Распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:16, реферат

Краткое описание

Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякие последствия. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Причины распада СССР……………………………………………………..4
развитие страны……………..………………………………………………….8
2. Процесс распада СССР……………………………………………………...13
3. Последствия распила СССР…………………………………..…………….19
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………...…………………..23

Файлы: 1 файл

Распад СССР А.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Причины распада СССР……………………………………………………..4

развитие страны……………..………………………………………………….8

2. Процесс распада СССР……………………………………………………...13

3. Последствия распила СССР…………………………………..…………….19

Заключение………………………………………………………………………20

Список используемой литературы………………………...…………………..23

 

 

 

 

Введение

 

              Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякие последствия. С одной стороны, оно  пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства, и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. Правда, в то время руководство мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их «из рук в руки», от одной республики к другой, - еще один потенциальный источник напряженности.

На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего государства,  что бы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования и распада союзного государства можно выделить множество. 

 

 

 

1.     Причины распада СССР

 

Выявление факторов, приведших к распаду Советского Союза, следует начать, с периода становления Советской власти.

Октябрьская социалистическая революция разрушила существовавшую систему власти. Новые властные структуры создавались с большим трудом. Старые государственные чиновники отказывались служить новой власти,
и большевики вынуждены были привлекать, к управлению неподготовленных работников из числа рабочих и крестьян, нередко совсем  неграмотных. В результате резко снизился качественный уровень управления. Становление Советской власти на местах шло одновременно с большевизацией Советов.

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК РК11(6) была создана комиссия для подготовки к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был назначен И.Н.Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. В комиссию также вошли В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе, X.Г.Раковский, Г.Я.Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. И.В.Сталиным был подготовлен проект резолюции,
предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии,  закавказских республик в состав РСФСР па правах автономных
республик. Вопрос  об остальных республиках  оставался  открытым. ВЦИК  и СНК  РСФСР становились,  по резолюции И.В.Сталина, высшими органами государственной власти, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект И.В.Сталина был одобрен ЦК КП Азербайджана и Армении. Центральный Комитет Коммунистической партии Грузии выступал против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и обшей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости.

Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической деятельности.

Ознакомившись с материалами  комиссии.  В.И.Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками «вместе и наравне с ними» войти в новый союз.

Таким образом, в период создания СССР теория самоопределения наций легла в основу конституционно-правовых норм государства, а национальный вопрос был перенесен в сферу государственного строительства. Уже в уют

период партия столкнулась с серьезными проблемами, порожденными теорией самоопределения: политические лидеры малых народов стали разыгрывать национальную карту, с целью получить большие привилегии. Однако централизация государства по линии партии позволила частично снять эту проблему.

В ходе борьбы за решение этой проблемы победила идея создания Союза Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный  Исполнительный Комитет (ЦИК).

Агония и крах Советского Союза - это не чьи-то персональные просчеты или злая воля, это влияние принципов, далеких от признания суверенных прав учредивших его республик.

       Итак, в результате острой политической борьбы за власть в СССР к концу 1920-х годов утвердились авторитарные методы руководства, осложненные культом личности И.В.Сталина. В стране была создана
антидемократическая однопартийная жестко централизованная и в значительной мере милитаризованная общественно-политическая система, целью которой внутри страны была модернизация, проводившаяся экстенсивными методами, а во внешней политике - поддержка революционных движений, где бы они не возникали. Трагедией страны стало то, что после смерти В.И.Ленина. ВКП(б) переродилась, в ней победило право центристское крыло. Интересы этого крыла все дальше расходились с интересами пролетариата. Правое крыло партии стало выражать интересы
капиталистического уклада, результатом чего стало проведение политической реформы (изменение структуры власти)
через конституционную реформу. Оставив все социалистические термины, название Советской власти в этой Конституции СССР 1936 г. Изменили ее сущность и способ формирования власти - в Конституцию ввели всеобщее и избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, льготы              и привилегии депутатам. Грузящиеся, в силу своей доверчивости, в эйфории действительных успехов Советской власти, просмотрели перерождение ленинской партии, захват власти партийной номенклатурой и реставрацию основ буржуазного общества.

Политическая реформа 1936 г. породила противостояние между новой властью и трудящимися, которые осуществили революцию, верили в Советскую власть и традиционно требовали от пес защиты своих интересов. Однако новая власть пошла на разрешение этих противоречий путем массовых репрессий. В результате реформы, в СССР начал формироваться класс партийно-хозяйственной номенклатуры. Эти тенденции были несколько
замедлены в период Великой Отечественной Войны и восстановления разрушенного хозяйства, но с 60-х годов получили повое ускорение, которое завершилось перестройкой.

Нараставший кризис в руководстве КПСС разрешился 5 марта 1953 г. смертью И.В.Сталина. Вождь умер, и 6 марта в газете «Правда» было опубликовано правительственное сообщение об этом событии. Не надежды па перемены к лучшему, а опасения «как бы не стало хуже» формировали главную психологическую установку тех дней. Она не определяла состояние общественной атмосферы и на более длительный период - пока люди выходили из психологического шока, вызванного смертью вождя.

Период с марта по август 1953 г. называют «смутным временем» послесталинского Советского Союза.«В последние часы его жизни в стране были произведены изменения, сопоставимые с государственным переворотом».
Предварительное распределение должностей осуществили Г.М.Маленков и Л.П.Берия. Это произошло 4 марта, когда стало ясно, что вождь смертельно болен. Перестановки в высшем партийном руководстве по Уставу КПСС являлись незаконными. Их целью было восстановление позиций узкого крута лиц считавшихся сталинскими сподвижниками. Уже    6 марта избранный XIX съездом партии Президиум ЦК был сокращен до 10 членов и 4 кандидатов. Первое место в сложившейся иерархии занял Г.М.Маленков, который получил пост Председателя Совета Министров.
Одновременно он возглавил и секретариат ЦК. В Совмине у Г.М.Маленкова оказалось 4 заместителя: Л.П.Берия, вновь ставший первым человеком              в объединенном МВД и МГБ: В.М.Молотов, вернувшийся на должность министра иностранных дел. П.Л.Ьулганин - министр обороны СССР, а также Л.М.Каганович. Единственным, кто не подучил первоначально никакого государственного поста, стал Н.С.Хрущев. Однако он оказался вторым по значимости лицом  в секретариате Центрального Комитета.

Вскоре после похорон И.В.Сталина новое руководство приняло ряд шагов, направленных на ликвидацию злоупотреблений прошлых лет. Уже   27 марта 1953 г. по предложению Л.П.Берии Верховным Советом СССР была

объявлена амнистия для заключенных,  чей срок не превышал 5 лет.  Из мест лишения свободы  подлежало освобождению свыше              1 млн. человек,  но амнистия практически не коснулась политзаключенных, чьи сроки были значительно выше. 3 апреля, по инициативе нового министра внутренних дел. Президиум ЦК КПСС принял решение о реабилитации лиц, проходивших по «деду о врачах-вредителях».

Как прагматик, Л.П.Берия понимал необходимость перемен во внутренней и внешней политике. Он готов был отказаться              от идеологических крайностей, пойти на некоторые шаги              по реформированию тоталитарного режима, склонялся к более реалистичному курсу по отношению к странам Восточной
Европы. По партийная и государственная верхушка опасалась за свое будущее в случае захвата Л.П.Берией власти в стране. П.С.Хрущеву удалось организовать заговор против Л.П.Берии, привлечь па свою сторону членов Политбюро и группу военачальников во главе с маршалом Г.К.Жуковым. 26 июня 1953 г. па заседании Президиума ВС СССР в Кремле Л.II. Берия был арестован. Он был обвинен в антипартийной и антигосударственной деятельности, шпионаже. 23 декабря 1953 г. на закрытом судебном процессе Л.П.Берия был приговорен к смертной казни.

В новом руководстве постепенно усилились позиции И.С.Хрущева и в сентябре 1953г. на пленуме ЦК КПСС
он был избран Первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии. Н.С.Хрущев предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX (1956 1.) и XXII (1961 г.) съездах КПСС выступил с резкой критикой культа личности и деятельности И.В.Сталина: Однако, сохранение в стране тоталитарного режима, подавление инакомыслия (расстрел рабочей демонстрации в юроде Новочеркасске в 1962 году), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии. 1956 г. и др.). обострение военного противостояния с Западом (Берлинский -1961 1.. Карибский 1962 г.. кризисы), а также политическое прожектерство делали политику Н.С.Хрущева непоследовательной. Недовольство государственного и партийною аппарат привело к смещению Н.С.Хрущева 14 октября 1964 г. со всех занимаемых постов.

         В 1964 I. к власти в стране пришло консервативное крыло партийной элиты во главе с Л.И.Брежневым, которое взяло курс па свертывание реформ в экономике и в общественной жизни. Л.И.Брежнев, в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии, своевременно устранял своих явных              и потенциальных противников расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю.В.Андропова. П.А.Щелокова. К.У.Черненко. С.К.Цвигуна). Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающей ей власть, стабильность и широкие привилегии. Возникшее в 60-х гг. диссидент скос движение, стало быстро развиваться. В центре этого движения была борьба за гражданские права человека, за демократизацию общества, за ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.

С середины 70-х гг. стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике: замедление развития научно-технического прогресса: моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности: отставание инфраструктурных отраслей от основного производства: наметился ресурсный кризис, выражавшийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, в удорожании добываемого сырья для промышленности, в дефиците материальных ресурсов. Все по негативно отражалось на основных экономических показателях народною хозяйства страны. С каждой пятилеткой среднегодовые темпы их роста снижались, соотношение прироста национальною дохода и прироста основных фондов ухудшалось. С I960 по 19X5 гг. основные фонды выросли в семь pas. а произведенный национальный доход - лишь в четыре раза.

Все это свидетельствовало о том. что экономика страны развивалась экстенсивным путем, то есть объем дополнительной продукции и прирост национального дохода достигались за счет вовлечения в производство природных и трудовых ресурсов, роста основных фондов. Причиной этого была амбициозная внешняя политика руководящих кругов страны, для чего требовался сверхмощный военный потенциал, который создавался военно-промышленным комплексом (ВПК). Для развития и содержания ВПК были необходимы огромные материальные и финансовые ресурсы. Эти ресурсы можно было получить лишь за счет других отраслей народного хозяйства и низкой заработной платы трудящихся, что. в свою очередь, обеспечивалось жесткой административной планово-распределительной системой управления страной и ее экономикой, строгим имитированием материальных и финансовых ресурсов. Чтобы обеспечить быстрое получение этих ресурсов, подчеркну, что преимущество отдавалось экстенсивным методам веления хозяйства, что сдерживало развитие научно-технического прогресса. Технологическое отставание СССР препятствовало быстрому налаживанию выпуска нового поколения ЭВМ - персональных компьютеров. В течение долгого периода времени работа советской промышленности оценивалась главным образом по количественным показаниям. «Отставание в развитии и использовании вычислительной техники - констатировал впоследствии академик Н.Н.Моисеев - было па самом деле симптомом, точным индикатором абсолютно смертельной болезни»

Причиной негативных явлений в экономике были также волюнтаризм и низкий профессионализм руководителей высшего и среднего звеньев управления. Проводимая руководством страны кадровая политика была направлена на незыблемость партийной системы подготовки и продвижения руководящих кадров. Специалисты и руководители могли
самореализовываться будучи членами Коммунистической партии и работая в партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органах.   Непререкаемость авторитетов партийных и иных руководителей любою уровня, их нетерпимость к критике вели к тому, что в номенклатур) нередко включались лица, не обладающие многими качествами,  необходимыми для  руководителей.  Таким  образом,  с  каждым   поколением   интеллектуальный и профессиональный потенциал руководителей партийных и советских органов, предприятий и организаций в стране снижался. Социально-экономические последствия такого развития страны выразились в снижении трудовой и технологической дисциплины, экономической ответственности работников за результаты труда, убытки и потери, в уменьшении темпов роста производительности труда, объемов продукции и национального дохода.

Информация о работе Распад СССР