Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:18, доклад
Расширение международного сотрудничества, углубление интеграционных процессов и увеличение объемов международной торговли требует благоприятных условий для беспрепятственного пропуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспечением межгосударственных экономических и культурных связей.
1. Введение
Разработка настоящей Концепции является последовательной реализацией одного из приоритетов Стратегии "Казахстан - 2030" в вопросе обеспечения конкурентоспособности отечественного транспортно - коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличения торговых потоков через территорию Казахстана.
Расширение международного
сотрудничества, углубление интеграционных
процессов и увеличение объемов
международной торговли требует
благоприятных условий для
Рост транзитных перевозок
повышает эффективность использования
резервов провозных возможностей национальных
транспортных систем, стимулирует их
воспроизводство и
Транспортный транзит
органично вписывается в
В отличие от транзита по единой территории, на которой действуют единые законы, в том числе таможенное законодательство, в большинстве случаев приходится искать консенсус между интересами нескольких транзитных стран.
Заключение
Правильное решение этих проблем позволит избежать трений и стать одним из долговременных стабилизирующих факторов во взаимоотношениях. Какие бы политические, экономические изменения не происходили, избранный, развитый и закрепленный на практике транспортный транзитный маршрут остается стабилизирующим долговременным фактором.
Глобализация экономики
и сопровождающие ее процессы развития
внешнеэкономических связей требуют
нового подхода к развитию транспорта,
перераспределению грузовых и пассажирских
потоков. Рост внешней торговли потребует
качественного пересмотра доли транспортной
составляющей, стандартные подходы
к формированию которой в ближайшей
перспективе еще будут
Уже сейчас аналитики скрупулезно
просчитывают транспортные издержки маршрутов
движения товарных потоков по суше
и по воде, исследуя взаимозависимость
между развитием транспорта и
ростом торговли по Интернету (электронной
торговлей), демографической динамикой
и динамикой развития спроса и
предложения, производства и потребления.
Самое пристальное внимание уделяется
анализу и прогнозам
2. Анализ современного
состояния и предпосылки
Наряду со специфическими
проблемами, характерными для отдельных
видов транспорта, общей главной
проблемой развития транспортного
комплекса республики является совершенствование
условий перевозок по маршрутам,
обеспечивающим ее международные связи,
и перевозок в
Одним из препятствий для успешного вхождения страны в мировую экономику является ограниченность транспортно - коммуникационных возможностей Казахстана.
Во-первых, республика не имеет
прямого выхода к морским путям.
Во-вторых, с мировыми наземными
транспортными магистралями Казахстан
связан через территорию своих соседей,
в том числе ряда государств СНГ,
имеющих нестабильное политическое
и экономическое положение. В
сложившейся ситуации одним из основных
условий успешного
Завершение строительства железнодорожного участка на границе между Казахстаном и Китаем в сентябре 1990 года фактически восстановило один из маршрутов древнего исторически сложившегося "Шелкового пути". Этот торгово - транспортный трансграничный коридор обеспечил по кратчайшему пути выход Китая и других государств Юго - Восточной Азии в страны Европы и Ближнего Востока через Казахстан.
Подтверждением мирового
признания важности и актуальности
проблемы формирования эффективной
системы транспортировки в
Принятие резолюций ГА ООН создает международную правовую основу для принятия мер специализированными учреждениями ООН, другими международными организациями и странами - донорами по разработке и осуществлению программ развития транзитных транспортных систем, обеспечивающих выход к мировым рынкам государств Центральной Азии стран, не имеющих выхода к морю.
На современном этапе
развития наиболее стратегически важными
проблемами транспортной отрасли являются:
формирование и обеспечение
Важное место в международной транспортно - коммуникационной системе занимает Казахстан, представляющий собой территорию, через которую проходят три основных транзитных направления:
1) Европа - Китай (с участием России);
2) Европа - Китай (через страны ОЭС);
3) Россия - Центральная Азия.
В связи с этим активизация торгово - экономических отношений стран Юго - Западной, Южной и Юго - Восточной Азии со странами СНГ и Европы становится важнейшим фактором развития экспортно - импортных и транзитных возможностей Казахстана. Благодаря своему географическому положению и широкой транспортно - коммуникационной сети Казахстан обладает значительным потенциалом в развитии системы услуг: международная транзитная торговля, обслуживание транзитных туристов и грузов, международные перевозки, транспортный и телекоммуникационный сервис и т.д.
