Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:57, контрольная работа
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Политическая власть и основные подходы к ее определению……………………………………………….…………….…4
2. Структура, функции и виды политической власти…………………………………...……………………...……………7
3. Легитимность политической власти……………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованных источников и литературы……………………….17
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
на тему « Политическая власть: концептуальная характеристика»
Выполнил:
студент группы ГМУ 606-32
__________ Балабуткин Я.А.
«___»_____________ 2011 г
Проверил:
____________ Годовова Е.В.
«___»_____________ 2011 г
г. Оренбург
2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Политическая власть и основные подходы к ее определению……………………………………………….
2. Структура, функции и виды политической власти…………………………………...……………………
3. Легитимность политической власти……………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….17
Введение.
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставлен- ной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. "Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно". Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем ~ экономической, социальной, духовной и др.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
1.Политическая власть и основные подходы к ее определению.
Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.
Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в самых разных областях общественной жизни – экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни – в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит Максу Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле. Волевая трактовка категории власти была широко представлена в истории политической мысли. Кроме М.Вебера, с этой точки зрения рассматривали власть Г.Гегель, И.Фихте, А.Шопенгауэр и многие другие философы. Развитие научного знания в целом обусловило и развитие представлений о власти, учитывавших разные стороны этого сложного и многогранного явления.
В политологии имеется несколько подходов к истолкованию власти.
Теологический подход - всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - исполнители воли Бога. По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на религиозных постулатах. Подчинение людей божественной воле обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода.
Биологический подход - власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными (социальный дарвинизм и др.).
Психологический подход - власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания в результате того, что человеческой психике посредством скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.
Бихевиористский подход - власть есть особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Мифологический подход - власть одних людей связана с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей.
Антропологический подход - распространяет понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, образования и объявляет политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. На этом основании считается правомерным говорить о существовании политической власти во всяком обществе. Носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.
Конфликтологический подход - рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы.
Таким образом, политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической сферы общества.
Отличительные признаки политической власти :
1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы.
2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев.
3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется.
4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю.
5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия.
6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.
Среди других отличительных признаков политической власти выделяют:
1. легальность в использовании силы;
2. верховенство, то есть обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
3. публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистацированность и обособленность от других общественных институтов;
4. моноцентричность, то есть наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
2. Структура, функции и виды политической власти.
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия.
Субъект власти, воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике – это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.
Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т.п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет.
Объект власти, то есть подчинённые. В политике это объект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Как и любое явление, власть имеет свои источники. Источники власти– объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся:
1. Физическая либо социальная сила. Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти.
2. Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства.
3. Знания и контроль над информацией. Известный американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».
4. Люди, как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники.
Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивы подчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др.
Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д.
Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения:
1)Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти.
2)Социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.
3)Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности.
4)К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.
Информация о работе Политическая власть: концептуальная характеристика