Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:57, дипломная работа
В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав Литовской Руси.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ГЛАВА 2.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ
ГОТИКА
РЕНЕССАНС
ГЛАВА 3.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В доме Бжостовских в Вильнюсе тот же архитектор применил пилястры и портик большого римско-ионического ордера, а над карнизом – аттиковый этаж. (25, 208) Тектонично и декоративно выполнена композиция классических элементов на фасадах и в интерьере дворца Тизенгаузов в Вильнюсе. Творчество Кнакфуса представляет умеренные формы раннего классицизма.
Подлинно монументальные и своеобразные формы классицизм получает в творчестве выдающегося архитектора Лауринаса Стуока-Гуцявичюса (1753-1798). Сын крестьянина из деревни Мигонис (северо-восточная Литва), Стуока-Гуцявичюс получил архитектурное образование в Риме и Париже. Вернувшись в Вильнюс, он был в 1793 году назначен профессором архитектуры в Главной школе Великого княжества Литовского и с 1797 года начал читать там курс архитектуры. В программу этого курса он включил основные теоретические сведения о гражданской и военной архитектуре, а также практические занятия по проектированию. На лекциях он особое внимание обращал на пропорции, статику, красоту, величие и функциональность здания.
Главные произведения Л. Стуока-Гуцявичюса различны по масштабам и назначению, но одинаково отличаются строгой монументальностью, мощью, весомостью форм. Первая его работа – завершение дворцового ансамбля в Вяркяй под Вильнюсом (1770-1781), который был начат М. Кнакфусом. Л. Стуока-Гуцявичус придал ансамблю новый облик. Жилые корпуса получили выразительные портики и аттиковые этажи, а постройки в хозяйственном секторе – монументальные портики римско-дорического ордера. (4, 95) Вяркяйский дворец был загородной резиденцией вильнюсских епископов. Главная часть классического ансамбля состояла из трех отдельных корпусов – центрального и двух боковых. Сохранились лишь две боковые постройки, из которых особенно пышно отделана восточная. Здание трехэтажное, с подвалом, прямоугольного плана. Центр главного фасада выделен портиком с четырьмя ионическими колоннами, боковые – пилястрами. Внутренние помещения на втором этаже расположены анфиладой, на других этажах – коридорная система. Центральную часть первого этажа занимают просторный вестибюль с овальным плафоном («Амур и Психея», живописец Г. Бекер) и парадная лестница. В торце здания находится большой зал, богато декорированный, с колоннами со сложными капителями. (14, 382)
При реконструкции кафедрального собора в Вильнюсе Л. Стуока-Гуцявичюс сохранил лишь некоторые части старого здания. В основном он создал новый храм с монументальным шестиколонным портиком римско-дорического ордера на главном фасаде и боковыми, более низкими колоннадами, соединяющими угловые часовни. Внутреннее пространство было мало изменено, построен лишь новый главный алтарь и достроена левая ризница. (8, 229) На главном фасаде появились ниши с барочными скульптурами четырех евангелистов, Авраама и Моисея (римский скульптор Т. Риги). Пластическая манера Риги оказалась несоответствующей всему стилю Кафедрального собора. Особенно ощутим этот диссонанс в статуях Моисея, Авраама и четырех евангелистов, размещенных в нишах на фасаде. В строгий, холодный и спокойный мир правильных линий, симметрии, уравновешенности врываются, словно вырванные из интерьера барочного храма, исполненные мятежной динамики фигуры библейских старцев. Их движения полны экспрессии. Словно змейки беспокойного пламени, извиваются пряди волос и длинных бород. Пышными и тяжелыми складками ложатся вокруг их тел живописные драпировки, местами словно раздутые ветром. На фронтоне главного фасада – рельеф «Жертвоприношение Ноя». В боковых нишах южного фасада были помещены скульптуры литовских князей (скульптор К. Ельскис), северного – скульптуры святых, перенесенных сюда из костелов святого Казимира и Миссионеров. Храм вместе с древней четырехъярусной колокольней образует прекрасный ансамбль в центре города. Перестройка кафедрального собора, начатая в 1783 году, была завершена уже после смерти Л. Стуока-Гуцявичюса в 1801 году архитектором М. Шульцем.
Вильнюсская ратуша построена Л. Стуока-Гуцявичусом в 1785-1799 годах на старых подвалах развалившейся ратуши. Это двухэтажное здание прямоугольного объема с шестиколонным портиком римско-дорического ордера, несмотря на свои небольшие размеры, выглядит благодаря своей тектоничности и превосходно найденным пропорциям необычайно внушительно. Композиция трех фасадов определяется симметричным, ясным и четким расположением прямоугольных проемов окон, а монументальный портик подчеркивает строгость главного фасада. В интерьере применены колонны ионического и дорического ордеров. (48, 409) В целом облик здания суров и героичен.
По проектам Л. Стуока-Гуцявичюса было построено много жилых домов, дворцов и культовых зданий. Среди них – ансамбль Вильнюсского епископского дворца (1792).
В 1790 году Л. Стуока-Гуцявичюс составил топографический план города Вильнюса.
Теоретическая и творческая деятельность Л. Стуока-Гуцявичюса оказала большое влияние на всю литовскую архитектуру XIX века.
Как архитекторы других стран, так и литовские архитекторы периода барокко в своих произведениях свободно применяли элементы ренессансной архитектуры, без сомнения, влияя один на другого. Таким образом, литовское барокко приобрело особые самобытные черты, как в раннем и зрелом, так и в позднем периоде своего развития. В сооружениях раннего и зрелого барокко: капелле святого Казимира, костеле святого Казимира, костеле святых Петра и Павла, костеле Доминиканцев купола составляют центр внутреннего пространства здания, их назначение – поражать зрителя и придавать интерьерам величественный вид. Из построек раннего литовского барокко выделяется своей самобытностью костел святой Терезы. «Купол этого костела низкий, снаружи совершенно незаметный. Фасад без башен, решенный в одной плоскости, с преобладанием вертикальных линий». (5, 115) Строители костелов позднего барокко начинают совершенно отказываться от куполов (костелы святой Екатерины, святого Якова, Миссионеров), стремясь создать высокие и стройные башни. К наиболее зрелым плодам этих стремлений следует отнести башни костела Миссионеров.
Характерная черта литовского
барокко – «самобытные
Подводя итог развитию архитектуры в Литве в XVII-XVIII веках, можно констатировать, что барокко сложилось здесь в самостоятельную художественную школу с ярко выраженными региональными чертами, влияния европейских школ творчески переосмысливались и перерабатывались. В культуре Речи Посполитой литовское барокко выделялось как самобытное явление, отличавшееся своими специфическими особенностями, кругом мастеров, хотя связи с Варшавой, Гданьском, Краковом были тесными: в системе одного государства формирование национальных культур польского, литовского, белорусского, украинского народов шло сходными, нередко переплетавшимися, но все же своими путями.
В последней четверти XVIII века началась критика барочной архитектуры, которая перегружала здание надуманными украшениями и убранством, не вытекающим из конструкции. «В среде художников распространилось мнение, что красоту сооружения, прежде всего, составляют пропорции его необходимых частей, а не декорации». (71, 18) Благодаря новым взглядам в Литве начала распространяться классическая архитектура.
Классицизм включался в художественную культуру Литвы постепенно, без воинствующего антагонизма к традициям. Однако он нес в себе принципиально новые качества. В отличие от барокко, которое апеллировало к чувствам потрясенного, растерянного перед сложностью мира, взволнованного трагическими коллизиями человека, классицизм обращался к разуму современника, стремился к строгой и ясной логике, рациональной оправданности решений. Классицизм был тесно связан с просветительской идеологией. В его программе и в творческой практике делается упор на воспитательные задачи искусства, на проповедь гражданских добродетелей, патриотизма и свободолюбия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сложных политических условиях художественная культура литовского народа развивалась, впитывая влияния, которые шли как с востока, из русских княжеств и поднимающегося Русского государства, с юга, от культурной сокровищницы белорусского и украинского народов, а через Галицко-Волынскую Русь – с Балкан, так и с запада, из Польши, из таких культурных центров, как ганзейские города Гданьск, Кенигсберг, Рига, а в XVI веке из Италии, и приводили к распространению в Литве интернациональных европейских стилей в их самобытной местной интерпретации.
На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова и из средневековых государств Западной Европы. «Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные импульсы переплавлялись здесь в явления самобытные, отмеченные печатью местного своеобразия». (15, 84)
В середине XVI века в Литве начали распространяться гуманистические и реформаторские идеи, нашедшие свое художественное выражение в стиле Ренессанс. Распространение этих идей было вызвано политической борьбой между горожанами и феодалами, между церковными феодалами, светским магнатами и шляхтой. Взоры литовских деятелей культуры отвернулись тогда от католической церкви и обратились к античному миру, в котором искали начало истории литовского народа и литовского языка.
Соперничавшие
с королем в роскоши и
Ренессанс выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные дворцы и готические костелы. Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. Против гуманизма и реформации, нашедших последователей в среде горожан и некоторых магнатов, выступили католическая церковь и великокняжеская власть. Для борьбы с реформацией в Литву были приглашены иезуиты, которые выступали против ренессансного искусства, как рационалистического и языческого. Противники реформации опирались на художников барокко, «стремившихся от статики Ренессанса перейти к динамике, от прямых линий к кривым, от ровных плоскостей к изогнутым, от скромности – к богатству, нарядности и живописности». (71, 15)
Как характерную особенность надо отметить длительность развития стиля барокко в Литве, прочность традиций этого искусства. Эстетическая и идеологическая программа барокко оказалась сопричастной господствующему мировоззрению литовского общества этой эпохи. И смятение умов людей, потерявших веру в цельные, гармоничные идеалы Ренессанса; и глухие раскаты социальных потрясений, и нарастание общественных противоречий; и обогащение человеческого сознания более широкими и сложными представлениями о мире, о вселенной, о личности и обществе – все это нашло отражение в искусстве барокко с его экзальтацией и пафосом, трепетом обостренных чувств и поисками жизненной правды. При этом литовское барокко отличается от других региональных вариантов стиля большей умеренностью, или точнее, меньшей последовательностью в раскрытии своей программы. Оно чуждо крайних проявлений экспрессии и патетики, резкого отрицания художественных традиций прошлого. Вплоть до XVIII века здесь можно проследить отзвуки готики и Ренессанса. Западные образцы переносились на литовскую почву не механически, но с учетом сложившихся местных вкусов.
При
последнем короле Речи
Классицизм вживался в строительную практику Литвы исподволь, без отторжения традиций. В отличие от барокко, которое обращалось к чувствам, классицизм взывал к разуму, справедливости и гармонии, рациональной оправданности красоты. Классицизм был знаменем просветительской идеологии. На нем воспитывались будущие поколения литовских зодчих, художников и других деятелей искусства и культуры Литвы последующих поколений.
Материал
диплома может послужить
Библиография
Информация о работе Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков