Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:18, доклад
Расширение международного сотрудничества, углубление интеграционных процессов и увеличение объемов международной торговли требует благоприятных условий для беспрепятственного пропуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспечением межгосударственных экономических и культурных связей.
Транзитные мировые грузопотоки - безусловно, неисчерпаемый источник прибыли для всех участников транзитных перевозок.
4. Цель и принципы
развития транспортного
Целью развития транспортного транзита по территории Казахстана является повышение эффективности казахстанских внешнеторговых перевозок и обеспечение гарантии их осуществления на основе международных соглашений и договоренностей, укрепляющих экономическую безопасность страны, а также привлечение на отечественные коммуникации транзитных перевозок третьих стран и получение за счет этого дополнительных доходов.
Принципами развития транспортного транзита являются:
Формирование международных транспортных коридоров с разветвленной транспортно - коммуникационной инфраструктурой и сетью логистических терминалов является основой интеграции транспорта в мировую транспортную систему и важной предпосылкой привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественной транспортной инфраструктуры. Развитие казахстанских участков международных транспортных коридоров должно осуществляться взаимоувязано с общими направлениями социально - экономического развития страны, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня транспорта, учитывать действующие в этой области международные стандарты и нормативы.
Совершенствование нормативно - правовой базы и тарифной политики, направленное на привлечение транзитных грузопотоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Казахстан.
Проведение
Развитие интермодальности перевозок посредством оптимизации взаимодействия между различными видами транспорта и рационализации перегрузочных операций.
5. Приоритеты и основные направления развития транспортного транзита
1) Эффективное использование
международных транспортных
Обеспечение экономики Казахстана
надежными, бесперебойными, кратчайшими
и недорогими путями сообщения для
выхода в сопредельные страны и международные
экономические центры, полной реализации
экспортного потенциала республики;
полномасштабное использование
возможностей экономической региональной
интеграции; укрепление транзитного
потенциала республики за счет формирования
оптимальной схемы
Приоритетными направлениями
для организации перевозки
1. Корейский полуостров - Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа ("Восток - Запад");
2. Европа - Турция - Иран - Центральная Азия - Китай;
3. Северная Европа - Россия - Центральная Азия - Персидский залив ("Север - Юг");
4. Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА);
5. Россия - Казахстан - Центральная Азия.
2) Основными целями и
задачами Концепции, исходя из
решения актуальных в
- формирование государственной транзитной политики;
- формирование инвестиционной составляющей транспортно - технологического обеспечения транзита грузов через территорию Казахстана;
- обеспечение эффективного
и сбалансированного развития
транспортно - технологической
- повышение
- обеспечение реальной
государственной поддержки (в
организационном, правовом и
- комплексное развитие
международных транспортных
- создание необходимых
условий для снижения
- создание организационных,
экономических, правовых и
- проведение эффективной
кадровой политики (выработка требований,
предъявляемых к
- координация строительства
новых и реконструкции
Задача реконструкции железных и автомобильных дорог с целью приближения качества транспортно - коммуникационных услуг к мировым стандартам в Центральноазиатском регионе стоит чрезвычайно остро. Достаточно сказать, что в Казахстане из 13,5 тыс. км железных дорог электрифицировано только 3,5 тыс. км; протяженность двухпутных железных дорог - всего 5,5 тыс. км; диспетчерской централизацией и автоблокировкой оборудовано 80 % железнодорожных линий.
Кроме увеличения пропускной
способности железных дорог также
необходимо проведение ряда мероприятий
для привлечения
Приоритетными задачами в этом плане в ближайшее время могут стать:
1) строительство новой железнодорожной линии Донское - Краснооктябрьский рудник;
2) развитие мощностей железнодорожного транспорта (Дружба, вторая очередь), усиление железнодорожной линии Актогай - Дружба (253 км);
3) модернизация участка Саяк - Моинты 338 км;
4) строительство новой железнодорожной линии Чарская - Усть - Каменогорск 150 км;
5) строительство железнодорожной линии Жезказган - Кзыл-Орда и ее стыковка со строящейся на территории Узбекистана линией Учкудук - Бируни - Нукус, что будет способствовать ускорению освоения центральных и западных районов Казахстана, располагающих уникальными запасами углеводородного сырья и других полезных ископаемых. Кроме того, это обеспечит прямой выход к портам Каспийского моря и далее через транскавказскую магистраль - к черноморским портам;
6) реконструкция автомобильных дорог Алматы - Астана, Алматы - Бишкек, Алматы - Хоргос;
7) строительство и реконструкция отдельных участков автодороги Шымкент - Кызыл-Орда - Иргиз - Актобе и Атырау - Уральск - Актобе - Карабутак - гр. Костанайской области.
Ввод в эксплуатацию новых
трасс и путей сообщения
Однако, дальнейшее увеличение объемов грузоперевозок на перспективу до 2010 года потребует инвестиций в инфраструктуру, а также технического и технологического переоснащения транзитной системы. Потенциальными инвесторами могут стать в соответствии с законодательством Республики Казахстан частные фирмы, транспортные компании, а также крупные грузоотправители, заинтересованные в осуществлении инвестиционной деятельности.
Таким образом, основные политические и экономические факторы, оказывающие практически решающее влияние на роль и место Казахстана в современном мире, сводятся к следующему:
Необходимость обеспечения стабильного экономического роста внутреннего валового продукта (ВВП) в пределах 5 - 8 % в год.
Нехватка инвестиций в экономику. Приток иностранных инвестиций крайне мал и не соответствует потребностям Казахстана.
Отток капитала из Казахстана.
Его отсутствие не позволяет стране
проводить концентрированную
Отставание в технологической сфере.
Для обеспечения такой масштабной задачи, каковой является привлечение 1 % товарного потока с морских маршрутов на казахстанскую транспортную систему, в перспективе потребуется коренная модернизация транспортного комплекса. Оценочный объем инвестиций, необходимых для поэтапного осуществления подобной модернизации превысит 4 млрд. долл. США. Для сравнения, на решение аналогичных задач Китай за последние восемь лет затратил более 30 млрд. долл. США, а Россия планирует - 50 млрд. долл. США.
Очевидно, что на эти цели
со стороны международных
Для привлечения столь масштабных инвестиций необходимо законодательное утверждение таких форм работы с инвестором, как концессия, и получивший широкое распространение в последние десятилетия системы ВОТ и BOO - "построил - эксплуатируй - передай". Данный механизм нашел широкое распространение в Индии, Малайзии, Турции, Египте, Непале для привлечения инвесторов в крупные инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости. В соответствии с этой схемой инвесторы и государство заключают договор, по которому инвестор строит объект инфраструктуры под ключ (порт, контейнерный терминал, аэропорт, мост, платную дорогу и др.) и осуществляет эксплуатацию объекта в течение 20 - 30 лет. По завершении этого срока государство имеет право выкупить контрольный пакет акций у инвестора по взаимовыгодной цене, устанавливаемой в момент подписания соглашения. Работая по данному проекту, правительству Индии удалось привлечь более 20 млрд. долларов США, Турции - 16 млрд. долларов США. Ряд стран, путем использования данного механизма сумел решить целый комплекс параллельных инвестиционных проблем. Так, Турция смогла решить проблему репатриации капиталов, вывезенных ранее из страны, разрешив вкладывать их в строительство объектов инфраструктуры не указывая источники происхождения капитала, разумно полагая, что построенный контейнерный терминал за рубеж вывезти невозможно. Без особого напряжения со стороны правоохранительных органов в страну вернулось 10 млрд. долларов США.
Рассматривая проблемы модернизации инфраструктуры страны в целом, а не только проблему одной транспортной отрасли или нескольких смежных отраслей необходимо обозначить следующие задачи:
- разработать государственную
идеологию привлечения
- разработать программу
развития транзитных (международных)
транспортных коридоров с
- внедрять новые современные формы привлечения инвестиций, применяемые многими странами (концессии, ВОТ/ВОО);
- увеличить объем привлечения средств международных займов на развитие инфраструктурных проектов;
- принимать меры разумного
протекционизма в отношении
- развивать международное
сотрудничество в области
- проводить активную имиджевую кампанию для способствования и координации усилий государственных и коммерческих структур в области развития транзита.
Таким образом, транзит может сыграть большую роль в экономике Казахстана. При этом, очевидно, что имеются все предпосылки для значительного увеличения этого вида услуг.
Это задача национального
масштаба имеет прямую связь с
изменением структурной политики и
экономической стратегии
Она коренным образом влияет на роль и место Казахстана в региональном масштабе и имеет шанс стать одним из факторов, стимулирующих развитие не только транспортного комплекса, но и экономики Казахстана в целом.
6. Пути решения проблем
развития транспортного
1. Проведение согласованной
транзитной политики с
2. Работа по приведению
нормативно - правовой базы в области
международных транспортных
3. Модернизация и реконструкция
участков транзитных коридоров.
4. Укрепление и расширение
многостороннего
5. Проведение разумной
тарифной и инвестиционной
6. Разработка и реализация
программ и проектов, направленных
на формирование международных
транспортных коридоров и
7. Развитие мультимодальных перевозок.
7. Заключение
Для решения первоочередных проблем развития транспорта и достижения оптимального взаимодействия видов транспорта в условиях ускоренного развития международного сотрудничества необходимо научно - обоснованное законодательство: по видам транспорта, в соответствии с требованиями современных международных правил в международных сообщениях перевозок в системе международной торговли.
Информация о работе Развитие транспортных коридоров Казахстана