Прокуратура СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности российской прокуратуры в постсоветский период, извлечь уроки из ее исторического опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;
- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;
- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР 5
1.1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры 5
1.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России 8
2. Направления деятельности советской прокуратуры 13
2.1. Следственные органы прокуратуры 13
2.2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 17
2.3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая прокуратура СССР.doc

— 269.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с совершенствованием органов российской прокуратуры. В этой связи актуальность исследуемой проблемы состоит, прежде всего, в объективном исследовании исторического развития российской прокуратуры

Актуальность исследования определяется острой необходимостью детального изучения позитивных и негативных сторон деятельности прокуратуры до распада СССР, так как реформы органов прокуратуры настоятельно требуют творческого использования опыта прошлых лет для совершенствования деятельности прокуратуры РФ в настоящее время. Именно поэтому для современной России является актуальным и необходимым исторический анализ развития прокурорской системы, получившей начало с принятием Верховным Советом 15 ноября 1991 года постановления «Об образовании единой системы прокуратуры РСФСР». Актуальность работы обусловлена также общественно-политической значимостью затрагиваемых в курсовой работе проблем в свете качественного преобразования государственной жизни Российской Федерации, где большая роль принадлежит органам прокуратуры.

Таким образом, изучение основ деятельности отечественной прокуратуры должно способствовать выявлению реального  места и значимости этого важного  института в системе современного российского государства.

Объектом исследования является история деятельности института российской прокуратуры в советский период своего существования.

Предметом исследования выступают историко-правовая практика и процессы развития и реформирования органов прокуратуры в исследуемые годы.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности  российской прокуратуры в постсоветский  период, извлечь уроки из ее исторического  опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:

- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;

- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;

- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства  коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

Это обстоятельство настоятельно диктует необходимость корректировки методик расследования преступлений, а также тактики производства отдельных следственных действий, в частности осмотра места происшествия.

Как уже давно установлено  криминалистикой и практикой  расследования преступлений, осмотр места происшествия - весьма сложное следственное действие, начинающееся с точной локализации данного места на местности и состоящее из скрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку, поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенного осмотра во многом зависит успех расследования - это давно стало аксиомой, которую на практике, увы, зачастую игнорируют.

Осмотр места происшествия подчас должен включать обязательное установление наличия регистрирующих устройств электронных баз данных, а также поиск объектов, содержащих копии полей базы данных.

При использовании в расследовании  информации, содержащейся в электронных  базах данных, необходимо уже в  начале осмотра использовать сведения о расположении места происшествия на местности для определения регистрирующих устройств этих баз.

При этом вне черты города следует обратить особое внимание:

1) автозаправочные станции,  которые в настоящее время  на 40% оснащены средствами видеонаблюдения как за происходящим на самой станции, так и на прилегающем к ней участке автотрассы;

2) посты ГИБДД, где есть  журналы учета остановленных  транспортных средств, данные  операции "Перехват", если такая  по расследуемому происшествию  производилась;

3) железные дороги, где возможно использование информации о расписании движения пассажирских и товарных поездов, а также данных АИПС "Розыск - магистраль" по пассажирам;

4) предприятия, учреждения, где есть средства видеонаблюдения  с фиксацией времени прохода  через проходную по электронным пропускам.

В черте города, кроме названных  объектов, высокоинформативными могут  стать сетевые супермаркеты, в  которых наряду с камерами видеонаблюдения  действует система именных и  неименных дисконтных карт, содержащих информацию о покупках, совершенных их владельцами. По той же причине большую информационную ценность представляют банкоматы и отделения банков.

Уже на начальном этапе  осмотра места происшествия, производимого  в жилом секторе, следует обязательно  отражать в протоколе правильное название микрорайона с целью последующего истребования базы данных жилищно-эксплуатационной организации о лицах, проживающих в домах, которые окружают место преступления.

Такими устройствами в  первую очередь являются мобильные  телефоны и их аналоги, а также автомобили, особенно оснащенные системой спутниковой навигации - GPS.

Конечно, для следствия  было бы идеальным установление всех лиц и всего автотранспорта, которые  во время совершения преступления находились на месте происшествия и вблизи от него. В ряде случаев это выполнимо. Однако сведения о свидетелях, зафиксированные при этом в банках данных, должны ранжироваться по степени их удаленности от места происшествия. При отборе свидетелей по их криминалистической значимости в первой очереди должны стоять те, кто находился в непосредственной близости от узловой точки места происшествия (место обнаружения трупа либо место, на которое очевидцы указывают в связи с произошедшим преступным событием), и далее по степени удаления.

Отбор в электронных базах данных сведений о лицах, которые могли совершить преступление или располагают информацией об обстоятельствах его совершения, производится следующим образом. Необходимо измерить расстояние от регистрирующего устройства базы данных до места происшествия (например: от видеокамеры наружного наблюдения до места обнаружения трупа). Затем берется средняя скорость: а) пешехода, б) велосипедиста, в) автомобиля, г) катера (при этом, конечно, учитываются известные обстоятельства совершения преступления). Затем с использованием этих параметров вычисляется время следования предполагаемого (вычисляемого) лица к регистрирующему устройству базы данных (либо от него).

Таким образом, значимой отправной  точкой для следователя будет  время фиксации интересующих его  объектов регистрирующим устройством базы данных. Это время равняется сумме времени совершения преступления и следования к устройству (от него) преступника или свидетеля. Затем сведения базы данных ранжируются по убыванию их криминалистической значимости в прошлое и будущее. Аналогичным образом производится отбор, например, лиц и транспорта, следовавших к месту преступления до его совершения.

