Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

С субъективной стороны  анализируемое преступление совершается только умышленно; субъект преступления – общий. Умыслом организаторов и участников должны охватываться все обстоятельства совершения преступления: и экстремистский характер осуществляемой деятельности, и факт наличия вступившего в силу судебного решения о запрете деятельности или ликвидации организации.

Подводя итог рассмотрению проблем обеспечения территориальной  целостности Российского государства  от различных проявлений сепаратистской деятельности, считаем возможным  предложить законодателю собственное видение соответствующих статей Уголовного Кодекса.

Статья 279. Вооруженный  мятеж

Организация вооруженного выступления в целях свержения  или насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации или субъекта Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно руководство им или активное участие в нем, - наказывается ...

Статья 280. Публичные  призывы к совершению преступлений против государственной и общественной безопасности

1. Публичные призывы  к насильственному захвату власти  или насильственному удержанию  власти, вооруженному мятежу, совершению  преступлений экстремисткой направленности  или преступлений террористического  характера, - наказывается ...

2. То же деяние, совершенное  государственным или общественным  деятелем, а равно с использованием  средств массовой информации, - наказывается ...

Статья 2822. Организация деятельности экстремисткой организации

1. Организация деятельности  общественного, религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности, а равно финансирование экстремисткой деятельности или экстремисткой организации, - наказывается...

2. Участие в деятельности  общественного, религиозного объединения  либо иной организации, в отношении  которых судом принято вступившее  в законную силу решение о  ликвидации или запрете деятельности  в связи с осуществлением экстремисткой деятельности, - наказывается ...

Примечание. Лицо, добровольно  прекратившее участие в деятельности общественного, религиозного объединения  либо иной организации, в отношении  которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Считаем также возможным  изменить редакцию и антиэкстремисткой статьи Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 20.3 Незаконные действия в отношении экстремистских материалов

Создание, распространение  или хранение в целях распространения  экстремистских материалов, - влечет ...

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение принципа территориальной целостности и неприкосновенности государства является сегодня одним из столпов международного права. Его положения твердо гарантируют невмешательство во внутренние дела государства, признание и уважение его суверенитета и существующих государственных границ, обеспечивают соблюдение мира во взаимоотношениях между государствами.

Россия, являясь постоянным членом ООН, участницей (в качестве правопреемника СССР) Заключительного  Акта Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе, поддерживая Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, признает, что предписания принципа территориальной неприкосновенности и целостности являются основой для развития ее международных отношений и национального права.

Правовая система России содержит ряд предписаний относительно соблюдения принципа неприкосновенности государственной территории, при  этом особая роль в деле охраны общественных отношений, складывающихся по поводу соблюдения этого принципа, принадлежит уголовному праву.

Проведя теоретико-правовой, историко-правовой, компаративно-правовой, догматический, социологический анализ положений Российского уголовного закона в части обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности государства, мы пришли к следующим основным выводам.

1. Принцип территориальной  целостности и неприкосновенности  государств, являясь универсальным  и общепризнанным, выступает в  качестве одного из источников Российского уголовного права, детерминируя появление в нем правовых предписаний, устанавливающих санкции за  приобретение чужой территории путем угрозы силой или ее применения, нарушение неприкосновенности государственных границ, инспирирование и поддержку сепаратистских движений, использование иностранной территории без согласия ее суверена, использование своей территории таким образом, что этим наносится ущерб территориям других государств.

2. Эволюция нормативных  предписаний отечественного уголовного законодательства, направленных на защиту неприкосновенности и целостности территории России, проходила на фоне становления международного понимания государственной территории и границ, и внедрения принципа территориальной неприкосновенности в практику межгосударственного общения. При этом Российское государство изначально криминализировало посягательства на территориальную целостность со стороны его граждан (подданных) в форме государственной измены, бунта, заговора (XV – XVII в. в.); затем установило ответственность за различного рода преступления, связанные с нарушением неприкосновенности Государственной границы (XIX в.); и лишь в новейшей истории установило уголовную ответственность за насильственный захват чужой государственной территории (XX в.).

3. Современная система  уголовно-правовых норм об охране  территориальной целостности и  неприкосновенности России включает  в себя предписания о запрете  агрессии и пропаганды агрессии (ст. 353, 354 УК), о запрете незаконного  пересечения или изменения Государственной границы (ст. 270, 322, 323 УК), о запрете сепаратизма, его пропаганды и сепаратистских организаций (ст. 279, 280 282УК).

4. Сравнительно-правовой  анализ Российского и зарубежного  уголовного законодательства в  части обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности государства позволяет выявить некоторые преимущества зарубежных законов, проявляющиеся: а) в усилении ответственности за  пропаганду войны против своего государства, б) в дифференциации ответственности за развязывание и ведение войны, в) справедливо криминализируют любые формы незаконного пересечения границы и устанавливают ответственность за организационную деятельность, направленную на пересечение границы; а также некоторые погрешности, заключающиеся в установлении ответственности за нарушение территориальной целостности иностранного государства и в криминализации нарушения правил пограничного режима.

5. Нормы российского  УК об агрессии могут быть  применены как к российским  гражданам, планирующим, подготавливающим, развязывающим и ведущим агрессивную войну против иностранного государства, так и к иностранным гражданам, осуществляющим аналогичные действия против РФ. В целом, соответствуя задачам обеспечения мира и безопасности человечества, они могут быть скорректированы за счет: а) криминализации указанных в ст. 353 УК действий не только в отношении агрессивной войны, но и в отношении войны в нарушение международных договоров; б) перенесения признака развязывания агрессивной войны в часть вторую ст. 353 УК; в) включения в текст УК примечания к ст. 353, определяющего понятие агрессии, понятие войны в нарушение международных договоров и устанавливающего круг субъектов данных преступлений; г) криминализации любой формы пропаганды агрессивной войны; д) расширения круга субъектов в квалифицированной пропаганде войны путем дифференциации ответственности государственных и общественных деятелей.

6. К нормам об охране  Государственной границы следует  отнести предписания ст. 271 УК  «Нарушение правил международных  полетов», которая в совокупности со статьями 322 и 323 УК может стать основой отдельной главы в структуре УК – «Преступления против неприкосновенности Государственной границы», следующей после главы о преступлениях против правосудия. Совершенствование законодательства об охране неприкосновенности границы может включать в себя: а) установление в части первой ст. 322 УК ответственности не только за пересечение границы без документов или разрешения, но и за пересечение границы в неустановленном месте; б) исключение указания на цель действий в составе противоправного изменения границы с одновременной фиксацией признака их противоправности; в) изменение названия статьи 323 УК; г) введение уголовной ответственности за организацию незаконного пересечения Государственной границы.

7. Защита РФ от проявлений  сепаратизма установлена нормами  о запрете вооруженного посягательства  на территориальную целостность  РФ, пропаганды экстремисткой деятельности  и организации деятельности экстремисткой  организации. Их совершенствование  может включать в себя: а) определение мятежа в тексте диспозиции ст. 279 УК как вооруженного выступления; б) криминализацию вооруженных посягательств на конституционный строй и территориальную целостность не только РФ в целом, но и ее субъектов; в) уточнение круга деяний, призыв к совершению которых можно квалифицировать как преступление за счет указания на преступления, предусмотренные ст. 278, 279 УК, а также на преступления террористического характера и преступления экстремистской направленности; г) криминализацию финансирования экстремисткой деятельности или экстремисткой организации. В КОАП РФ нуждается в совершенствовании ст. 20.3, содержание которой необходимо привести в соответствие с положениями Закона «О противодействии экстремисткой деятельности».

Указанные положения, не претендуя на бесспорность, способны, на наш взгляд, обеспечить последовательность в соблюдении международных обязательств России на национальном уровне, гарантировать ее национальные интересы, повысить степень защищенности ее территориального суверенитета, и тем самым способствовать укреплению положения России на международной арене.

 

БИБЛИОГРАФИЯ 

 

1. Нормативно-правовые  акты

1.            Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7 – 33.

2.            Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 544 – 589.

3.            Декларация оправе народов на мир (1984 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С.104.

4.            Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 65 – 73.

5.            Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 103 – 110.

6.            Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами – участниками Содружества Независимых Государств (1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 4. С. 5.

7.            Резолюция ООН 3314 об определении агрессии // Донской Д. Агрессия – вне закона. Об общепризнанном определении агрессии. М., 1976. С. 132 – 135.

8.            Римский Статут Международного уголовного суда (1998 г.) // Костенко Н. И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 190 – 263.

9.            Конституция Российской Федерации (1993 г.). М., 1993.

10.       Уголовный кодекс РФ (1996 г.). М., 2003.

11.       Закон РФ «О государственной границе» от 01. 04. 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993.  № 17.  Ст. 594.

12.       Закон РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25. 10. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

13.       Закон РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17. 12. 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

14.       Закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31. 07. 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833

15.       Закон РФ «О безопасности» от 05. 03. 1992 г. // Российская газета. 1992. 6 мая.

16.       Закон РФ «О недрах Российской Федерации» от 03. 03. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

17.       Концепция национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ 17. 12. 1997 г. //  Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

18.       Концепция внешней политики // Российская газета. 2003. 11 июля.

19.       Постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 г. // Собрание законодательства СССР. 1926. № 32. Ст. 203.

2. Литература

20.       Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.

21.       Адельханян Р. А. Преступность деяния по международному уголовному праву. М., 2002.

22.       Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права. В сб.: Очерки сравнительного права. М., 1991. С. 38.

23.       Бабурин С. Н. Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор Российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2.

24.       Бабурин С. Н. Современные проблемы Российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. № 11.

25.       Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.

26.       Барсегов Ю. Г. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993.

27.       Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М., 1958.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект