Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав Литовской Руси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ГЛАВА 2.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ
ГОТИКА
РЕНЕССАНС
ГЛАВА 3.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

kamennoe-zodchestvo-litvy-xiii-xviii-vekov_409_1.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

В доме Бжостовских  в Вильнюсе тот же архитектор применил пилястры и портик большого римско-ионического  ордера, а над карнизом – аттиковый этаж. (25, 208) Тектонично и декоративно выполнена композиция классических элементов на фасадах и в интерьере дворца Тизенгаузов в Вильнюсе. Творчество Кнакфуса представляет умеренные формы раннего классицизма.

Подлинно монументальные и своеобразные формы классицизм  получает в творчестве выдающегося архитектора Лауринаса Стуока-Гуцявичюса (1753-1798). Сын крестьянина из деревни Мигонис (северо-восточная Литва), Стуока-Гуцявичюс получил архитектурное образование в Риме и Париже. Вернувшись в Вильнюс, он был в 1793 году назначен профессором архитектуры в Главной школе Великого княжества Литовского и с 1797 года начал читать там курс архитектуры. В программу этого курса он включил основные теоретические сведения о гражданской и военной архитектуре, а также практические занятия по проектированию. На лекциях он особое внимание обращал на пропорции, статику, красоту, величие и функциональность здания.

Главные произведения Л. Стуока-Гуцявичюса различны по масштабам  и назначению, но одинаково отличаются строгой монументальностью, мощью, весомостью форм. Первая его работа – завершение дворцового ансамбля в Вяркяй под Вильнюсом (1770-1781), который был начат М. Кнакфусом. Л. Стуока-Гуцявичус придал ансамблю новый облик. Жилые корпуса получили выразительные портики и аттиковые этажи, а постройки в хозяйственном секторе – монументальные портики римско-дорического ордера. (4, 95) Вяркяйский дворец был загородной резиденцией вильнюсских епископов. Главная часть классического ансамбля состояла из трех отдельных корпусов – центрального и двух боковых. Сохранились лишь две боковые постройки, из которых особенно пышно отделана восточная. Здание трехэтажное, с подвалом, прямоугольного плана. Центр главного фасада выделен портиком с четырьмя ионическими колоннами, боковые – пилястрами. Внутренние помещения на втором этаже расположены анфиладой, на других этажах – коридорная система. Центральную часть первого этажа занимают просторный вестибюль с овальным плафоном («Амур и Психея», живописец Г. Бекер) и парадная лестница. В торце здания находится большой зал, богато декорированный, с колоннами со сложными капителями. (14, 382)  

При реконструкции  кафедрального собора в Вильнюсе Л. Стуока-Гуцявичюс сохранил лишь некоторые  части старого здания. В основном он создал новый храм с монументальным шестиколонным портиком римско-дорического ордера на главном фасаде и боковыми, более низкими колоннадами, соединяющими угловые часовни. Внутреннее пространство было мало изменено, построен лишь новый главный алтарь и достроена левая ризница. (8, 229) На главном фасаде появились ниши с барочными скульптурами четырех евангелистов, Авраама и Моисея (римский скульптор Т. Риги). Пластическая манера Риги оказалась несоответствующей всему стилю Кафедрального собора. Особенно ощутим этот диссонанс в статуях Моисея, Авраама и четырех евангелистов, размещенных в нишах на фасаде. В строгий, холодный и спокойный мир правильных линий, симметрии, уравновешенности врываются, словно вырванные из интерьера барочного храма, исполненные мятежной динамики фигуры библейских старцев. Их движения полны экспрессии. Словно змейки беспокойного пламени, извиваются пряди волос и длинных бород. Пышными и тяжелыми складками ложатся вокруг их тел живописные драпировки, местами словно раздутые ветром. На фронтоне главного фасада – рельеф «Жертвоприношение Ноя». В боковых нишах южного фасада были помещены скульптуры литовских князей (скульптор К. Ельскис), северного – скульптуры святых, перенесенных сюда из костелов святого Казимира и Миссионеров. Храм вместе с древней четырехъярусной колокольней образует прекрасный ансамбль в центре города. Перестройка кафедрального собора, начатая в 1783 году, была завершена уже после смерти Л. Стуока-Гуцявичюса в 1801 году архитектором М. Шульцем.

Вильнюсская ратуша построена Л. Стуока-Гуцявичусом  в 1785-1799 годах на старых подвалах развалившейся  ратуши. Это двухэтажное здание прямоугольного объема с шестиколонным портиком римско-дорического ордера, несмотря на свои небольшие размеры, выглядит благодаря своей тектоничности и превосходно найденным пропорциям необычайно внушительно. Композиция трех фасадов определяется симметричным, ясным и четким расположением прямоугольных проемов окон, а монументальный портик подчеркивает строгость главного фасада. В интерьере применены колонны ионического и дорического ордеров. (48, 409) В целом облик здания суров и героичен.

По проектам Л. Стуока-Гуцявичюса было построено  много жилых домов, дворцов и  культовых зданий. Среди них –  ансамбль Вильнюсского епископского дворца (1792).

В 1790 году Л. Стуока-Гуцявичюс  составил топографический план города Вильнюса.

Теоретическая и творческая деятельность Л. Стуока-Гуцявичюса оказала  большое влияние на всю литовскую  архитектуру XIX века.

 

Как архитекторы других стран, так и литовские архитекторы периода барокко в своих произведениях свободно применяли элементы ренессансной архитектуры, без сомнения, влияя один на другого. Таким образом, литовское барокко приобрело особые самобытные черты, как в раннем и зрелом, так и в позднем периоде своего развития. В сооружениях раннего и зрелого барокко: капелле святого Казимира, костеле святого Казимира, костеле святых Петра и Павла, костеле Доминиканцев купола составляют центр внутреннего пространства здания, их назначение – поражать зрителя и придавать интерьерам величественный вид. Из построек раннего литовского барокко выделяется своей самобытностью костел святой Терезы. «Купол этого костела низкий, снаружи совершенно незаметный. Фасад без башен, решенный в одной плоскости, с преобладанием вертикальных линий». (5, 115) Строители костелов позднего барокко начинают совершенно отказываться от куполов (костелы святой Екатерины, святого Якова, Миссионеров), стремясь создать высокие и стройные башни. К наиболее зрелым плодам этих стремлений следует отнести башни костела Миссионеров.

Характерная черта литовского барокко – «самобытные завершения фронтонов, такие, как в костелах святого Георгия, святого Иоанна и воротах монастыря Базиликанцев». (59, 439) Ворота Базиликанского монастыря являются последней степенью развития барочной архитектуры Вильнюса. Это сооружение выглядит как бы отлитым из одного куска, в нем пластичность поверхности и линий выражена с особенным мастерством.

Подводя итог развитию архитектуры  в Литве в XVII-XVIII веках, можно констатировать, что барокко сложилось здесь в самостоятельную художественную школу с ярко выраженными региональными чертами, влияния европейских школ творчески переосмысливались и перерабатывались. В культуре Речи Посполитой литовское барокко выделялось как самобытное явление, отличавшееся своими специфическими особенностями, кругом мастеров, хотя связи с Варшавой, Гданьском, Краковом были тесными: в системе одного государства формирование национальных культур польского, литовского, белорусского, украинского народов шло сходными, нередко переплетавшимися, но все же своими путями.

В последней четверти XVIII века началась критика барочной архитектуры, которая перегружала здание надуманными украшениями и убранством, не вытекающим из конструкции. «В среде художников распространилось мнение, что красоту сооружения, прежде всего, составляют пропорции его необходимых частей, а не декорации». (71, 18) Благодаря новым взглядам в Литве начала распространяться классическая архитектура.

