Прокуратура СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности российской прокуратуры в постсоветский период, извлечь уроки из ее исторического опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;
- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;
- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР 5
1.1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры 5
1.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России 8
2. Направления деятельности советской прокуратуры 13
2.1. Следственные органы прокуратуры 13
2.2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 17
2.3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая прокуратура СССР.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Такими устройствами в  первую очередь являются мобильные  телефоны и их аналоги, а также  автомобили, особенно оснащенные системой спутниковой навигации - GPS.

Конечно, для следствия  было бы идеальным установление всех лиц и всего автотранспорта, которые  во время совершения преступления находились на месте происшествия и вблизи от него. В ряде случаев это выполнимо. Однако сведения о свидетелях, зафиксированные при этом в банках данных, должны ранжироваться по степени их удаленности от места происшествия. При отборе свидетелей по их криминалистической значимости в первой очереди должны стоять те, кто находился в непосредственной близости от узловой точки места происшествия (место обнаружения трупа либо место, на которое очевидцы указывают в связи с произошедшим преступным событием), и далее по степени удаления.

Отбор в электронных базах  данных сведений о лицах, которые  могли совершить преступление или  располагают информацией об обстоятельствах его совершения, производится следующим образом. Необходимо измерить расстояние от регистрирующего устройства базы данных до места происшествия (например: от видеокамеры наружного наблюдения до места обнаружения трупа). Затем берется средняя скорость: а) пешехода, б) велосипедиста, в) автомобиля, г) катера (при этом, конечно, учитываются известные обстоятельства совершения преступления). Затем с использованием этих параметров вычисляется время следования предполагаемого (вычисляемого) лица к регистрирующему устройству базы данных (либо от него).

Таким образом, значимой отправной  точкой для следователя будет  время фиксации интересующих его  объектов регистрирующим устройством  базы данных. Это время равняется  сумме времени совершения преступления и следования к устройству (от него) преступника или свидетеля. Затем сведения базы данных ранжируются по убыванию их криминалистической значимости в прошлое и будущее. Аналогичным образом производится отбор, например, лиц и транспорта, следовавших к месту преступления до его совершения.

В ходе осмотра места происшествия вполне допустимо проведение простейших экспериментальных действий, а тем  более замеров. При таких условиях при осмотре любого места происшествия в целях скорейшего установления базовых станций компаний сотовой связи, принимавших телефонный сигнал с места происшествия, необходимо производить экспериментальные звонки с мобильного телефона на любой номер, не имеющий отношения к делу. Сведения об идентификационных данных сим-карт, а также мобильного телефонного аппарата заносятся в ту часть протокола осмотра места происшествия, которая предусматривает фиксацию данных об использованных технических средствах, а в описательной части протокола указываются точное время звонка и номер, на который он произведен.

Такие звонки позволяют фактически сразу по окончании осмотра места  происшествия получить данные из компаний мобильной связи об абонентах, принимавших  телефонные звонки и звонивших с  места преступления в момент его  совершения, а также в интересующий следователя период до и после происшествия. Практика использования информации, полученной из электронных данных при расследовании ряда преступлений, показывает, что в городской черте для обработки запроса следователя необходимы 3 - 4 часа в дневное время или до 8 часов в ночное, а черты в малонаселенных районах на это уходят примерно сутки. Получение такой информации с учетом современного массового распространения средств мобильной связи следует относить к неотложным следственным действиям либо включать указанные действия следователя в структуру тактики осмотра места происшествия.

Но не только средства мобильной  связи могут и должны быть задействованы  следователем в качестве источника  значимой информации. Сегодня при  расследовании уголовных дел, уже в ходе осмотра места происшествия, следователь должен фиксировать информацию об иных объектах, содержащих копию полей баз данных.

Эти данные фиксируются и  в электронной базе супермаркета. При соотнесении их с информацией  с касс можно получить точные дату, время и состав покупок, оплаченных конкретным лицом. А после выемки видеозаписей камер наблюдения можно получить и видеоизображение человека, приобретавшего весовой товар, упаковка от которого обнаружена на месте преступления.

К таким же объектам - новым источникам доказательственной информации - следует относить дисконтные карты, содержащие поля базы данных управления рекламы коммерческих фирм, электронные пропуска, замкнутые на базы данных служб безопасности предприятий, кредитные карты, все шире используемые при производстве расчетов вместо наличных денег, и т.д.

При изъятии таких объектов при осмотре места происшествия, обыске или другом следственном действии при их описании обязательно указываются  все идентификационные номера, имеющиеся на них. В остальном изъятие производится в порядке, установленном ст. 177 УПК РФ.

Подводя итог сказанному, изложим  в современной трактовке вывод, сделанный криминалистикой еще  в XIX веке. Чем большее количество информации (об электронных источниках данных) будет собрано следователем в ходе осмотра места происшествия, тем более эффективными окажутся следующие этапы его работы (изъятие компьютерной и иной информации из баз данных и ее обработка), тем вероятнее будет быстрое установление личности преступника и его изобличение. А, говоря проще, с современной преступностью нужно бороться современными методами. В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Советская прокуратура с 1922 по 1936 годы состояла в системе чисто исполнительной и частично судебной власти, а с 1936 года почти до распада Союза ССР она и организационно и по существу находилась в подчинении ЦК КПСС и его структур, которые, являясь государственными органами, диктовали органам прокуратуры, равно как и другим государственным и общественным структурам, направления деятельности, политику и практику подбора и расстановки кадров, принципы организации работы, вопросы принятия решений.

Конституции СССР 1936 и 1977 годов определяли прокуратуру СССР как орган, осуществляющий высший надзор за законностью в стране, и расширили ее функции. По Конституциям 1936 и 1977 годов прокурор СССР, а потом и Генеральный прокурор СССР избирался Верховным Советом СССР, был подотчетен Верховному Совету, а в перерыве между сессиями Верховного Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1977 года (в редакции Закона СССР от 26 декабря 1990 г.) Генеральный прокурор СССР был ответственен перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и им подотчетен. Однако эти конституционные положения являлись по существу декларациями и были далеки от реальности государственной практики. Генеральный прокурор, прокуроры республик, равно как и территориальные прокуроры, фактически назначались ЦК КПСС, ЦК КП республики, обкомами, крайкомами и райкомами партии и только потом официально оформлялись приказами Генерального прокурора. Надзорная функция прокуратуры осуществлялась не только и не столько законами о прокуратуре, а в соответствии с проводимой политикой партии на конкретном этапе, которая оформлялась «Совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР».

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что прокуратура может  в разное время, даже в условиях одной  и той же формы правления и  правового режима, играть разную роль в государственном механизме.

Необходимо утвердить  тезис, что прокуратура не входит и не должна входить в какую-либо ветвь государственной власти. Более того, подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти в настоящее время может разрушить сложившуюся в государстве систему «сдержек и противовесов», усилить опасность нарушения правового режима законности и, как следствие, может инициировать усиление деструктивных тенденций в системе государственного устройства.

Реформирование прокуратуры должно носить постепенный характер, проводиться с учетом национальных традиций и исторического опыта, реального состояния законности и правопорядка, потребностей общества в обеспечении эффективного правового регулирования и надежной правоохраны во всех сферах его жизнедеятельности. Любые преобразования должны быть связаны с государственной необходимостью.

Альтернативы прокуратуре  в настоящее время нет, а поэтому  реформирование прокуратуры не должны иметь ничего общего с ее разрушением, что иногда, хотя и косвенно, но проявляется.

В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

Это обстоятельство настоятельно диктует необходимость корректировки  методик расследования преступлений, а также тактики производства отдельных следственных действий, в частности осмотра места происшествия.

Как уже давно установлено  криминалистикой и практикой  расследования преступлений, осмотр места происшествия - весьма сложное  следственное действие, начинающееся с точной локализации данного места на местности и состоящее из скрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку, поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенного осмотра во многом зависит успех расследования - это давно стало аксиомой, которую на практике, увы, зачастую игнорируют.

Осмотр места происшествия подчас должен включать обязательное установление наличия регистрирующих устройств электронных баз данных, а также поиск объектов, содержащих копии полей базы данных.

При использовании в расследовании информации, содержащейся в электронных базах данных, необходимо уже в начале осмотра использовать сведения о расположении места происшествия на местности для определения регистрирующих устройств этих баз.

При этом вне черты города следует обратить особое внимание:

1) автозаправочные станции,  которые в настоящее время  на 40% оснащены средствами видеонаблюдения  как за происходящим на самой  станции, так и на прилегающем  к ней участке автотрассы;

2) посты ГИБДД, где есть  журналы учета остановленных транспортных средств, данные операции "Перехват", если такая по расследуемому происшествию производилась;

3) железные дороги, где  возможно использование информации  о расписании движения пассажирских  и товарных поездов, а также  данных АИПС "Розыск - магистраль" по пассажирам;

4) предприятия, учреждения, где есть средства видеонаблюдения  с фиксацией времени прохода  через проходную по электронным  пропускам.

В черте города, кроме названных  объектов, высокоинформативными могут  стать сетевые супермаркеты, в которых наряду с камерами видеонаблюдения действует система именных и неименных дисконтных карт, содержащих информацию о покупках, совершенных их владельцами. По той же причине большую информационную ценность представляют банкоматы и отделения банков.

Уже на начальном этапе  осмотра места происшествия, производимого  в жилом секторе, следует обязательно  отражать в протоколе правильное название микрорайона с целью  последующего истребования базы данных жилищно-эксплуатационной организации  о лицах, проживающих в домах, которые окружают место преступления.

Такими устройствами в  первую очередь являются мобильные  телефоны и их аналоги, а также  автомобили, особенно оснащенные системой спутниковой навигации - GPS.

Конечно, для следствия  было бы идеальным установление всех лиц и всего автотранспорта, которые во время совершения преступления находились на месте происшествия и вблизи от него. В ряде случаев это выполнимо. Однако сведения о свидетелях, зафиксированные при этом в банках данных, должны ранжироваться по степени их удаленности от места происшествия. При отборе свидетелей по их криминалистической значимости в первой очереди должны стоять те, кто находился в непосредственной близости от узловой точки места происшествия (место обнаружения трупа либо место, на которое очевидцы указывают в связи с произошедшим преступным событием), и далее по степени удаления.

Отбор в электронных базах  данных сведений о лицах, которые  могли совершить преступление или  располагают информацией об обстоятельствах  его совершения, производится следующим образом. Необходимо измерить расстояние от регистрирующего устройства базы данных до места происшествия (например: от видеокамеры наружного наблюдения до места обнаружения трупа). Затем берется средняя скорость: а) пешехода, б) велосипедиста, в) автомобиля, г) катера (при этом, конечно, учитываются известные обстоятельства совершения преступления). Затем с использованием этих параметров вычисляется время следования предполагаемого (вычисляемого) лица к регистрирующему устройству базы данных (либо от него).

Таким образом, значимой отправной  точкой для следователя будет  время фиксации интересующих его  объектов регистрирующим устройством  базы данных. Это время равняется  сумме времени совершения преступления и следования к устройству (от него) преступника или свидетеля. Затем сведения базы данных ранжируются по убыванию их криминалистической значимости в прошлое и будущее. Аналогичным образом производится отбор, например, лиц и транспорта, следовавших к месту преступления до его совершения.

Информация о работе Прокуратура СССР