Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. В современное время демократия является наиболее востребованной формой политического устройства общества, позволяющей людям не только выбирать управляющих, но и контролировать власть. Несмотря на все проблемы, которые возникают в рамках демократического правления, демократия лучше других справляется с вызовами современности. Поэтому во многих странах мира, не претендовавших прежде на название демократических, предпринимаются попытки создания демократических механизмов управления обществом.

Политическая практика показывает, что в процессе демократизации наибольших успехов добиваются те государства, в которых постепенно вызревали и устанавливались демократические институты, сопровождаемые формированием соответствующих политико-культурных ценностей. В тех же странах, где не сложилось исторического опыта демократической институционализации, процесс демократизации сталкивается с проблемами как институционального, так и неинституционального характера. Демократические нормы и ценности воспринимаются преимущественно гражданами тех стран, которые успешно решают экономические и социальные вопросы. И напротив, проблемы социально-экономического характера усложняют движение государств по пути демократизации [17, с. 136].

Современная Россия находится на пути демократических преобразований. Трудности, возникающие на этом пути, связаны  с поиском наиболее оптимального соотношения ожиданий общества и реальных результатов преобразований. Легитимность власти, от которой общество ожидает эффективного управления и решения актуальных вопросов, является необходимым условием для успешной демократизации. Однако при решении злободневных общественных проблем российская власть, оставаясь легитимной, не всегда использует демократические методы, предполагающие длительное согласование обсуждаемых вопросов со всеми акторами политического процесса, и нередко отдает предпочтение авторитарным методам, при которых решения принимаются быстро, но повышается вероятность ошибок, непродуманных действий и возникает концентрация ответственности за результат на политическом лидере.

Создание демократических политических институтов и практик в современной России сопровождается острыми спорами об их целесообразности и возможности применения в российском политическом процессе. Ориентационная составляющая политики изменяется медленно, поэтому осознание гражданами необходимости демократической институционализации сталкивается с традиционным подходом к политической сфере. Адаптация демократических институтов к российской специфике происходит в противоборстве с авторитарными тенденциями.

Российское государство провозглашено  и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют основы конституционного строя России [36].

Исследование проблем конституционализма в России представляет собой важнейшее направление юридической науки, связанное с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

Российский конституционализм  все в большей степени осознается и воспринимается обществом как  ведущий фактор строительства правового демократического государства, дальнейшего развития системы прав и свобод человека и гражданина, укрепления институциональных структур гражданского общества в России.

Демократические основы конституционного строя РФ представляют особый интерес для анализа, ведь от того, насколько оптимален механизм власти, закрепленный в федеральной конституции и учредительных актах субъектов РФ, во многом зависит гарантированность прав и свобод личности, а также стабильность развития самого государства.

Выявление механизмов правового воздействия демократических основ конституционного строя РФ на положения нормативных правовых актов субъектов РФ необходимо для определения особенностей построения системы российского законодательства и установления путей его дальнейшего совершенствования [30, с. 4].

Всё вышеизложенное оказало влияние  на выбор темы дипломного исследования.

Анализ изученных источников и литературы. Демократия является одним из самых востребованных политических феноменов, изучению которого посвятили свою научную деятельность многие ученые - политологи, социологи, философы, культурологи, психологи, экономисты и др. Популярность демократического государственного устройства во второй половине ХХ века привела к появлению многочисленной научной литературы по данной тематике, различающейся между собой подходами, методами, трактовками.

Демократизация в России находится  в центре внимания многих ученых как  отечественных, так и зарубежных. Акцент в этих исследованиях делается на отличии демократизации России от западных стран, на специфических социокультурных предпосылках и традициях, особенностях мировосприятия и менталитета. В российской политической науке попытку осмысления демократизации предприняли А.Галкин, Б.Капустин, Ю.Красин, И.Пантин, В.Пантин, В.Лапкин, Е.Ясин.

Современную парадигму конституционализма в российской политико-правовой науке составляют труды С.А.Авакьяна, М.В.Баглая, Н.А.Бобровой, Н.А.Богдановой, В.А.Виноградова, МЛ.Острогорского, СН.А.Сахарова.

Объектом исследования являются современная демократия как форма политического устройства России, институциональные и неинституциональные (ориентационные) аспекты российской демократии.

Предметом  исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между властью и обществом, отраженные в правовых теориях и выраженные в системе публично-правовых институтов и практике реализации конституционных идей и норм в Российском государстве.

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
  2. Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
  3. Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
  4. Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
  5. Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
  6. Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
  7. Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
  8. Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
  9. Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

При исследовании использовались исторический, сравнительный, структурно-функциональный, институциональный, политико-культурный методы и подходы.

Эмпирическая  основа включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста:

  • Конституция Российской Федерации;
  • законодательные акты органов государственной власти;
  • послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • публичные выступления политических деятелей (речи, интервью, доклады);
  • материалы периодической печати и публицистика (журнальные и газетные статьи);
  • материалы социологических исследований;
  • статистические данные.

Значительная часть  перечисленных источников была заимствована из Интернет-ресурсов государственных  органов власти, политических партий, социологических служб, сайтов информационных агентств.

Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Практическая  значимость проведенного исследования заключается в рекомендациях органам государственной власти проводить ответственную политику в интересах общества с учетом современных тенденций, направленных на сочетание ценностей свободы, равенства и справедливости, а также в необходимости усвоения политическими субъектами демократических ценностей и норм, способствующих открытой, прозрачной деятельности властных структур различного уровня в контексте сохранения и развития нынешнего конституционного строя страны.

Положения, выносимые  на защиту:

  1. Многие проблемы становления системы демократии в нашей стране обусловлены тем, что Россия является федеративным государством. Согласно Конституции РФ, субъекты РФ имеют право осуществлять собственное правовое регулирование. Однако принятые в России законы, определяющие особенности законотворчества в федеративном государстве, еще не решили всех имеющихся проблем.
  2. В современной науке не уделено должного внимания концептуальным разработкам модели отечественного законодательства с учетом федеративного устройства России.
  3. Основы свободного демократического строя создают фундамент, прочную основу, которая покоится на двух китах: обществе и государстве. Демократия и правовое государство содержат позитивные принципы построения конституционного строя, различающиеся по характеру и воздействию, но подчиненные внутреннему единству. Конституция как основа правопорядка определяет эти принципы, согласно которым должна организовываться жизнь общества и государства.
  4. Конституционные реалии в Российской Федерации приводят к использованию категории конституционного строя в формальном смысле, что является не более чем совокупностью отношений, урегулированных в тексте Конституции РФ. В то время, когда для настоящего народовластия необходимо качественное наполнение, реально отображающее общественные отношения, в основе которых лежат ценности демократии.

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ

1.1 Формирование российской модели демократизации

Современные исследователи  единодушны в том, что демократия жизненно необходима России, потому что  она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человек. Только демократия обеспечивает максимально возможную свободу обмена идеями и распространения информации, без которых невозможно осуществить переход к информационному обществу XXI века; содействует развитию гражданского общества и самостоятельных политических партий, способных контролировать власть, удерживая ее от изоляции и застоя; может реализовать принцип разделения и взаимного контроля властей, который является наиболее эффективным средством против бюрократической деградации государства [35].

Устойчивая демократия необходима России как обязательное условие динамичного развития в XXI веке.

Актуальным является изречение  Г. Манна: «Борьба за демократию - это бой, исход которого неясен и который надо каждый день начинать снова». И дело не в том, что русский народ равнодушен к демократическим ценностям, но в том, что демократия не принесла ему свободы, благосостояния, не решила стоящих перед страной проблем, а скорее обострила их. Не решила потому, что «просто» либеральная демократия не в состоянии постичь природу и специфику присущих России трудностей. Приоритет свободы над любыми попытками уменьшения неравенства в сфере потребления оказался чужд отечественной традиции, нашему недавнему прошлому. Российская демократия должна была стать — но не стала — преодолением, с одной стороны, внутренних (эндогенных) противоречий цивилизационной эволюции России, а с другой — рассогласованностей, более того — разрывов, вызванных внешними (экзогенными) факторами: воздействием передовых стран мира и необходимостью догнать их в экономическом отношении, обменом культурными и духовными ценностями

Россия является примером нелинейного  развития демократического процесса. После появления в политической жизни новых институтов и практик: представительных учреждений, парламента, политических партий, Конституции, Конституционного суда, свободных выборов и т.п.) произошел откат первой демократической волны. С политической арены практически исчезла политическая партия «Демократическая Россия», которая была основой массового сопротивления ГКЧП в августе 1991 года, в октябре 1993 года был обстрелян Белый Дом, в котором работал представительный орган власти – Верховный Совет, произошло разграбление государственной собственности (путем ваучерной приватизации, залоговых аукционов, намеренного обанкрочивания предприятий) «новыми русскими», резко упал жизненный уровнь трудящихся (особенно интеллигенции), разрушилась социальная и экономическая инфраструктуры страны. И все это происходило на фоне безудержного обогащения узкого круга лиц, увеличения их влияния на центральную и региональные власти, коррупции чиновничьего аппарата, роста криминала при полной неспособности государства справиться с ним.

Однако неудача демократии в  принятых ею тогда формах отнюдь не опровергает необходимость демократизации как таковой и, главное, не снимает потребность в демократических преобразованиях [14, с. 23-24].

Потребность в демократическом  устройстве вызревала в России существенно  иначе, чем в большинстве стран  Запада. Там борьбе за демократические  институты, за всеобщее избирательное  право предшествовало развитие либерального общества и капиталистических отношений.

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф