Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а  развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому, Россия может стать подлинно конституционным государством.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные правовые институты и отрасли, а все отрасли российского права.

Ведущее место среди  правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран [40].

В Конституции РФ содержится специальная глава (гл. 1), посвященная  основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

  1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

Демократическое государство. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое  государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - от греч. demos - народ, kratos - власть - и означает «демократия»).

С возникновением государства  возникает и государственная  власть как один из существенных признаков  государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную  обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).

Таким образом, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Разделение властей - один из основных принципов действующей  Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей  означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического  многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в  ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в основе демократии как  формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и сообщества граждан.

Правовое государство. В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Сущность идеи правового  государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Федеративное государство. Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Суверенное государство. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства  проявляется в верховенстве государственной  власти, в ее единстве и независимости.

Верховенство государственной  власти выражается в том, что она  определяет весь строй правовых отношений  в государстве, устанавливает общий  правопорядок, правоспособность, права  и обязанности государственных  органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной  власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Республиканская форма  правления. Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма  правления. Ее главным признаком  является выборность и сменяемость  главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать  форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она  не оказывает определяющего влияния  на характер государственного строя. И, тем не менее, республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства [25, с. 14-16].

  1. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации

Экономическая основа. Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ч. 1 ст. 8), - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности».

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность  в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и  др.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными  федеральными законодательными актами, а также законодательными актами субъектов Федерации в пределах их полномочий.

Социальное государство. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование [25, с. 19-20].

  1. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации

Идеологическое многообразие. Идеология является сложным духовным образованием. Она имеет определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Действующая Конституция  РФ закрепляет принцип идеологического  многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность  существования в России государственной или обязательной идеологии, «Никакая идеология, предусмотрено в Конституции (ч. 2 ст. 13), - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Светское государство. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается  такое государство, в котором  не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Как светское государство  Российская Федерация характеризуется  тем, что в ней религиозные  объединения отделены от государства  и никакая религия, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [25, с. 22-23].

2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ

В настоящее время, у большинства граждан РФ пока не сформировалось понимание того, какое значение имеют конституции и уставы субъектов РФ в правовой системе РФ. Во многом это можно объяснить тем, что конституционные (уставные) суды созданы лишь в отдельных субъектах РФ. В федеральных законах, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляется достаточно подробное правовое регулирование общественных отношений.

Несмотря на данные обстоятельства, конституции и уставы субъектов  РФ занимают особое место в системе конституционного законодательства РФ. Во многом от того, насколько эффективно субъекты РФ будут использовать данные нормативные правовые акты для правового регулирования общественных отношений, зависит то, как федеративное устройство России будет способствовать развитию субъектов РФ.

Основы конституционного строя РФ являются главной составляющей для обеспечения согласованного функционирования всех ветвей и уровней  власти РФ, единства системы российского  законодательства, территориальной целостности нашей страны. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции РФ, положения первой главы Основного Закона страны составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).

В конституциях и уставах  субъектов РФ имеются свои основные, исходные положения, определяющие организацию  и порядок осуществления власти в соответствующем субъекте РФ. Во многих конституциях республик в составе РФ данные положения озаглавлены как основы конституционного строя. Определение соотношения данных положений конституций и уставов субъектов РФ с основами конституционного строя РФ позволит лучше понять значение конституций и уставов субъектов РФ в системе конституционного законодательства нашей страны.

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф