Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Важная форма непосредственного  народовластия - референдум. «Высшим  непосредственным выражением власти народа,- указывается в Конституции РФ (ст.3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации» [3], референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей территории Российской Федерации. Референдум Российской Федерации (Всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

На референдум РФ в  обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые Всероссийским  референдумом, обладают высшей юридической  силой, в каком-либо утверждении  не нуждаются и обязательны для  применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских  референдумов, могут проводиться  республиканские (республик в составе  РФ), региональные и местные референдумы  по наиболее важным вопросам жизни  республики, региона и т. д. [41].

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют  избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Ещё одна форма осуществления  народовластия - органы местного самоуправления.

Они отделены от системы  органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление относится к числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации. «В Российской Федерации,- сказано в ст. 12 Конституции РФ,- признаётся и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии, как формы государства и способе правления, лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправление не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

В современных условиях в Российской Федерации под местным  самоуправлением понимаются право  и способность населения разных территориальных единиц управлять  в рамках закона под свою ответственность  и в собственных интересах  значительной частью общественных дел и контролировать их. Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единого и единственного конституционного источника власти в стране [28, с. 37-38].

Российская Федерация - федеративное государство. Демократический  характер Российского государства  проявляется в его государственно-территориальном  устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма  способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

    1. государственная целостность;
    2. равноправие и самоопределение народов;
    3. единство системы государственной власти;
    4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, ч. 1,2 Конституции).

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5 Конституции РФ).

Становление принципа политического  плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ни чего общего с  попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, которые ведут к распаду социального управления.

Преимущества принципа политического  плюрализма могут быть в полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это означает, что необходима чёткая правовая, и прежде всего, конституционная, основа для функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право гражданам на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям.

Политический плюрализм - это свобода  политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Наиболее важные объединения граждан - политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Партии являются важнейшим элементом  политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти [48].

Выводы второй главы исследования.

К характеристикам Российской Федерации как демократического государства относятся народовластие, признание и гарантирование местного самоуправления, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, запрет создания и деятельности общественных объединений с антиконституционными целями.

Помимо названных признаков, демократический политический режим  характеризуется свободой печати, отказом  от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его  органов. С формально-юридической  точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены, однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО  УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ  КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

3.1 Современные тенденции развития  отечественной демократии как основы конституционализма в РФ

Современным российским реформам - двадцать лет. Вместе с горбачевской перестройкой «возраст» преобразований перевалил за два с половиной десятилетия. И чем больше времени проходит, тем все более очевидным становится, что самым важным и одновременно самым сложным направлением изменений государственной и общественной жизни является политическая реформа. Пройдя через хаотические метания и период стабилизации, государство и общество стоят перед проблемой определения стратегии и направлений дальнейшего развития российской демократии.

Споры по этому поводу в отечественной истории идут не впервые, напротив, это своеобразная российская традиция. Каждый переломный период приводил к глубокому анализу путей развития страны, в ходе которого предлагались различные идеологические схемы и концепции.

Характерно, что как  ранее, так и теперь дискуссия  идет преимущественно не между сторонниками и противниками демократии. Предмет споров - выбор такой модели демократии, которая бы наиболее оптимально отражала реалии российской действительности, консолидировала бы общество.

Более того, в современной  политической ситуации откровенные  противники демократии в России находятся  в явном меньшинстве, на обочине отечественного политического процесса. За развитие демократии в стране ратуют президент и федеральное правительство, обе палаты парламента, подавляющее большинство политических партий и общественных объединений, религиозные организации, средства массовой информации, региональные и местные власти. И вместе с тем палитра мнений относительно перспектив демократического строительства в стране достаточно разнообразна, что делает дискуссию особенно оживленной и важной.

Анализировать незавершенные процессы относительно современного этапа развития России непросто, для этого нужно время, ситуация должна устояться, должны сформироваться оценки пройденного пути [32].

Каково же реальное состояние  демократии в России?

Россия скатывается  к авторитаризму - об этом все назойливее твердят «доброжелатели» России по обеим сторонам Атлантики. И отдельные лица, и большие организации ведут счет российским прегрешениям против демократии.

Самостоятельность, которую  Россия все ярче проявляет в международных  делах, естественна для ее нынешнего геополитического положения. Преодолев в основном внутренний кризис, наша страна стремится вернуть себе утраченные позиции на международной арене, стать равноправным членом сообщества демократических государств. На этом фоне обвинения России в антидемократизме являются не чем иным, как отражением беспокойства некоторых влиятельных кругов на Западе относительно этой новой политики России, формой борьбы с ней. Таковы законы большой политики.

Говоря об особенностях российской демократии, прежде всего необходимо отметить сложносоставную структуру общества. Она наиболее точно отражает фундаментальные отличия современной Российской Федерации от большинства стран Европы.

Россия - целый континент, освоенный людьми за многие столетия. Страна имеет ярко выраженные евразийские истоки. Симбиоз Востока и Запада красной нитью проходит через всю ее историю. Византия и Золотая Орда сыграли решающую роль в становлении Киевской Руси и средневековой Московии, а европейская цивилизация определила основы политического устройства Российской империи начиная с петровских времен. СССР был построен на фундаменте западного идеологического течения - марксизма.

На территории современной  России существовало большое количество древних государств. Государственность многих народов России имеет многовековые корни. Прирост территории в основном шел путем образования союза государств и народов. Трудно представить сегодня другую страну, которая бы объединяла столь различные традиции. Даже после распада СССР Российская Федерация остается одним из самых многонациональных государств мира.

Понимание нации в  нашей стране существенно отличается от западного. Большинство населения  по-прежнему воспринимает нацию не как политическое или общегражданское  понятие, а этнокультурное, историческое, традиционное.

Попытки утвердить концепцию  российского народа как политико-гражданской  нации встречают естественное недопонимание  у части общественного мнения. К тому же в памяти еще жива и  концепция советского народа как  новой исторической общности людей [24, с. 52-53].

Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли «механического большинства», а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации.

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф