионе. Из описания выше видно, что коридоры включают только сухопутные участки. Тем не менее, необходимо помнить о том, что будут соединены морскими линиями с Японией, Республикой Корея, странами Юго-Восточной Азии и Северной Америкой. 
Основные проблемы транспортных коридоров СВА (связанные с разрывами в железнодорожной или автомобильной инфраструктуре, разницей в ширине железнодорожной колеи, проблемами прохождения CIQ контроля, проблемами зон доступа грузовых автомобилей сопредельных стран), затрудняющие беспрепятственное прохождение грузов и людей через границы. Решение этих проблем является необходимым условием обеспечения беспрепятственных перевозок по транспортным коридорам СВА. 
 
Современное состояние и проблемы транспортных коридоров 
 
3.1 Транспортный коридор Ванино – Тайшет 
 
3.1.1 Значение 
 
Транспортный коридор Ванино-Тайшет соединяет российский Дальний Восток со странами Европы и Средней Азии и играет дополняющую роль в отношении Транссибирской железнодорожной магистрали. Коридор берет начало в порту Ванино на берегу Татарского пролива (пролив Мамия), проходит по Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая соединяется с Транссибирской магистралью, далее ведущей в страны Европы и Средней Азии. Между Ванино и Холмском (Сахалин) действует железнодорожная паромная переправа, обеспечивающая выход маршрута на Сахалин. 
 
3.1.2 Современное положение 
 
1) Порт (Ванино) 
Порт Ванино поддерживает регулярную контейнерную линию на Пусан. Железнодорожный маршрут начинается на сортировочной станции Токи в 8 км к северу от порта и тянется через территорию всей России по БАМу и Транссибирской магистрали. В 1999 году портовые мощности позволяли ежегодно перерабатывать до 14 миллионов тонн грузов, включая 40.000 контейнеров. 
 
 
2) Железнодорожная сеть 
Порт Ванино может обеспечить перегрузку до 360 TEU с судов на платформы и их отправку через сортировочную станцию Токи (может обрабатывать до 170.000 вагонов ежегодно) на Комсомольск-на-Амуре в тот же день.  
 
3) Автодорожная сеть 
Длина дороги между Ванино, Лидогой (к югу от Комсомольска-на-Амуре) и Хабаровском составляет 500 км, из которых 300 км не имеют асфальтового покрытия. Перевозки по дороге начались осенью 1998 года, и весь путь в зимний период занимает 8 часов. Ожидается, что по окончании строительных работ время сократиться до 5-6- часов. 
 
3.1.3 Проблемы и задачи 
 
В части железнодорожных перевозок, на первый взгляд, существует необходимость строительства вторых путей на однопутных участках, а также осуществления электрификации.  
3.2 Транссибирский транспортный коридор (Транссибирский контейнерный мост – ТСКМ) 
 
3.2.1 Значение 
 
Транссибирский контейнерный мост (ТСКМ) представляет собой международную транспортную систему смешанных перевозок, морское плечо которой включает перевозку между портами Японии и Республики Корея и портами Дальнего Востока России (порты Восточный, Владивосток и Находка), а железнодорожный участок обеспечивает транспортировку между российскими портами и странами Европы и Средней Азии. ТСКМ развивался как альтернатива морскому транспортному маршруту между Азией и Европой, и пик перевозки японских транзитных контейнеров по Транссибу был отмечен в 1983 году. К настоящему времени объемы транзитных контейнеров на данном маршруте значительно сократились, и остро встал вопрос о мерах по активизации его использования. 
 
3.2.2 Современное состояние 
 
1) Порт (Восточный) 
Порт Восточный расположен в восточной части бухты Находка. Здесь перерабатываются такие грузы, как уголь, контейнеры, лес, щепа, клинкер, химические удобрения, кокс. 99% грузооборота составляют грузы внешней торговли, причем в основном это экспортные грузы (90-95%).  
 
2) Железнодорожная сеть 
По классификации российских железных дорог Транссибирская магистраль является дорогой первого класса с шириной колеи 1.520 мм (5 футов).  
 
3) Автодорожная сеть 
Развитие автодорожной сети на Дальнем Востоке России, за исключением трасс Владивосток/Находка – Уссурийск – Хабаровск и Хабаровск – Биробиджан, осуществляется крайне медленными темпами, и для транспортировки грузов широко используется река Амур.  
 
3.2.3 Проблемы и задачи 
 
Причинами резкого сокращения объемов перевозок по ТСКМ стали ослабление системы управления и координации международных смешанных перевозок; рост тарифов и одновременное снижение стоимости морского фрахта; нестабильность сроков доставки (нерегулярность); проблемы обеспечения безопасности, когда случались утраты или повреждения груза; низкий уровень обслуживания; проблемы с предоставлением контейнеров и крайняя сложность таможенных процедур. 
 
 
3.3 Транспортный коридор Суйфэньхэ 
 
3.3.1 Значение 
 
Транспортный коридор Суйфэньхэ начинается в российских портах Владивосток, Находка и Восточный, проходит через китайский пограничный город Суйфэньхэ и Харбин, столицу провинции Хэйлунцзян, затем на западе через город Манчжурия и российский Забайкальск и выходит на Читу, расположенную на Транссибирской магистрали. Этот коридор дает провинции выход к морским путям до Японии, Республики Корея и США. 
 
3.3.2 Современное положение 
 
1) Порты 
Порт Владивосток расположен в естественной бухте с глубинами до 30 м, поэтому акватория не замерзает даже в зимний период. Порт Владивосток состоит из трех портов: торгового, рыбного и военного.  
 
2) Железнодорожная сеть 
Железная дорога от портов Приморского края до Гродеково на участке до Уссурийска электрифицирована и имеет два пути.  
 
3) Автодорожная сеть 
Автодорога Восточный-Находка-Владивосток-Гродеково двухполосная и имеет асфальтовое покрытие, причем ширина полос достаточна для беспрепятственного прохождения контейнеровозов. Между Находкой и Владивостоком перевозится значительное количество 40-футовых контейнеров.  
 
3.3.3 Проблемы и задачи 
 
Поскольку ширина колеи в России и Китае различна, основной задачей представляется модернизация и повышение эффективности перегрузочных мощностей.  
Для активизации автоперевозок целесообразно расширить зоны взаимного доступа для грузовых автомобилей. В организационном плане необходимо упростить процедуры таможенного оформления и ввести режим благоприятствования для транзитных грузов, включая освобождение от таможенных пошлин и отмену сборов за таможенное оформление. 
 
3.4 Транспортный коридор Туманган 
 
3.4.1 Значение 
 
Транспортный коридор Туманган связывает порты района реки Туманган (порты России и Корейской Народной Демократической Республики (КНДР)) и восточную часть Монголии, проходя через г. Чанчунь в провинции Цзилинь. Коридор имеет два маршрута: через российские порты Зарубино и Посьет и через северокорейский порт Раджин. 
Ожидается, что Туманганский коридор займет свою нишу в качестве нового маршрута, открывающего провинции Цзилинь выход к морю, и сможет принять на себя часть грузов, перевозимых в настоящее время по перегруженному транспортному коридору Далянь. 
 
3.4.2 Современное положение 
 
1) Порты 
Порт Зарубино удобно расположен на западном берегу бухты Троица в центральной части Залива Посьет и защищен от моря полуостровом Зарубина. Общая длина причалов составляет 650 м, и глубина у причалов в настоящее время колеблется от 6,8 до 9,9 м. Порт не оборудован контейнерными кранами. В основном здесь перерабатывается продукция предприятий черной металлургии и круглый лес, а также дальневосточные морепродукты.  
2) Железнодорожная сеть 
Ввиду различной ширины колеи между Китаем и Россией не могут осуществляться прямые железнодорожные перевозки. Поэтому между Хуньчунем и Краскино построены железнодорожные линии стандартной и широкой колеи, и, в соответствие с двусторонним договором, с декабря 1999 года на этом участке официально открылось международное железнодорожное сообщение.  
 
3) Автодорожная сеть 
Осуществляются работы по развитию участка автомобильной дороги от портов Зарубино и Посьет до китайского Хуньчуня. Российский сегмент трассы частично не имеет асфальтового покрытия, однако в целом дорога по обе стороны границы находится в удовлетворительном состоянии и не создает проблем для автоперевозок.  
 
3.4.3 Проблемы и задачи 
 
Наиболее важными задачами на данном маршруте является ремонт дороги Раджин-Вонджон и установка контейнерных кранов в Зарубино. Кроме того, необходимо в кратчайшие сроки соединить дороги Монголии и Китая. Необходимо упростить процедуры таможенного оформления и ввести режим благоприятствования для транзитных грузов, включая отмену таможенных сборов. 
 
3.5 Транспортный коридор Далянь 
 
3.5.1 Значение 
 
Этот транспортный коридор является главной артерией для северо-восточных провинций Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян). Коридор начинается в международном торговом порту Далянь, проходит через Харбин, административный центр провинции Хэйлунцзян, и далее через станцию Манчжурия выходит на Транссибирскую магистраль. В перспективе предполагается также организовать выход на Хэйхэ. 
 
3.5.3 Проблемы и задачи 
 
Наиболее важной задачей в области развития железнодорожного сегмента коридора является повышение мощности дорог и оборудования, поскольку перегруженность и в будущем, скорее всего, будет оставаться острой проблемой.
 

Информация о работе Транспортная система Азии и ее развитие