По оценкам многих экспертов, к началу XXI века объем перевозок между Европой и Азией, по сравнению с 1990 годом, увеличится в 9 раз. К примеру, на страны Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР), которые демонстрируют рост ВВП в среднем на уровне 5 - 7 % в год, а внешней торговли - 9 - 14 %, уже приходится 60 % глобального мирового производства и 40 % - мировой торговли. Уже сегодня только морским путем в трансконтинентальном сообщении "Европа - Юго - Восточная Азия - Европа" осуществляются перевозки на сумму свыше 100 млрд. долларов в год. Что касается Казахстана, то основной доход в структуре его международных услуг приходится на перевозки, в том числе транзитные. Как правило, удельный вес объемов перевозок, осуществленных транспортными средствами Казахстана, колеблется от 54 до 70 %, а нерезидентами, - в пределах 39 - 45 %. Причем использование территории Казахстана в качестве транзитной выгодно отдельным странам и по экономическим соображениям. По мнению специалистов, осуществление международного контейнерного сервиса на трансконтинентальной железнодорожной магистрали Европа - Казахстан - Китай имеет серьезные экономические преимущества из-за меньшего, примерно на 30 %, расстояния перевозок по сравнению с транспортировкой по Транссибирской железнодорожной магистрали.
Железнодорожный транспорт.
Наличие в составе
Трансазиатская
- страны АТР и Китай
со странами Западной и
- страны АТР и Китай с государствами Ближнего и Среднего Востока - это Центральный коридор.
Северный коридор ТАЖМ пролегает через территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши, и Германии. Его казахстанский участок составляет отрезок Дружба - Петропавловск. Центральный коридор ТАЖМ пролегает через территории Китая, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции. Казахстанский участок составляет отрезок Дружба - Ченгельды.
Для максимального использования транзитного потенциала страны проводится работа по развитию пограничного перехода Дружба - Алашанькоу и созданию на ст. Дружба мощного комплекса перегрузочных устройств. В 2000 году наметились тенденции роста объема транзитных перевозок, выполняемых через этот переход.
При наличии серьезной
конкуренции на рынке транспортных
услуг изменение сложившихся
традиционных (морских) маршрутов перевозок
требует осуществления
Перспективы развития перевозок по Северному коридору ТАЖМ связываются, главным образом, с ростом транзитных торговых потоков в сообщении Азия - Европа (в частности, Китай - Европа). Для их осуществления выполнен комплекс работ по развитию перегрузочных мощностей пограничной станции Дружба и по усилению железнодорожного участка Актогай - Дружба. Помимо этого проводится работа по сокращению времени таможенных процедур на ст. Дружба.
При технических возможностях
Северного коридора это положение
объясняется исключительно
Центральный коридор ТАЖМ
играет важную роль для экономических
связей стран АТР со странами Центральной
Азии и Ближнего Востока. По прогнозам
наших специалистов, транзитные перевозки
по этому коридору в ближайшие
годы имеют тенденции к росту.
Их необходимо развивать и стимулировать,
особенно с учетом предполагаемого
строительства прямого
Среднеазиатский коридор (участок Озинки - Илецк - Ченгельды) - одно из немногих направлений казахстанских железных дорог, по которому в настоящее время в заметных объемах осуществляются перевозки транзитных грузов.
В последние годы Среднеазиатский коридор принял на себя основной объем перевозок грузов в сообщении Западного Казахстана с остальными регионами республики.
Дальнейшие перспективы привлечения грузов в этом направлении во многом будут зависеть от использования центральноазиатскими государствами альтернативных маршрутов - через Бейнеу - Макат и одного из маршрутов коридора ТРАСЕКА (Европа - Кавказ - Азия) - Ташкент - Ашгабат - Туркменбаши - Баку - Тбилиси - Поти.
Западный коридор (участок Аксарайская - Бейнеу - порт Актау) в прошлом на значительном протяжении характеризовался довольно высокой грузонапряженностью, в основном, за счет перевозок транзитных грузов в межреспубликанском сообщении стран Центральной Азии. В последнее время объем транзита резко упал и грузопотоки по коридору сократились в несколько раз.
Перспективы роста интенсивности перевозок по коридору зависят, в основном, от развития транспортных связей через морской порт Актау.
Дальнейшее развитие перевозок
по Западному коридору возможно также
при осуществлении проекта
В отрасли автомобильных дорог и автомобильного транспорта при сравнительно благополучном положении с протяженностью дорог общего пользования и плотностью дорог с твердым покрытием, их эксплуатационное состояние характеризуется крайне неудовлетворительно.
Анализ существующих грузопотоков по автомобильным дорогам позволил выделить пять основных коридоров:
- Ташкент - Шымкент - Бишкек - Алматы - Хоргос;
- Шымкент - Актобе - Уральск - Самара;
- Алматы - Астана - Петропавловск - гр. России;
- Астрахань - Атырау - Актау - гр. Туркменистана;
- Омск - Майкапшагай.
Главная проблема отрасли - прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Большая часть дорог республики (86 %) была запроектирована и построена в 60 - 80 годах прошлого века по нормативным требованиям того периода, когда допустимая нагрузка на ось не превышала 6 тонн. Несмотря на то, что в июле 2000 года Правительством Республики Казахстан допускаемая норма нагрузки на ось, при которой не взимаются сборы за перегруз, увеличена до 10 тонн, сегодня по дорогам республики движется транспорт, превышающий эти нагрузки и разрушающий дорожные покрытия, наносящие значительный экономический ущерб.
Информация о работе Развитие транспортных коридоров Казахстана