Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а  развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому, Россия может стать подлинно конституционным государством.

Провозглашение Российской Федерации демократическим государством закреплено в ряде конституционных  положений: возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3); закрепление за народом права осуществлять свою власть (реализовывать суверенитет) как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); признание Основным Законом референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3); закрепление принципа разделения властей (ст. 10), идеологического и политического многообразия (ст. 13); конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32); наличие демократических процедур создания и деятельности общественных объединений (ст. 30) и др.

Институциональный аспект российской демократизации строится на базе Конституции, которая является пока в большей степени декларативной, чем реально функционирующим правовым документом. Однако заложенные в ее основе постулаты в целом позволяют создать эффективную систему взаимоотношения властей, адаптируя ее к имеющимся российским условиям. В политическом поле России присутствуют все необходимые для демократического устройства институты. Остается наполнить их соответствующим демократии содержанием.

Конституции и уставы субъектов РФ занимают особое место  в системе конституционного законодательства РФ. Во многом от того, насколько эффективно субъекты РФ будут использовать данные нормативные правовые акты для правового регулирования общественных отношений, зависит то, как федеративное устройство России будет способствовать развитию субъектов РФ, а значит, на лицо процессы демократизации в контексте развития конституционного строя РФ.

Представляется очевидным, что развитие современного российского  государства невозможно без свободного гражданина, разумно сочетающего в себе и в жизни свободу и ответственность. Активная созидательная личность является необходимым условием политического развития России, личность, для которой стремление к свободе, к самораскрепощению будет сопровождаться повышением эффективности и ответственности политической власти, что, в конечном счете, позволит создать государство, способное предоставить людям свободу для развития своих способностей и потенциальных возможностей.

Также стоит отметить, что федерализм - единственно возможная форма государственного устройства, способная в условиях современной России сохранить ее единство.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса, реформы местного самоуправления, здравоохранения и образования, пенсионной и судебной реформы. Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ. В ред. от 08.12.2011. // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В ред. от 20.07.2012. // «Российская газета», № 100, 25.05.1995.
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В ред. от 03.12.2012. // «Российская газета», № 106, 15.06.2002.
  5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В ред. от 01.01.2013.
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ред. от 06.12.2011. // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  7. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В ред. от 08.06.2012. // «Парламентская газета», № 111, 22.06.2004.
  8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». В ред. от 24.04.2008. // «Российская газета», № 137-д, 30.06.2004.
  9. Устав Брянской области. Принят Брянской областной Думой 26 января 1996 года. В ред. от 31.05.2012. // Законодательство Брянской области.
  10. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция», 4-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2007. – 296 с.
  11. Баранов Н.А. Эволюция современной демократии: политический опыт России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. – СПб, 2009. – 45 с.
  12. Баранов Н.А.. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. – М.: Юнайф, 2011. – 162 с.
  13. Вайнштейн Г.И. Меняющийся мир и проблемы функционирования демократии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 9. – С. 30-35.
  14. Гаджиев Г.А. Становление конституционной демократии в России на современном этапе. Аналитический доклад. – М.: Институт права и публичной политики, 2009. – 65 с.
  15. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. – 256 с.
  16. Даниэль А.Ю. Возможно ли принуждение к демократии // Публичная политика – 2007. Сборник статей / Под ред. М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. СПб.: Норма, 2007. – С. 12-18.
  17. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
  18. Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 118 с.
  19. Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима // Свободная мысль. 2010. № 2. – 22-25.
  20. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 511 с.
  21. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2009. №6. – 7-12.
  22. Красин Ю.А. Судьба демократии в России // Демократия и федерализм в России. – М.: РАПН, РОССПЭН, 2007. – 89 с.
  23. Медушевский А.Н. Российская конституция в мировом политическом процессе // Мир России, 2008, № 3. – С. 62-68.
  24. Мигранян А. Зачем России концепция «суверенной демократии»? // PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Л.В. Поляков. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 107 с.
  25. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2009. – 87 с.
  26. Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна: ООО «Феникс», 2010. – 58 с.
  27. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
  28. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2009. – 77 с.
  29. Эндрю Хейвуд Политология. - М.: Юнити-Дана, 2005. – 544 с.
  30. Янюшкин А.С. Политические основы конституционного строя Российской Федерации в Конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – 25 с.
  31. Ясин Е. Приживется ли демократия в России. – М.: Новое издательство, 2007. – 384 с.
  32. Внутренние противоречия демократии // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=98376
  33. Демократические институты // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/theoria_democraty7.htm
  34. Демократическое государство как основа конституционного строя // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://ez2www.com/book_683_chapter_55_§_2._Demokraticheskoe_gosudarstvo_kak_osnova_konstituсionnogo_stroja.html
  35. Демократия // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EC%EE%EA%F0%E0%F2%E8%FF
  36. Демократия в России // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EC%EE%EA%F0%E0%F2%E8%FF_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8
  37. Демократия и качество государства // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/06/demokratia.html
  38. Закономерности демократизации // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/21.php
  39. Институты демократии // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/osnovy-politologii-kurs-lekcij-zerkin/instituti-demokratii
  40. Конституционные основы государственного устройства РФ // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-400.html
  41. Конституционные основы демократии // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://studlib.com/content/view/212/7/
  42. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://base.garant.ru/5697462/1/
  43. Основные тенденции развития политического сознания в современной России // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/baranov_polit/05.aspx
  44. Основы конституционного строя России // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/kken/9.htm
  45. Официальный сайт администрации Брянской области // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.bryanskobl.ru/
  46. Официальный сайт Правительства РФ // Интернет- ресурс // Режим доступа: http://government.ru
  47. Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/kken/10.htm
  48. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://dolzindoc.ru/kodex/kom1.htm
  49. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://read.virmk.ru/b/BARANOV_PROCESS/19.htm
  50. Универсальные свойства демократии // Интернет-ресурс // Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/1052/22/

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Демократия и качество государства

Путин В.В.

Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного  государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества.

Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать.

В начале 90-х годов  наше общество было воодушевлено идущим на глазах распадом советской однопартийной, командно-административной системы. Переходом к близкому, казалось, народовластию. Тем более что образцы цивилизованной, зрелой демократии были совсем рядом - в США и странах Западной Европы. Однако введение демократических форм государства принесло практически сразу же остановку необходимых экономических реформ, а чуть позже - сами эти формы оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, делящими общенародное достояние.

Знаю по опыту, что и в тот период во власти было немало честных и умных людей, искренне стремившихся к народному благу. Благодаря им государство не погибло, худо-бедно решались повседневные проблемы и, пусть непоследовательно и медленно, продвигались некоторые насущные реформы. Но в целом сложившаяся система оказывалась сильнее.

В результате в 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и  множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных "элит", откровенно пренебрегавших интересами простых людей. Все это "отравило" переход России к демократии и рыночной экономике - устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни.

Русский философ, правовед Павел Новгородцев еще в начале прошлого века предупреждал: "Нередко  думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией".

Мы в 90-х годах столкнулись  и с анархией, и с олигархией. Этот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышления. Было бы наивно связывать его причины только с корыстными действиями олигархов и недобросовестных чиновников. К началу 90-х наше общество состояло из людей, освободившихся от коммунизма, но еще не научившихся быть хозяевами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства, зачастую предававшихся иллюзиям и не умевших противостоять манипулированию. Поэтому и в экономической, и в политической жизни до поры срабатывал порочный принцип "кто смел, тот и съел".

Но общество прошло трудный  процесс взросления. И это позволило  нам всем вместе вытащить страну из трясины. Реанимировать государство. Восстановить народный суверенитет - основу подлинной демократии.

Хочу подчеркнуть - мы сделали это демократическими, конституционными методами. Политика, которая проводилась  в 2000-е годы, последовательно воплощала  волю народа. Это каждый раз подтверждалось выборами. Да и между выборами - социологическими опросами.

Если посмотреть на то, как наше население оценивало и оценивает приоритетные для него права, то на первых местах с огромным отрывом окажутся право на труд (возможность трудового заработка), право на бесплатное лечение, право на образование детей. Возвращение, гарантирование этих насущных прав было задачей, которую решало российское государство, решали мы с Дмитрием Медведевым, работая на посту Президента страны.

Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов. Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния - это результат наших усилий. Мы на это работали.

Политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила. Если такая конкуренция отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает "мощность" государства. В обеспечении развития экономики. В мобилизации ресурсов на социальные проекты. В обеспечении защиты и справедливости для граждан.

Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало  несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они  должны "вместить" возросшую общественную активность.

О развитии демократии

Сегодня в Государственную  Думу внесен целый пакет предложений  по развитию нашей политической и  партийной системы. Речь идет об упрощении  порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны.

Условия регистрации, порядок деятельности партий, технологии выборных процедур - все это, безусловно, важно. "Политический климат", как и инвестиционный, требует постоянного совершенствования. Но наряду с этим надо обратить первоочередное внимание на то, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп.

Уверен, нам не нужны  балаган и соревнование в раздаче  необеспеченных обещаний. Нам не нужна  ситуация, когда демократия сводится к вывеске, когда за "народовластие" выдается разовое развлекательное  политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями. А настоящая политика - уходит в тень закулисных сделок и решений, которые ни с каким избирателем не обсуждаются в принципе. Вот такого тупика, соблазна "упростить политику", создать фиктивную демократию "на потребу" - мы должны избежать. В политике есть неизбежная доля политтехнологий. Но имиджмейкеры, "мастера билбордов" не должны управлять политиками. Да я уверен - и народ больше на такое не купится.

Надо настроить механизмы  политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное  согласование этих интересов. Могла  обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости (в том числе и в тех случаях, когда они оказываются в меньшинстве).

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального  и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений - как стратегических, так и тактических.

Нам важно создать  политическую систему, при которой  людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию. Те, кто выбирают "принимающих решения", понимают, кого и что они выбирают. Это принесет доверие, конструктивный диалог и взаимное уважение между обществом и властью.

Новые механизмы участия

Мы должны проявлять  способность реагировать на запросы  общества, которые все более усложняются, а в условиях "информационного  века" - приобретают качественно  новые черты.

Огромное, постоянно возрастающее число российских граждан уже привыкло получать информацию мгновенно, "нажатием кнопки". Свободная и уж тем более бесцензурная доступность информации о положении дел в стране естественным образом формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении.

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф