Прокуратура СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности российской прокуратуры в постсоветский период, извлечь уроки из ее исторического опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;
- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;
- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР 5
1.1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры 5
1.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России 8
2. Направления деятельности советской прокуратуры 13
2.1. Следственные органы прокуратуры 13
2.2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 17
2.3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая прокуратура СССР.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

В историко-юридической  литературе возникновение советской  прокуратуры связывается также  со следующими причинами: рассредоточение функций контроля среди целого ряда органов; отсутствие четких правомочий по устранению выявленных нарушений закона; зачастую прямая зависимость от поднадзорных органов; рост правонарушений и отсутствие при этом специального органа, который бы руководил борьбой с преступностью6. К.А. Мокичев писал: «Царская прокуратура была ликвидирована. Она была не нужна. С 1917 по 1922 г. в истории советской прокуратуры получили значение периоды постепенного опытного выявления и установления, с одной стороны, практической необходимости создания и включения в состав государственных органов... новой советской прокуратуры с иным содержанием деятельности, с другой стороны, принципов ее организации, ее задач и функций в советском государстве»7. Таким образом, в Советском государстве возникла необходимость создания специального надзорного органа - прокуратуры. Заслуживает внимания то обстоятельство, что вопрос о том, какой быть прокуратуре, вызвал острую дискуссию. Основных позиций оказалось две. Первая заключалась в том, чтобы подчинить прокуратуру, «с одной стороны, центру в лице соответствующего наркомата, с другой стороны, местному губисполкому»8. Зависимость от местных органов заключалась в назначении прокуроров и в том, что представления о нарушениях законности прокуроры должны были вносить в народный комиссариат юстиции через коллегию губернского отдела юстиции.

Сторонники другого  подхода настаивали на том, что прокуратура  должна быть строго централизованным органом государства, независимым от местных влияний. В.И. Ленин по этому поводу писал: «Установить подчинение местной прокурорской власти только центру в лице генерал-прокурора»9. Обоснование данной точки зрения нашло также свое отражение в письме В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности» (22 мая 1922 г.), в котором излагались основные принципы организации и деятельности прокуратуры10. В конечном счете, данное письмо сыграло решающую роль в формировании нового государственного органа - советской прокуратуры.

Важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью прокуратуры, были урегулированы Положением о прокурорском надзоре, принятом ВЦИК РСФСР 26 мая 1922 г. Данный акт определил основные задачи этого органа - осуществление надзора за соблюдением законов, правильная постановка борьбы с преступностью. В соответствии с Положением 1922 г. на прокуратуру возлагались следующие функции: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

С образованием СССР 23 ноября 1923 г. была образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Это нашло отражение в Конституции 1924 г., которая содержала специальную главу VII о Верховном Суде СССР, где излагались полномочия прокуратуры. Основными направлениями ее деятельности в соответствии с Положением о Верховном Суде от 23 ноября 1923 г. являлись: общий надзор за законностью, судебный надзор, надзор за законностью действий ОГПУ Союза ССР. Таким образом, на конституционном уровне вопросы организации и деятельности прокуратуры в нашей стране впервые были урегулированы в определенной степени Основным Законом СССР 1924 г.

 

1. 2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России

 

В последнее время в  науке широко обсуждается проблема правового статуса современной  российской прокуратуры, намечаются возможные  пути ее реформирования. В этой связи актуализируется вопрос деятельности советской прокуратуры, поскольку современная прокуратура является ее правопреемником. После Октябрьской революции 1917 г. со сменой политического режима в стране Декретом СНК «О суде» прокуратура была упразднена11. В конце 1921 - начале 1922 г. по инициативе В.И. Ленина НКЮ РСФСР было подготовлено и вынесено на рассмотрение сессии ВЦИК Положение о прокуратуре, которое не было воспринято единогласно. Статус вновь образуемой прокуратуры воспринимался неоднозначно. В частности, были сильны высказывания против централизации прокуратуры и ее независимости от местных органов власти.

28 мая 1922 г. было утверждено  Положение о прокурорском надзоре12, на основе которого российская прокуратура получила широкие надзорные полномочия, в частности, в сфере общего надзора, а с ними обрела полноценный статус органа государственного надзора. Примечательно, что органы прокуратуры были включены в состав органов юстиции, и всю прокурорскую систему в качестве прокурора республики возглавил Народный комиссар юстиции. Согласно Положению прокуратура имела статус централизованной системы органов с подчинением нижестоящих по статусу прокуроров вышестоящим. При этом губернские прокуроры местным властям не подчинялись, тем самым имея независимый от местных властей статус. В уездах действовали помощники губернских прокуроров. Общесоюзного органа прокуратуры (прокуратуры СССР) на тот момент не было, хотя при Верховном Суде СССР состоял прокурор, который имел заместителя и помощников. Это была Прокуратура Верховного Суда СССР. Прокурор при Верховном Суде СССР и его заместитель назначались на должность Президиумом ЦИК СССР. Прокуратура Верховного Суда СССР была самостоятельным органом, и прокуратуры союзных республик ей не подчинялись.

20 июня 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР была образована Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря 1933 г. утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР13, которым упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР. Прокуратура СССР приобрела руководящий статус относительно прокуратур союзных республик. Согласно Положению о Прокуратуре СССР указания и распоряжения Прокурора СССР носили обязательный характер для всех органов прокуратуры. До 1936 г. органы прокуратуры союзных республик оставались в составе органов юстиции. В 1937 г. в соответствии с положениями Конституции СССР 1936 г., содержавшей отдельную главу о суде и прокуратуре14, была принята Конституция РСФСР, в которой прокурорский надзор характеризовался как высший надзор. Прокуроры в своей деятельности были ориентированы на осуществление надзора за соблюдением, прежде всего, общесоюзного законодательства, которое выступало основой законодательства союзных республик, в том числе РСФСР. Принципиально важным явилось положение о независимости прокуратуры от местных органов власти. В годы Великой Отечественной войны статус прокуратуры не претерпел никаких серьезных изменений и оставался прежним. Прокуратура была в первую очередь органом надзора за законностью. Особенностью явилось то, что в связи с введением на отдельных территориях военного положения некоторые территориальные прокуратуры были преобразованы в военные. Военизированы были и транспортные прокуратуры.

24 мая 1955 г. Указом  Президиума Верховного Совета  СССР было утверждено новое  Положение о прокурорском надзоре  в СССР, в соответствии с которым, как и прежде, прокурорская система объявлялась централизованной системой органов во главе с Генеральным прокурором СССР. Провозглашался независимый статус прокуратуры. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры были призваны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. Наряду с протестом предусматривалось такое правовое средство реагирования на нарушение закона, как представление об устранении нарушений закона и причин, способствующих нарушению закона. Прокуроры были вправе привлекать лиц, нарушивших закон, не только к уголовной и административной, но и к дисциплинарной ответственности. В четвертой главе Положения о прокурорском надзоре содержались нормы о надзоре за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов. В связи с этим Генеральному прокурору СССР и подчиненным ему прокурорам было предоставлено право истребования из суда для проверки в порядке надзора любого гражданского или уголовного дела.

В Конституции СССР 1977 г. в отличие от ранее действовавших  Конституций регламентации организации  и деятельности прокуратуры была посвящена целая глава15. Здесь закреплялось подчинение всех органов прокуратуры Генеральному прокурору СССР, определялось, что Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры осуществляют высший надзор за законностью, провозглашался независимый статус прокуратуры от местных властей. На основе положений данной Конституции СССР Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон о прокуратуре СССР, который возложил на прокуратуру координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. В отличие от ранее действовавшего Положения о прокурорском надзоре СССР 1955 г. Закон четко определил полномочия прокуроров по отдельным отраслям прокурорско-надзорной деятельности. Примечательно, что Генеральному прокурору СССР, а также прокурорам союзных и автономных республик предоставлялось право законодательной инициативы. Генеральный прокурор СССР, Главный военный прокурор, прокурор союзной республики и их заместители были вправе приостанавливать исполнение опротестованного приговора, определения и постановления суда по уголовному делу до разрешения дела в порядке надзора. Принесение прокурором протеста на иные акты, нарушающие права и свободы граждан, автоматически влекло приостановление действия такого акта до рассмотрения протеста. Требования прокурора об устранении выявленных им нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, носили обязательный для исполнения характер. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР» введены такие средства прокурорского реагирования, как предписание и предостережение.

С распадом в 1991 г. СССР Прокуратура  Союза ССР прекратила свою деятельность и утратила руководящий статус над  прокуратурами союзных республик. Все действовавшие на тот момент на территории РСФСР органы прокуратуры были объединены в единую систему прокурорских органов во главе с Генеральным прокурором РСФСР. В 1992 г. принят Закон «О прокуратуре Российской Федерации», нормы которого положены в основу отрасли современного прокурорского права и, в соответствии с положениями которого строится и функционирует современная российская прокуратура.

В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства коммерческих организаций видеозаписи стало почти повсеместным. Различные отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

Это обстоятельство настоятельно диктует необходимость корректировки  методик расследования преступлений, а также тактики производства отдельных следственных действий, в  частности осмотра места происшествия.

Как уже давно установлено  криминалистикой и практикой  расследования преступлений, осмотр места происшествия - весьма сложное  следственное действие, начинающееся с точной локализации данного  места на местности и состоящее  из скрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку, поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенного осмотра во многом зависит успех расследования - это давно стало аксиомой, которую на практике, увы, зачастую игнорируют.

Осмотр места происшествия подчас должен включать обязательное установление наличия регистрирующих устройств электронных баз данных, а также поиск объектов, содержащих копии полей базы данных.

При использовании в расследовании  информации, содержащейся в электронных базах данных, необходимо уже в начале осмотра использовать сведения о расположении места происшествия на местности для определения регистрирующих устройств этих баз.

При этом вне черты города следует обратить особое внимание:

1) автозаправочные станции, которые в настоящее время на 40% оснащены средствами видеонаблюдения как за происходящим на самой станции, так и на прилегающем к ней участке автотрассы;

2) посты ГИБДД, где есть  журналы учета остановленных  транспортных средств, данные  операции "Перехват", если такая по расследуемому происшествию производилась;

3) железные дороги, где  возможно использование информации  о расписании движения пассажирских  и товарных поездов, а также  данных АИПС "Розыск - магистраль" по пассажирам;

4) предприятия, учреждения, где есть средства видеонаблюдения с фиксацией времени прохода через проходную по электронным пропускам.

В черте города, кроме названных  объектов, высокоинформативными могут  стать сетевые супермаркеты, в  которых наряду с камерами видеонаблюдения  действует система именных и неименных дисконтных карт, содержащих информацию о покупках, совершенных их владельцами. По той же причине большую информационную ценность представляют банкоматы и отделения банков.

Уже на начальном этапе  осмотра места происшествия, производимого в жилом секторе, следует обязательно отражать в протоколе правильное название микрорайона с целью последующего истребования базы данных жилищно-эксплуатационной организации о лицах, проживающих в домах, которые окружают место преступления.

Такими устройствами в первую очередь являются мобильные телефоны и их аналоги, а также автомобили, особенно оснащенные системой спутниковой навигации - GPS.

Конечно, для следствия  было бы идеальным установление всех лиц и всего автотранспорта, которые  во время совершения преступления находились на месте происшествия и вблизи от него. В ряде случаев это выполнимо. Однако сведения о свидетелях, зафиксированные при этом в банках данных, должны ранжироваться по степени их удаленности от места происшествия. При отборе свидетелей по их криминалистической значимости в первой очереди должны стоять те, кто находился в непосредственной близости от узловой точки места происшествия (место обнаружения трупа либо место, на которое очевидцы указывают в связи с произошедшим преступным событием), и далее по степени удаления.

Отбор в электронных базах  данных сведений о лицах, которые  могли совершить преступление или  располагают информацией об обстоятельствах  его совершения, производится следующим  образом. Необходимо измерить расстояние от регистрирующего устройства базы данных до места происшествия (например: от видеокамеры наружного наблюдения до места обнаружения трупа). Затем берется средняя скорость: а) пешехода, б) велосипедиста, в) автомобиля, г) катера (при этом, конечно, учитываются известные обстоятельства совершения преступления). Затем с использованием этих параметров вычисляется время следования предполагаемого (вычисляемого) лица к регистрирующему устройству базы данных (либо от него).

Таким образом, значимой отправной  точкой для следователя будет время фиксации интересующих его объектов регистрирующим устройством базы данных. Это время равняется сумме времени совершения преступления и следования к устройству (от него) преступника или свидетеля. Затем сведения базы данных ранжируются по убыванию их криминалистической значимости в прошлое и будущее. Аналогичным образом производится отбор, например, лиц и транспорта, следовавших к месту преступления до его совершения.

Информация о работе Прокуратура СССР