Демократическое государство как основа конституционного строя рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретического изучения специфики российской демократии в процессе современных политических и общественных преобразований, проанализировать особенности демократических основ конституционного строя России и разработать ряд предложений по развитию отечественных процессов демократического развития в контексте совершенствования конституционных основ государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности формирования российской модели демократизации.
Рассмотреть исследовательскую парадигму современной российской демократии.
Охарактеризовать развитие демократии в контексте инновационного развития России.
Исследовать понятие, свойства и систему основ конституционного строя РФ.
Определить факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.
Проанализировать особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ.
Изучить современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ.
Охарактеризовать специфику взаимодействия и влияния демократических институтов на развитие конституционного строя России.
Разработать предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ 9
1.1 Формирование российской модели демократизации 9
1.2 Исследовательская парадигма современной российской демократии 15
1.3 Развитие демократии в контексте инновационного развития России 20
2 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 26
2.1 Понятие, свойства и система основ конституционного строя РФ 26
2.2 Факторы, определяющие основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ 33
2.3 Особенности закрепления демократических основ конституционного строя РФ 38
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 46
3.1 Современные тенденции развития отечественной демократии как основы конституционализма в РФ 46
3.2 Взаимодействие и влияние демократических институтов на развитие конституционного строя России 51
3.3 Предложения по совершенствованию демократических процессов в контексте современного конституционного устройства страны 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

4021 - Диплом 2 - Демократическое государство как основа конституционного строя России.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Совершенной модели демократии, воплощенной в реальность, не существует, но очевидно, что существуют универсальные ценности демократии. Поэтому дискуссия о российской модели демократии должна быть основана, прежде всего, на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.

Демократия рассматривается как принцип конституционного строя, т.е. основополагающее начало построения и функционирования государства и общества.

Сегодня в России народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (статья 3 Конституции Российской Федерации).

Возвращаясь к словам преамбулы Конституции об утверждении  незыблемости демократической основы российской государственности, отмечается, что они означают намерение установить в России демократический строй, общность интересов ее многонационального народа и последовательно провести указанные принципы через все содержание Конституции. Это возможно, только развивая представительную демократию. Представительную демократию осуществляют и народ, непосредственно избирая органы власти, и эти органы, действующие по поручению народа, представляющие его. Таковыми являются, прежде всего, избираемые народом органы государственной власти как коллегиальные (Государственная Дума, носящие различные наименования парламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент Российской Федерации, президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т.д.), а также органы местного самоуправления.

Сегодня крайне важно, чтобы в России не развивалась порочная практика функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не являлось бы прямое или косвенное волеизъявление народа, которые не были бы в юридическом смысле его представителями [23, с. 63].

Российская Федерация - сложное государство, состоящее  из ряда субъектов (государствоподобных  образований), образованных по территориальному и национальному принципам.

Федеративные отношения в нашей стране представляет собой сложный, особый, актуальный участок реформ, требующий постоянного внимания, поскольку любое реформирование федерации - и излишняя децентрализация публичной власти, например во времена «парада суверенитетов», и излишняя централизация / «вертикализация» - несут угрозу огромному большинству институтов государства, его единству и целостности.

Рациональное сочетание интегративной функции федерализма и функции децентрализации публичной власти через распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами есть цель административной реформы в сфере федеративных отношений. Тенденция к централизации публичной власти, которая просматривается сегодня в нормативных правовых актах, решениях власти, не должна вести к перерождению принципов федерализма. Поэтому административная реформа призвана развить конституционные принципы организации Российской Федерации, имеющие определяющее значение для характера взаимоотношений различных уровней федеративной системы, обеспечения единства государства и учета особенностей ее составных частей, гарантирования общефедерального стандарта прав человека на всей территории государства.

По-прежнему актуален вопрос о политико-правовом статусе субъектов  Российской Федерации. Статья 5 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». Таким образом, Россия - федерация ее субъектов; форма государственного устройства является одним из элементов политической организации общества, где, как следствие, должен действовать принцип федерализма.

В части 2 названной статьи указано: «Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Таким образом, республика - это государство «в скобках»; ясно, что конституция (Основной Закон) и устав (свод основополагающих правил) - это не одно и то же. Хотя, по замыслу творцов Конституции 1993 года, другие характеристики формального характера республики не должны отличаться от характеристики краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

По-прежнему актуален вопрос равенства республик, краев, областей, городов республиканского значения, автономной области, т.е. субъектов Российской Федерации. С другой стороны, это и проблема равенства наций, народов, этносов.

Сегодня активно реализуется политика экономического федерализма. Однако межбюджетные отношения и федеративной России - явление, отягченное грузом проблем, вызванных глубоким социально-экономическим кризисом, развившимся в первой половине 90-х годов. Разграничение предметов ведения в области межбюджетных правоотношений носит чрезвычайно проблемный характер. Особо сложный участок местное самоуправление.

Федерализм - единственно  возможная форма государственного устройства, способная в условиях современной России сохранить ее единство. Федерация развивается в рамках существующих конституционных механизмов, а опыт зарубежных федеративных государств, типовые модели межэтнических федеративных образований, пути и способы преодоления государственно-правовых и общественных противоречий могут быть применимы только с учетом исторических традиций и современных условий эволюции федеративных отношений в Российской Федерации.

Естественно, что не только экономические отношения, но и право, культура, психология народа, естественные условия его существования и т.д. определяют конституционный строй государства. И действительно, налицо неразрывная связь между не устоявшимися отношениями в экономической действительности, потерей прежних культурно-нравственных ориентиров и правовой и политической неразберихой. Именно на путях развития и укрепления новой экономической системы, обретения новых идеалов общества нужно искать решение политических проблем, не забывая при этом о взаимообусловленности и тесном взаимодействии этих сложных процессов [23, с. 65-66].

Конституция Российской Федерации 1993 года ввела новое для  отечественного законодательства понятие  «основы конституционного строя». Представляется, что конституционный строй - это  не только совокупность закрепленных Конституцией принципов, в соответствии с которыми должны находиться все Другие конституционные положения, но и текущее законодательство. Конституционный строй это система конституционных отношений как предмета конституционного регулирования, а также конституционные нормы, регулирующие и закрепляющие существующий социальный строй.

Формирование конституционного строя состоит не только в процедурном совершенствовании, не в одной каталогизации в Конституции России и законодательстве субъектов Российской Федерации наиболее демократических институтов и форм из опыта стран с давними парламентскими традициями, но также и в придании структуре власти стабильности, жизнеспособности, в укреплении государства и реальной демократизации. Укрепление «правовой власти» превращается в важнейшую предпосылку данных процессов, а возможные подходы к упорядочению и совершенствованию конституционного строя надо искать на следующих направлениях общественного развития: экономическом, социальном, политическом, нормативно-правовом, конституционном.

Многопартийность одно из главных условий нормального функционирования современного демократического правового государства и взаимодействия его с гражданским обществом. Политические партии, выражая интересы определенных слоев общества, участвуют в контроле за деятельностью государства, помогают в разрешении социальных противоречий и достижении общественного согласия, в выборе путей развития общества и т.д.

Многопартийность представляет собой «несущую конструкцию» всей политической системы, она вытекает из признания частью 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации идеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия и многопартийности) в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Признание идеологического многообразия означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Правовые меры, направленные на запрет или предписанный законом насильственный роспуск политических партий, должны быть результатом судебного решения о неконституционности этих партий, носить чрезвычайный характер и соответствовать принципу пропорциональности.

Действующая Конституция  в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет важнейшие черты  этого строя: народовластие (народный суверенитет). Российское федеративное государство как организация всего народа, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима, идеологическое многообразие и политический плюрализм, свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности и др.

Согласно Конституции  в основе восприятия статуса личности, а соответственно, и его конституционного воплощения лежат следующие подходы: на первом плане - человек как индивид, со своей жизнью, неприкосновенностью  и свободой, на втором - возможность его участия в - общественной жизни и делах государства, на третьем - права, позволяющие ему быть участником экономических процессов. Именно в такой последовательности и расположились в Конституции основные права и свободы человека и гражданина, затем названы его права, служащие для защиты остальных нрав и свобод, и ряд обязанностей.

В завершение данной главы  стоит сделать вывод, что д ля усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса, реформы местного самоуправления, здравоохранения и образования, пенсионной и судебной реформы. Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная политическая система России в конце ХХ – начале ХХI вв. приведена в соответствие со стандартами современной демократии. Однако такой набор импортированных институтов вошел в противоречие с российской политической культурой, характеризующейся регламентацией социальных отношений «сверху» и патерналистским отношением общества к государству. В результате вместо действенного контроля за государственными структурами в современной политической практике продолжается персонификация власти и слепая вера в ее непогрешимость.

Институциональный аспект российской демократизации строится на базе Конституции, которая является пока в большей степени декларативным, чем реально функционирующим правовым документом. Однако заложенные в ее основе постулаты в целом позволяют создать эффективную систему взаимоотношения властей, адаптируя ее к имеющимся российским условиям. В политическом поле России присутствуют все необходимые для демократического устройства институты. Остается наполнить их соответствующим демократии содержанием.

Возникшая в России политическая система стабильно работает при  условии популярности политического лидера и доверии к нему со стороны народа.  И, наоборот, при снижении привлекательности власти для общества, возникают серьезные сбои, которые, чаще всего, преодолеваются нелегальными, а часто и нелегитимными методами.

Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. Возрождению российского федерализма будет способствовать демократизация политического режима и активизация гражданского общества. Реальный российский федерализм должен представлять собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большую передачу властных функций и финансов для их выполнения из центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию полномочий и использование средств.

Предпринятое исследование позволило выявить тенденции развития российской демократии в процессе современных политических преобразований, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества. Проанализированы институциональные аспекты российской демократии, дана характеристика российской модели институционализации, выявлены основные тенденции в политическом режиме современной России, установлен характер трансформации российской партийной системы и перспективы развития гражданского общества, а также раскрыта взаимозависимость неинституциональных (ориентационных) аспектов политики с ходом и направленностью российской демократизации.

Каждое государство  характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

В основу концепции конституционного строя РФ в ее действующей Конституции положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

Информация о работе Демократическое государство как основа конституционного строя рф