Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:57, контрольная работа
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Политическая власть и основные подходы к ее определению……………………………………………….…………….…4
2. Структура, функции и виды политической власти…………………………………...……………………...……………7
3. Легитимность политической власти……………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованных источников и литературы……………………….17
5)Демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.
6)Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.
Власть как явление выполняет в обществе определенные функции, которые можно разделить на два вида:
1. Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями: достижение общественного согласия, поддержка общественного порядка и стабильности,
координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами; выявление и разрешение конфликтов и др.
1. Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и
проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: подготовка, принятие и реализация решений, организация их выполнения; контроль за реализацией принятых решений; оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений. Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества – практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти.
К основным функциям политической власти относят: формирование политической системы общества; организация политической жизни и политических отношений общества, включающих отношения государства с обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами и т.д.; управление делами общества и государства на различных уровнях; создание определённого типа правления, политического режима и государственного строя; обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод; выполнение хозяйственно-созидательных функций.
Таким образом, в своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Существует множество мнений и концепций по вопросу типологии политической власти. По различным основаниям можно выделить следующие виды политической власти:
1. По формационному и классовому признакам: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе;
2. По отношению к социальному развитию: прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная;
3. По количественному признаку: единоличная, олигархическая, полиархическая;
4. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная и судебная;
5. По правовому признаку: законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная;
6. По институциональному признаку: государственная, муниципальная, партийная и др.;
7. По средствам и методам осуществления власти в обществе: тоталитарная, авторитарная, демократическая.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.
4. Легитимность политической власти.
Так как общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. "режиме" - управление).
Политический режим (от лат. "режим" - порядок управления) - это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.
Политология выделяет три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика политических режимов
Критерии
| Режимы | ||
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Законодательство | Развитая система демократических законов | Система законов минимальна | Система законов мало разработана |
Полномочия главы государства | Строго ограничены законом | Фактически не ограничены | Практически не ограничены |
Представительные органы | Имеют широкий круг полномочий | Марионеточны | Марионеточны или отсутствуют |
Принцип разделения власти | Реализован | Формально признается | Отвергается |
Полномочия местных органов власти | Максимальные | Формально широкие | Минимальные |
Партии | Многопартийность | Правящая партия огосударствленна | Одна массовая политическая партия |
Идеология | Политический плюрализм | Господство одной идеологии | Одна официальная идеология |
Права и свободы | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Разрешено все, что не имеет отношения к политике |
Карательные органы | Строго регламентированы законом | Осуществляют массовые политические репрессии | Осуществляют тайный политический сыск |
Оппозиция | Действует легально | Запрещена | Отрицается |
С этими положениями тесно связано понимание легитимности власти. Что же такое легитимность ?
Легитимность (применительно к власти) - это общественное признание, одобрение, законность власти.
Термин легитимность возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне.
Средневековые учения о власти обосновывали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.
Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной нитью проходит через богословские учения Средневековья.
Ф. Аквинский - крупнейший представитель средневековой мысли, призывает граждан к законопослушанию, к повиновению государственной власти. Но если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.
Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом.
Требование легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.
Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.
Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда есть критики власти, несогласное меньшинство.
Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.
В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер, который указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический).
Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии.
Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные
моменты истории.
Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями.
В дальнейшем проблемой легитимности власти занимались многие ученый, каждый из которых, в зависимости от исходных условий, выделял те или иные типы легитимности.
В настоящее время существует два подхода к определению критериев легитимности власти. Либерально – демократический, иногда его называют рационально – законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность.
Понятие «легитимность власти» не равнозначно понятию «законность власти». Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность»- близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политически нейтральный характер, второе - юридический и этически нейтральный.
Сегодня легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.
Заключение.
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются: верховенство, всеобщность, легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны, моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.
Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия. Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции.
Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль.
Список использованных источников и литературы
1. Политология (базовый курс). Зеленков М.Ю. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
2. Политология. Учебник для ВУЗов Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
3. Политология. Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 683 с.
4. Политология. Под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.
17
Информация о работе Политическая власть: концептуальная характеристика