Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Политические основы конституционного строя РФ представляют особый интерес для анализа, ведь от того, насколько оптимален механизм власти, закрепленный в федеральной  конституции и учредительных актах субъектов РФ, во многом зависит гарантированность прав и свобод личности, а также стабильность развития самого государства.

Выявление механизмов правового  воздействия политических основ  конституционного строя РФ на положения  нормативных правовых актов субъектов РФ необходимо для определения особенностей построения системы российского законодательства и установления путей его дальнейшего совершенствования [12, с. 131-132].

Многие проблемы становления  системы законодательства в нашей  стране обусловлены тем, что Россия является федеративным государством. Согласно Конституции РФ, субъекты РФ имеют право осуществлять собственное правовое регулирование. Однако принятые в России законы, определяющие особенности законотворчества в федеративном государстве, еще не решили всех имеющихся проблем. К тому же, в юридической науке не уделено должного внимания концептуальным разработкам модели отечественного законодательства с учетом федеративного устройства России.

Во многих конституциях и уставах субъектов РФ для обозначения граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, используются слова «народ» или «население».

Однако наиболее приемлемым автору представляется положение, которое  содержится в Уставе Брянской области: источником власти в Брянской области, в пределах компетенции области как субъекта Российской Федерации, является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти Брянской области и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 4 Устава) [9].

Данный вывод основан на том, что на территории Брянской области действуют не только органы государственной власти Брянской области, но и органы государственной власти РФ, которые избирались гражданами РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 81 Конституции  РФ, Президент РФ избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В ч. 2 ст. 90 Основного Закона страны закреплено, что указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

При исследовании особенностей закрепления конституционных принципов  народовластия в конституциях и уставах субъектов РФ особо следует обратить внимание на положение ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, согласно которому граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право граждан РФ традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан.

Вместе с тем, следует отметить, что участие в управлении делами государства — это не только право, но и обязанность граждан РФ. Если никто из граждан РФ не будет пользоваться этим правом, то возникнет угроза существования самого государства. Не случайно, что в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено: «Народ осуществляет свою власть...», а не «народ вправе осуществлять свою власть» [18, с. 56].

В Уставах некоторых субъектов РФ содержатся положения, не имеющие аналогов в Конституции РФ, других учредительных актах субъектов РФ. Видимо, это связано с высоким уровнем развития данных субъектов РФ, так как реализация данных правовых норм связана с материальными расходами. Например, согласно «Рейтингу развития регионов», Пермский край находится на 11 месте. В «Рейтинге развития регионов» указано, что «первое место принадлежит региону, который демонстрирует наилучшие результаты по данному показателю, последнее — наихудшие».

В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 11 Устава Пермского края, граждане вправе организовывать и проводить  независимую общественную экспертизу социально значимых решений органов государственной власти Пермского края до принятия решения об их реализации. Проведение данной экспертизы связано со значительными материальными затратами.

Одной из особенностей регулирования  институтов прямой демократии в уставах автономных округов является учет интересов коренных малочисленных народов.

Правовое регулирование народовластия в некоторых учредительных актах субъектов РФ необходимо изменить. В частности, в уставах Ханты - Мансийского автономного округа и Тюменской области содержатся положения, в которых по-разному регулируется организация и порядок проведения областного референдума на территории автономных округов.

Согласно ч. 5 ст. 76 Основного  Закона страны, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ. Таким образом, в учредительных актах субъектов РФ могут содержаться положения, касающиеся федеративного устройства: субъекты Федерации вправе на основе норм-принципов первой главы Конституции РФ формулировать в своих конституциях (уставах) положения, определяющие организацию и порядок осуществления власти в соответствующих субъектах РФ.

Отмечается, что в конституциях республик в составе РФ содержится больше положений, противоречащих принципам федеративного устройства, закрепленным в Конституции РФ. Такая ситуация обусловлена тем, что органы государственной власти республик рассматривали Федеративный договор от 31 марта 1992 г. как основу для договорного характера отношений между центром и республиками, добровольности в распределении полномочий между ними.

Следует признать недопустимым использование категории «правовая система субъекта РФ». Данное понятие охватывает не только правовые нормы, институты, результаты правотворческой деятельности, но также, что принципиально важно, отрасли права. Субъекты федерации не обладают правом принятия уголовных, уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных и ряда других законов, которые формируют основные отрасли права страны.

Таким образом, во многих конституциях и уставах субъектов  РФ до сих пор содержатся положения, противоречащие или не соответствующие  положениям Конституции РФ. Данное обстоятельство указывает на то, что  в нашей стране пока не создана согласованная система конституционного законодательства [10, с. 241-242].

Несмотря на провозглашённое  Конституцией РФ равноправие всех субъектов, в их правовом статусе имеются  свои особенности. Они вытекают из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Автономии могут входить в состав краёв, областей, а, следовательно, не должны рассматриваться как государственные образования, наравне с этими краями и областями.

В определении Президента как главы государства в РФ и республик РФ есть свои различия. Если в РФ Президент не входит ни в одну из ветвей власти, то в республиках РФ он возглавляет исполнительную власть. Это объясняется тем, что РФ является суверенным государством и её Президент является главой этого суверенного государства. В не суверенных государствах, какими являются республики РФ, президент возглавляет исполнительную власть, независимо от того, определён ли он главой такого государства, или нет. Признавая Президента республики РФ главой государства вне исполнительной власти, мы тем самым признаём суверенитет такой республики, что является в федеративных государствах недопустимым.

Право приостанавливать действие нормативных и иных актов органов исполнительной власти Чеченской Республики и отменять их, если они противоречат федеральному законодательству, и Конституции Чеченской Республики (подп. 15 п. 2 ст. 68 Конституции Чеченской Республики) должно быть закреплено за судом, а не за Президентом Чеченской Республики.

Принципиальное замечание, касающееся содержания Федерального закона от 6 октября 1999 г, собственно его концепции, заключается в том, что, отразив в названии нормативного правового акта стремление определить общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ, федеральный законодатель закрепил в нем достаточно детализированные принципы деятельности таких органов [42].

2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ

Как известно, демократия - это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной  власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов  власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе. При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством [34].

Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают демократичность государства.

Принцип народовластия  характеризует Российскую Федерацию  как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие  предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки  зрения слово «народ» отождествляется  с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной  в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - категория социальная.

В условиях народовластия  осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она  выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане.

Действующая Конституция  РФ устанавливает три главные  формы осуществления народом  власти: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Под непосредственной демократией  понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов [11, с. 30-31].

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее  место принадлежит выборам - форме  наиболее широкого участия граждан  в управлении государственными делами.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении  народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

Главное в выборах - это  то, что они являются формой осуществления  гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и  выдвижение ими из своей среды  представителей для осуществления, принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует  правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное  избирательное право, предоставляется  гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Посредством выборов  формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако, избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время, таким образом, избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [29, с. 379-380].

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф