Прокуратура СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформировать практические выводы и предложения, направленные на повышение эффективности российской прокуратуры в постсоветский период, извлечь уроки из ее исторического опыта. Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- раскрыть историко - правовой анализ становления советской прокуратуры;
- осмыслить правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России;
- изучить основные направления деятельности советской прокуратуры;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая основа деятельности прокуратуры в СССР 5
1.1. Историко - правовой анализ становления советской прокуратуры 5
1.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России 8
2. Направления деятельности советской прокуратуры 13
2.1. Следственные органы прокуратуры 13
2.2. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 17
2.3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая прокуратура СССР.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 устанавливался порядок направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

Приказом Народного  комиссара юстиции СССР и Прокурора  СССР от 27 июня 1941 г. № 104/64 в дополнение к приказу от 24 июня 1941 г. предлагалось передавать на рассмотрение военных трибуналов войск НКВД все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, дела о террористической агитации, дела о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий (школ, сельсоветов, колхозных ферм и т.п.) в сельских местностях.

Прокурорский надзор по этим делам осуществлялся военными прокурорами войск НКВД.

Основным направлением в деятельности органов прокуратуры  был надзор за исполнением законов  военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и  государственной дисциплины, прав и  законных интересов военнослужащих и их семей, охрану государственной собственности от преступных посягательств.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. было введено  военное положение на всех железных дорогах СССР, Указом от 9 мая 1943 г. - на морском и речном транспорте.

В связи с названными Указами Президиума Верховного Совета СССР Народным комиссаром юстиции СССР и Прокурором СССР был издан приказ от 21 апреля 1943 г. № 28/19 «О порядке привлечения к ответственности работников железнодорожного транспорта за преступления по службе в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года», в соответствии с которым работники железнодорожного транспорта (в том числе рабочие и служащие заводов, контор, подсобных предприятий, лечебных учреждений, учебных заведений, личный состав стрелковой охраны и пожарно-вахтенной службы) за преступления по службе привлекались к судебной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса о воинских преступлениях.

Прокурор СССР и Народный Комиссар внутренних дел СССР 26 июня 1941 г. издали приказ № 159/595 «О квалификации нарушений Правил и распоряжений о местной противовоздушной обороне», согласно которому злостное нарушение распоряжений по светомаскировке влекло за собой привлечение к уголовной ответственности, а если оно было использовано на оказание содействия врагу, то эти действия следовало квалифицировать как измену Родине.

Находясь на военном  положении, прокуроры обеспечивали четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла, о чем подтверждают приведенные выше приказы.

Интересы военного времени  потребовали перестройки системы  и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры  прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Согласно п. 1 этого  Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие  классные чины: Действительный государственный  советник юстиции, Государственный  советник юстиции 1 класса, Государственный  советник юстиции 2 класса, Государственный советник юстиции 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса, младший юрист.

Классный чин Действительного  государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Многие прокуроры и  следователи ушли на фронт в действующую  армию или партизанские отряды, многие из них погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.

Прокуроры и следователи вместе с Чрезвычайной государственной комиссией провели большую работу по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. «Чрезвычайной государственной комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников»20.

Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

 

2. 3. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе

 

В послевоенное время  работники прокуратуры СССР, прокуратур РСФСР, УССР, БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях СССР.

Высококвалифицированные прокуроры  и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украины, а затем  пост Генерального прокурора СССР.

Международный военный трибунал над главными немецкими военными преступниками был создан на основании Международного соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией от 8 августа 1945 г. Полномочные представители этих государств выработали Устав Трибунала, предусматривавший проведение процесса на паритетных началах. Это означало, что каждое из четырех государств, подписавших Соглашение, на основании Устава должно было назначить своих представителей в качестве членов Трибунала, их заместителей и Главных обвинителей. Члены трибунала были равноправны и по взаимному соглашению между собой выбирали председательствующего. Равноправными являлись и Главные обвинители, которые строили свою работу на принципах полного сотрудничества. Подготовка материалов для процесса и поддержание обвинения на суде требовали хорошо подготовленной организации обвинения.

Четыре Главных обвинителя были полностью самостоятельны и равноправны. Но они должны были выступать перед  Трибуналом согласованно, в качестве единого органа. Они не могли действовать изолированно. Поэтому для координации действий Главных обвинителей на Нюрнбергском судебном процессе был учрежден Комитет обвинителей, состоящий из Главных обвинителей от СССР, США, Великобритании и Франции. В задачу Комитета входило согласование мероприятий по подготовке материалов к процессу, распределение обязанностей между Главными обвинителями по поддержанию обвинения на отдельных стадиях процесса (порядок произнесения вступительных и заключительных речей, порядок предоставления доказательств и допроса свидетелей и подсудимых, заключения по ходатайствам подсудимых и их защитников и т.д.), согласование различных вопросов, возникавших в ходе процесса.

С первых дней подготовки процесса встал вопрос о создании достаточно мощного и квалифицированного аппарата для производства предварительного следствия.

Советское правительство  еще 2 ноября 1942 г. создало Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. «С помощью органов прокуратуры с привлечением широчайшей общественности Чрезвычайная государственная комиссия собрала обширный материал, который уличал гитлеровцев в совершении жесточайших, не виданных в истории военных преступлений и преступлений против человечества»21.

Среди этих материалов были показания свидетелей и потерпевших, огромное количество документальных доказательств.

Перед советским обвинением встала задача максимально использовать все документальные материалы из архивов на территории Западной Германии - архивов штаба оперативного руководства гитлеровского верховного главнокомандования во Фленсбурге, архива Риббентропа, за хваченного в Марбурге, архива Розенберга, замурованного в потайном хранилище в его замке в Баварии, архива Франка, найденного в его имении, в подвалах банка фон Шредера в Кельне и других местах. В этих архивах американскими войсками было обнаружено большое количество ценных документов, 485 тонн бумаг из архивов нацистского МИД было захвачено одной только 1-й американской армией.

Наряду с этим представлялось необходимым произвести до начала судебного  процесса допрос обвиняемых и значительной части свидетелей, находившихся в  распоряжении американских властей.

На следственную часть  была возложена обязанность подготовки к процессу документальных доказательств, в том числе документальных материалов из архивов, захваченных англо-американскими  войсками, допрос обвиняемых и некоторых  гитлеровских генералов и руководителей ведомств, которые на процессе фигурировали в качестве свидетелей.

За короткий промежуток времени работниками следственной части было изучено до четырех  тысяч немецких документов из архивов  штаба верховного главнокомандования, из архивов Риббентропа, Розенберга и др.

В процессе этой работы советские  следователи обнаружили ряд особо  ценных документов, в том числе  подлинный План Барбаросса, представлявший собой законченную разработку плана  военного нападения на Советский  Союз. Существование этого плана предполагало наличие различного рода дополнительных данных, которые гитлеровский генеральный штаб должен был разрабатывать для осуществления преступного захватнического плана военного нападения на СССР. Все эти документы должны были дать полную картину заговора против Советского Союза.

На поиски этих документов, их перевод на русский язык и систематизацию и были направлены усилия советских  следователей. Собирались документы, материалы, подтверждающие виновность главных  военных преступников по всем пунктам предъявленного им обвинения.

В современную жизнь прочно вошли мобильная связь, компьютерные носители информации, а применение службами безопасности большинства  коммерческих организаций видеозаписи  стало почти повсеместным. Различные  отрасли науки и техники, быстро развивающиеся и высокотехнологичные, все активнее внедряют в повседневный обиход россиян свои достижения, которые используются и при совершении преступлений.

Это обстоятельство настоятельно диктует необходимость корректировки  методик расследования преступлений, а также тактики производства отдельных следственных действий, в частности осмотра места происшествия.

Как уже давно установлено  криминалистикой и практикой  расследования преступлений, осмотр места происшествия - весьма сложное  следственное действие, начинающееся с точной локализации данного места на местности и состоящее из скрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку, поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенного осмотра во многом зависит успех расследования - это давно стало аксиомой, которую на практике, увы, зачастую игнорируют.

Осмотр места происшествия подчас должен включать обязательное установление наличия регистрирующих устройств электронных баз данных, а также поиск объектов, содержащих копии полей базы данных.

При использовании в расследовании  информации, содержащейся в электронных  базах данных, необходимо уже в  начале осмотра использовать сведения о расположении места происшествия на местности для определения  регистрирующих устройств этих баз.

При этом вне черты города следует обратить особое внимание:

1) автозаправочные станции,  которые в настоящее время  на 40% оснащены средствами видеонаблюдения  как за происходящим на самой  станции, так и на прилегающем  к ней участке автотрассы;

2) посты ГИБДД, где есть  журналы учета остановленных  транспортных средств, данные  операции "Перехват", если такая  по расследуемому происшествию  производилась;

3) железные дороги, где  возможно использование информации  о расписании движения пассажирских и товарных поездов, а также данных АИПС "Розыск - магистраль" по пассажирам;

4) предприятия, учреждения, где есть средства видеонаблюдения  с фиксацией времени прохода  через проходную по электронным  пропускам.

В черте города, кроме названных  объектов, высокоинформативными могут стать сетевые супермаркеты, в которых наряду с камерами видеонаблюдения действует система именных и неименных дисконтных карт, содержащих информацию о покупках, совершенных их владельцами. По той же причине большую информационную ценность представляют банкоматы и отделения банков.

Уже на начальном этапе  осмотра места происшествия, производимого  в жилом секторе, следует обязательно  отражать в протоколе правильное название микрорайона с целью  последующего истребования базы данных жилищно-эксплуатационной организации о лицах, проживающих в домах, которые окружают место преступления.

Информация о работе Прокуратура СССР