В ходе осмотра места происшествия вполне допустимо проведение простейших экспериментальных действий, а тем  более замеров. При таких условиях при осмотре любого места происшествия в целях скорейшего установления базовых станций компаний сотовой связи, принимавших телефонный сигнал с места происшествия, необходимо производить экспериментальные звонки с мобильного телефона на любой номер, не имеющий отношения к делу. Сведения об идентификационных данных сим-карт, а также мобильного телефонного аппарата заносятся в ту часть протокола осмотра места происшествия, которая предусматривает фиксацию данных об использованных технических средствах, а в описательной части протокола указываются точное время звонка и номер, на который он произведен.

Такие звонки позволяют фактически сразу по окончании осмотра места  происшествия получить данные из компаний мобильной связи об абонентах, принимавших телефонные звонки и звонивших с места преступления в момент его совершения, а также в интересующий следователя период до и после происшествия. Практика использования информации, полученной из электронных данных при расследовании ряда преступлений, показывает, что в городской черте для обработки запроса следователя необходимы 3 - 4 часа в дневное время или до 8 часов в ночное, а черты в малонаселенных районах на это уходят примерно сутки. Получение такой информации с учетом современного массового распространения средств мобильной связи следует относить к неотложным следственным действиям либо включать указанные действия следователя в структуру тактики осмотра места происшествия.

Но не только средства мобильной  связи могут и должны быть задействованы  следователем в качестве источника значимой информации. Сегодня при расследовании уголовных дел, уже в ходе осмотра места происшествия, следователь должен фиксировать информацию об иных объектах, содержащих копию полей баз данных.

Эти данные фиксируются и  в электронной базе супермаркета. При соотнесении их с информацией с касс можно получить точные дату, время и состав покупок, оплаченных конкретным лицом. А после выемки видеозаписей камер наблюдения можно получить и видеоизображение человека, приобретавшего весовой товар, упаковка от которого обнаружена на месте преступления.

К таким же объектам - новым  источникам доказательственной информации - следует относить дисконтные карты, содержащие поля базы данных управления рекламы коммерческих фирм, электронные  пропуска, замкнутые на базы данных служб безопасности предприятий, кредитные карты, все шире используемые при производстве расчетов вместо наличных денег, и т.д.

При изъятии таких объектов при осмотре места происшествия, обыске или другом следственном действии при их описании обязательно указываются все идентификационные номера, имеющиеся на них. В остальном изъятие производится в порядке, установленном ст. 177 УПК РФ.

Подводя итог сказанному, изложим  в современной трактовке вывод, сделанный криминалистикой еще  в XIX веке. Чем большее количество информации (об электронных источниках данных) будет собрано следователем в ходе осмотра места происшествия, тем более эффективными окажутся следующие этапы его работы (изъятие компьютерной и иной информации из баз данных и ее обработка), тем вероятнее будет быстрое установление личности преступника и его изобличение. А, говоря проще, с современной преступностью нужно бороться современными методами. В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

 

1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР

 

1. 1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры

 

После упразднения царской  прокуратуры в 1917 г. в ряде местностей прокуратура сохранилась. Так, в Полтаве в ноябре 1917 г. Полтавским Советом был избран новый революционный прокурор, который осуществлял надзорную деятельность на территории Полтавской губернии1. Представляется, что отсутствие прокуратуры и породило множественность контролирующих органов (ВЦИК, СНК, отдельные наркоматы: НК ГК, НКЮ, РКИ)2. С образованием 8 февраля 1920 г. Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) функции комиссариата государственного контроля перешли к ней и дополнились некоторыми новыми функциями: борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление контроля в области административного управления, проверка деятельности всех органов Советской власти с точки зрения достигнутых на деле результатов. Решая массу задач по улучшению деятельности государственного аппарата, РКИ не могла надлежащим образом следить за законностью. Функции надзора за исполнением законов выполнял также Народный комиссариат юстиции и его органы на местах. НКЮ осуществлял общий надзор за деятельностью судебных органов, наблюдал за деятельностью органов следствия, обвинения, защиты, давал им руководящие указания, занимался организацией мест лишения свободы и заведовал ими3. Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 допускал в качестве обвинителей в стадии предварительного следствия всех неопороченных граждан обоего пола, пользующихся гражданскими правами. Декрет о суде от 22 февраля 1918 г. № 2 предусматривал создание государственного обвинения в лице «коллегий обвинителей при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов» и общественного обвинителя в лице любого гражданина, пожелавшего выступить в качестве обвинителя. В октябре 1920 г. были созданы коллегии обвинителей, назначаемые губисполкомами, которые состояли при отделах юстиции. Все перечисленные органы являлись прообразом советской прокуратуры, они не были совершенны и эффективны.

Прокуратура нового государства - РСФСР была создана в мае 1922 г. Причины ее учреждения в разные годы объяснялись по-разному. Например, в  первой половине 50-х годов XX в. В.Г. Лебединский связывал создание прокуратуры в РСФСР с переходом к мирному строительству, развитием гражданского оборота в стране и в связи с этим с настоятельной необходимостью разрешения вопросов революционной законности4. Более реалистичные, объективные оценки даются в последнее время. Отмечается, в частности, что создание прокуратуры обусловливалось поиском выхода из правового беспредела, царившего в стране после Гражданской войны и выражавшегося прежде всего в создании в первые годы советской власти различных неправовых учреждений типа ревтрибуналов, чрезвычайных комиссий и т.д., которые осуществляли внесудебные преследования, расстрелы на месте без суда и следствия5.

Информация о работе Прокуратура СССР