Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности российской прокуратуры в постсоветский период, извлечь уроки из ее исторического опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;
- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;
- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР 5
1.1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры 5
1.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России 8
2. Направления деятельности советской прокуратуры 13
2.1. Следственные органы прокуратуры 13
2.2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 17
2.3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
В ходе осмотра места происшествия вполне допустимо проведение простейших экспериментальных действий, а тем более замеров. При таких условиях при осмотре любого места происшествия в целях скорейшего установления базовых станций компаний сотовой связи, принимавших телефонный сигнал с места происшествия, необходимо производить экспериментальные звонки с мобильного телефона на любой номер, не имеющий отношения к делу. Сведения об идентификационных данных сим-карт, а также мобильного телефонного аппарата заносятся в ту часть протокола осмотра места происшествия, которая предусматривает фиксацию данных об использованных технических средствах, а в описательной части протокола указываются точное время звонка и номер, на который он произведен.
Такие звонки позволяют фактически сразу по окончании осмотра места происшествия получить данные из компаний мобильной связи об абонентах, принимавших телефонные звонки и звонивших с места преступления в момент его совершения, а также в интересующий следователя период до и после происшествия. Практика использования информации, полученной из электронных данных при расследовании ряда преступлений, показывает, что в городской черте для обработки запроса следователя необходимы 3 - 4 часа в дневное время или до 8 часов в ночное, а черты в малонаселенных районах на это уходят примерно сутки. Получение такой информации с учетом современного массового распространения средств мобильной связи следует относить к неотложным следственным действиям либо включать указанные действия следователя в структуру тактики осмотра места происшествия.
Но не только средства мобильной связи могут и должны быть задействованы следователем в качестве источника значимой информации. Сегодня при расследовании уголовных дел, уже в ходе осмотра места происшествия, следователь должен фиксировать информацию об иных объектах, содержащих копию полей баз данных.
Эти данные фиксируются и в электронной базе супермаркета. При соотнесении их с информацией с касс можно получить точные дату, время и состав покупок, оплаченных конкретным лицом. А после выемки видеозаписей камер наблюдения можно получить и видеоизображение человека, приобретавшего весовой товар, упаковка от которого обнаружена на месте преступления.
К таким же объектам - новым источникам доказательственной информации - следует относить дисконтные карты, содержащие поля базы данных управления рекламы коммерческих фирм, электронные пропуска, замкнутые на базы данных служб безопасности предприятий, кредитные карты, все шире используемые при производстве расчетов вместо наличных денег, и т.д.
При изъятии таких объектов при осмотре места происшествия, обыске или другом следственном действии при их описании обязательно указываются все идентификационные номера, имеющиеся на них. В остальном изъятие производится в порядке, установленном ст. 177 УПК РФ.
Подводя итог сказанному, изложим в современной трактовке вывод, сделанный криминалистикой еще в XIX веке. Чем большее количество информации (об электронных источниках данных) будет собрано следователем в ходе осмотра места происшествия, тем более эффективными окажутся следующие этапы его работы (изъятие компьютерной и иной информации из баз данных и ее обработка), тем вероятнее будет быстрое установление личности преступника и его изобличение. А, говоря проще, с современной преступностью нужно бороться современными методами. В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.
2. Направления деятельности
2. 1. Следственные органы прокуратуры
Органы прокуратуры Российской империи были ликвидированы пришедшими к власти большевиками в 1917 году. Полномочия прокурорского надзора были переданы рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и ВЧК. Однако с 1917 года прокурорский надзор осуществлялся органами рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции). Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления. Непосредственно органы прокуратуры возродились при советской власти в 1922 году. Однако разобщенность всех перечисленных органов, отсутствие у них необходимых властно-распорядительных полномочий не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов. Зачатки прокурорского надзора можно также заметить в деятельности коллегий обвинителей при революционных трибуналах и центральной коллегии государственных обвинителей при Революционном трибунале ВЦИК. Члены коллегий обвинителей осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов.
Положение о прокурорском
надзоре определяло как предмет,
так и пределы надзора
Период культа личности
Сталина негативно отразился
на всех сторонах строительства в
государстве. Карательная и исправительно-
С распадом СССР и образованием
СНГ Прокуратура Союза ССР
преобразуется в
2. 2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было
объявлено военное положение, работа
территориальных и военных
В соответствии с п. 2 Указа в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Согласно п. 5 Указа все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности.
За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:
а) дела о государственных преступлениях;
б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;
в) дела о разбое;
г) дела об умышленных убийствах;
д) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;
е) дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти;
ж) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия.
«Военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения»19.
В соответствии со ст. 14 Положения о военных трибуналах приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, могли быть отменены лишь в порядке надзора.
Военным советам округов, фронтов и армий (флотов и флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежало право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза СССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному прокурору Военно-морского флота Союза ССР по принадлежности своего мнения для дальнейшего направления дела.
Согласно ст. 16 Положения о военных трибуналах о каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрелу), военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному Прокурору Военно-морского флота по принадлежности. В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения о приостановлении приговора такой приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение.