Развитие транспортных коридоров Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:18, доклад

Краткое описание

Расширение международного сотрудничества, углубление интеграционных процессов и увеличение объемов международной торговли требует благоприятных условий для беспрепятственного пропуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспечением межгосударственных экономических и культурных связей.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

Транзитные мировые грузопотоки - безусловно, неисчерпаемый источник прибыли для всех участников транзитных перевозок.

4. Цель и принципы  развития транспортного транзита

Целью развития транспортного  транзита по территории Казахстана является повышение эффективности казахстанских внешнеторговых перевозок и обеспечение гарантии их осуществления на основе международных соглашений и договоренностей, укрепляющих экономическую безопасность страны, а также привлечение на отечественные коммуникации транзитных перевозок третьих стран и получение за счет этого дополнительных доходов.

Принципами развития транспортного транзита являются:

Формирование международных  транспортных коридоров с разветвленной  транспортно - коммуникационной инфраструктурой  и сетью логистических терминалов является основой интеграции транспорта в мировую транспортную систему и важной предпосылкой привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественной транспортной инфраструктуры. Развитие казахстанских участков международных транспортных коридоров должно осуществляться взаимоувязано с общими направлениями социально - экономического развития страны, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня транспорта, учитывать действующие в этой области международные стандарты и нормативы.

Совершенствование нормативно - правовой базы и тарифной политики, направленное на привлечение транзитных грузопотоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Казахстан.

Проведение внешнеэкономической  политики, направленной на более полное использование транзитного транспортного  потенциала Казахстана.

Развитие интермодальности перевозок посредством оптимизации взаимодействия между различными видами транспорта и рационализации перегрузочных операций.

5. Приоритеты и  основные направления развития  транспортного транзита

1) Эффективное использование  международных транспортных коридоров,  интеграция в международную транспортную  систему 

Обеспечение экономики Казахстана надежными, бесперебойными, кратчайшими  и недорогими путями сообщения для  выхода в сопредельные страны и международные  экономические центры, полной реализации экспортного потенциала республики; полномасштабное использование  возможностей экономической региональной интеграции; укрепление транзитного  потенциала республики за счет формирования оптимальной схемы международных  транспортных коридоров.

Приоритетными направлениями  для организации перевозки транзитных и экспортно - импортных грузов через территорию Республики Казахстан являются:

1. Корейский полуостров - Китай - Казахстан - Россия - Западная  Европа ("Восток - Запад");

2. Европа - Турция - Иран - Центральная  Азия - Китай; 

3. Северная Европа - Россия - Центральная Азия - Персидский залив  ("Север - Юг");

4. Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА);

5. Россия - Казахстан - Центральная  Азия.

2) Основными целями и  задачами Концепции, исходя из  решения актуальных в настоящее  время вопросов, являются:

- формирование государственной  транзитной политики;

- формирование инвестиционной  составляющей транспортно - технологического  обеспечения транзита грузов  через территорию Казахстана;

- обеспечение эффективного  и сбалансированного развития  транспортно - технологической инфраструктуры  территорий и сферы сопутствующего  сервиса,;

- повышение конкурентоспособности  международных транспортных коридоров,  проходящих через территорию  Республики Казахстан; 

- обеспечение реальной  государственной поддержки (в  организационном, правовом и экономическом  отношениях) реализации новых проектов;

- комплексное развитие  международных транспортных коридоров  с учетом увеличения мультимодальных перевозок;

- создание необходимых  условий для снижения зависимости  от альтернативных транзитных  транспортных коридоров сопредельных  стран; 

- создание организационных,  экономических, правовых и социальных  условий развития и эффективного  функционирования транспортной  инфраструктуры;

- проведение эффективной  кадровой политики (выработка требований, предъявляемых к обслуживающему  персоналу, участвующему в организации  транзитных перевозок и привлечении  грузопотоков на казахстанские  транспортные коридоры, создание  условий по подготовке и переподготовке  кадров);

- координация строительства  новых и реконструкции существующих  транзитных мощностей с учетом  региональных и экспортно - импортных грузопотоков и др.

Задача реконструкции  железных и автомобильных дорог  с целью приближения качества транспортно - коммуникационных услуг  к мировым стандартам в Центральноазиатском регионе стоит чрезвычайно остро. Достаточно сказать, что в Казахстане из 13,5 тыс. км железных дорог электрифицировано только 3,5 тыс. км; протяженность двухпутных железных дорог - всего 5,5 тыс. км; диспетчерской централизацией и автоблокировкой оборудовано 80 % железнодорожных линий.

Кроме увеличения пропускной способности железных дорог также  необходимо проведение ряда мероприятий  для привлечения грузоотправителей: внедрение автоматической системы  слежения за продвижением грузов, гарантийной  сохранности грузов, современных  средств связи, увеличение скоростей движения поездов и строительство объектов сервисного обслуживания, регулярная разработка прогнозов грузоперевозок, что требует значительных инвестиций.

Приоритетными задачами в  этом плане в ближайшее время  могут стать:

1) строительство новой  железнодорожной линии Донское  - Краснооктябрьский рудник;

2) развитие мощностей  железнодорожного транспорта (Дружба, вторая очередь), усиление железнодорожной  линии Актогай - Дружба (253 км);

3) модернизация участка  Саяк - Моинты 338 км;

4) строительство новой  железнодорожной линии Чарская  - Усть - Каменогорск 150 км;

5) строительство железнодорожной  линии Жезказган - Кзыл-Орда и ее стыковка со строящейся на территории Узбекистана линией Учкудук - Бируни - Нукус, что будет способствовать ускорению освоения центральных и западных районов Казахстана, располагающих уникальными запасами углеводородного сырья и других полезных ископаемых. Кроме того, это обеспечит прямой выход к портам Каспийского моря и далее через транскавказскую магистраль - к черноморским портам;

6) реконструкция автомобильных  дорог Алматы - Астана, Алматы - Бишкек, Алматы - Хоргос;

7) строительство и реконструкция  отдельных участков автодороги  Шымкент - Кызыл-Орда - Иргиз - Актобе и Атырау - Уральск - Актобе - Карабутак - гр. Костанайской области.

Ввод в эксплуатацию новых  трасс и путей сообщения позволит значительно сократить протяженность  перевозок и стоимость транзита грузов, будет содействовать расширению торгово - экономических взаимосвязей внутри Центральноазиатского региона. Безусловно, в дальнейшем потребуется проведение глубоких комплексных исследований по экономической эффективности этих проектов на основе прогнозов увеличения транзитных потоков.

Однако, дальнейшее увеличение объемов грузоперевозок на перспективу до 2010 года потребует инвестиций в инфраструктуру, а также технического и технологического переоснащения транзитной системы. Потенциальными инвесторами могут стать в соответствии с законодательством Республики Казахстан частные фирмы, транспортные компании, а также крупные грузоотправители, заинтересованные в осуществлении инвестиционной деятельности.

Таким образом, основные политические и экономические факторы, оказывающие  практически решающее влияние на роль и место Казахстана в современном  мире, сводятся к следующему:

Необходимость обеспечения  стабильного экономического роста  внутреннего валового продукта (ВВП) в пределах 5 - 8 % в год.

Нехватка инвестиций в  экономику. Приток иностранных инвестиций крайне мал и не соответствует  потребностям Казахстана.

Отток капитала из Казахстана. Его отсутствие не позволяет стране проводить концентрированную инвестиционную политику.

Отставание в технологической  сфере.

Для обеспечения такой  масштабной задачи, каковой является привлечение 1 % товарного потока с  морских маршрутов на казахстанскую  транспортную систему, в перспективе  потребуется коренная модернизация транспортного комплекса. Оценочный  объем инвестиций, необходимых для  поэтапного осуществления подобной модернизации превысит 4 млрд. долл. США. Для сравнения, на решение аналогичных  задач Китай за последние восемь лет затратил более 30 млрд. долл. США, а Россия планирует - 50 млрд. долл. США.

Очевидно, что на эти цели со стороны международных финансовых организаций Казахстан сможет получать не более полумиллиарда долларов США в год. Остальные инвестиции необходимо привлечь от грузовладельцев, заинтересованных, в том числе  и в транзите грузов через казахстанскую  территорию. В том же Китае средства международных кредитных организаций, направленных на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, составляют примерно четверть, остальное - прямые инвестиции грузовладельцев, ищущих пути увеличения объемов транспортировки  товаров. Таким образом, Казахстан  может получить возможность за счет инвестиций в транзит решить свои внутренние задачи по реконструкции  транспортной системы.

Для привлечения столь  масштабных инвестиций необходимо законодательное  утверждение таких форм работы с  инвестором, как концессия, и получивший широкое распространение в последние десятилетия системы ВОТ и BOO - "построил - эксплуатируй - передай". Данный механизм нашел широкое распространение в Индии, Малайзии, Турции, Египте, Непале для привлечения инвесторов в крупные инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости. В соответствии с этой схемой инвесторы и государство заключают договор, по которому инвестор строит объект инфраструктуры под ключ (порт, контейнерный терминал, аэропорт, мост, платную дорогу и др.) и осуществляет эксплуатацию объекта в течение 20 - 30 лет. По завершении этого срока государство имеет право выкупить контрольный пакет акций у инвестора по взаимовыгодной цене, устанавливаемой в момент подписания соглашения. Работая по данному проекту, правительству Индии удалось привлечь более 20 млрд. долларов США, Турции - 16 млрд. долларов США. Ряд стран, путем использования данного механизма сумел решить целый комплекс параллельных инвестиционных проблем. Так, Турция смогла решить проблему репатриации капиталов, вывезенных ранее из страны, разрешив вкладывать их в строительство объектов инфраструктуры не указывая источники происхождения капитала, разумно полагая, что построенный контейнерный терминал за рубеж вывезти невозможно. Без особого напряжения со стороны правоохранительных органов в страну вернулось 10 млрд. долларов США.

Рассматривая проблемы модернизации инфраструктуры страны в целом, а  не только проблему одной транспортной отрасли или нескольких смежных  отраслей необходимо обозначить следующие  задачи:

- разработать государственную  идеологию привлечения транзита, взяв в качестве примера достижения  других стран, таких как Голландия,  страны Центральной и Восточной  Европы и т.д. При этом необходимо  иметь в виду бурно развивающуюся  систему электронной торговли, которая  является важным фактором изменения  структуры мировой торговли и  ее транспортного обеспечения; 

- разработать программу  развития транзитных (международных)  транспортных коридоров с учетом  того, что она должна обслуживать  также и внутренние потребности  Казахстана;

- внедрять новые современные  формы привлечения инвестиций, применяемые  многими странами (концессии, ВОТ/ВОО);

- увеличить объем привлечения  средств международных займов  на развитие инфраструктурных  проектов;

- принимать меры разумного  протекционизма в отношении казахстанских  транспортных компаний, потенциальных  судовладельцев, портов и других  объектов транспортной инфраструктуры, участвующих в транзитных перевозках;

- развивать международное  сотрудничество в области транзитных  перевозок, прежде всего со  странами, тяготеющими в силу  геополитического положения, к  казахстанскому транзиту;

- проводить активную имиджевую кампанию для способствования и координации усилий государственных и коммерческих структур в области развития транзита.

Таким образом, транзит может  сыграть большую роль в экономике  Казахстана. При этом, очевидно, что имеются все предпосылки для значительного увеличения этого вида услуг.

Это задача национального  масштаба имеет прямую связь с  изменением структурной политики и  экономической стратегии государства.

Она коренным образом влияет на роль и место Казахстана в региональном масштабе и имеет шанс стать одним  из факторов, стимулирующих развитие не только транспортного комплекса, но и экономики Казахстана в целом.

6. Пути решения проблем  развития транспортного транзита 

1. Проведение согласованной  транзитной политики с сопредельными  государствами. 

2. Работа по приведению  нормативно - правовой базы в области  международных транспортных коридоров  в соответствие с международными  стандартами. 

3. Модернизация и реконструкция  участков транзитных коридоров. 

4. Укрепление и расширение  многостороннего международного  сотрудничества.

5. Проведение разумной  тарифной и инвестиционной политики.

6. Разработка и реализация  программ и проектов, направленных  на формирование международных  транспортных коридоров и развитие  инфраструктуры, в том числе системы  информационного обеспечения рынка  транспортных услуг и системы  обслуживания транспортных средств. 

7. Развитие мультимодальных перевозок.

7. Заключение

Для решения первоочередных проблем развития транспорта и достижения оптимального взаимодействия видов  транспорта в условиях ускоренного  развития международного сотрудничества необходимо научно - обоснованное законодательство: по видам транспорта, в соответствии с требованиями современных международных правил в международных сообщениях перевозок в системе международной торговли.

Информация о работе Развитие транспортных коридоров Казахстана