Классицизм  включался в художественную культуру Литвы постепенно, без воинствующего антагонизма к традициям. Однако он нес в себе принципиально новые качества. В отличие от барокко, которое апеллировало к чувствам потрясенного, растерянного перед сложностью мира, взволнованного трагическими коллизиями человека, классицизм обращался к разуму современника, стремился к строгой и ясной логике, рациональной оправданности решений. Классицизм был тесно связан с просветительской идеологией. В его программе и в творческой практике делается упор на воспитательные задачи искусства, на проповедь гражданских добродетелей, патриотизма и свободолюбия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В сложных  политических условиях художественная культура литовского народа развивалась, впитывая влияния, которые шли как  с востока, из русских княжеств и  поднимающегося Русского государства, с юга, от культурной сокровищницы белорусского и украинского народов, а через Галицко-Волынскую Русь – с Балкан, так и с запада, из Польши, из таких культурных центров, как ганзейские города Гданьск, Кенигсберг, Рига, а в XVI веке из Италии, и приводили к распространению в Литве интернациональных европейских стилей в их самобытной местной интерпретации. 

    На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова и из средневековых государств Западной Европы. «Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные импульсы переплавлялись здесь в явления самобытные, отмеченные печатью местного своеобразия». (15, 84)

В середине XVI века в Литве начали распространяться гуманистические и реформаторские идеи, нашедшие свое художественное выражение в стиле Ренессанс. Распространение этих идей было вызвано политической борьбой между горожанами и феодалами, между церковными феодалами, светским магнатами и шляхтой. Взоры литовских деятелей культуры отвернулись тогда от католической церкви и обратились к античному миру, в котором искали начало истории литовского народа и литовского языка.

Соперничавшие с королем в роскоши и богатстве  местные магнаты привлекают художников ренессансной ориентации и становятся меценатами нового искусства. В связи с этим искусство Ренессанса в Литве приобретает особенный, аристократический характер. Оппозиция литовской феодальной аристократии по отношению к католической церкви стала важным стимулом для развития новой ренессансной культуры в Литве.

Ренессанс выступает  рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные дворцы и готические костелы. Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. Против гуманизма и реформации, нашедших последователей в среде горожан и некоторых магнатов, выступили католическая церковь и великокняжеская власть. Для борьбы с реформацией в Литву были приглашены иезуиты, которые выступали против ренессансного искусства, как рационалистического и языческого. Противники реформации опирались на художников барокко, «стремившихся от статики Ренессанса перейти к динамике, от прямых линий к кривым, от ровных плоскостей к изогнутым, от скромности – к богатству, нарядности и живописности». (71, 15)

Как характерную  особенность надо отметить длительность развития стиля барокко в Литве, прочность традиций этого искусства. Эстетическая и идеологическая программа барокко оказалась сопричастной господствующему мировоззрению литовского общества этой эпохи. И смятение умов людей, потерявших веру в цельные, гармоничные идеалы Ренессанса; и глухие раскаты социальных потрясений, и нарастание общественных противоречий; и обогащение человеческого сознания более широкими и сложными представлениями о мире, о вселенной, о личности и обществе – все это нашло отражение в искусстве барокко с его экзальтацией и пафосом, трепетом обостренных чувств и поисками жизненной правды. При этом литовское барокко отличается от других региональных вариантов стиля большей умеренностью, или точнее, меньшей последовательностью в раскрытии своей программы. Оно чуждо крайних проявлений экспрессии и патетики, резкого отрицания художественных традиций прошлого. Вплоть до XVIII века здесь можно проследить отзвуки готики и Ренессанса. Западные образцы переносились на литовскую почву не механически, но с учетом сложившихся местных вкусов.

    При  последнем короле Речи Посполитой  Станиславе Августе (1764-1795) художественная  жизнь в стране активизируется, при этом явно меняется ориентация королевского двора, традиции барокко считаются уже анахронизмом. Получают поддержку художники, стремившиеся влить в искусство свежую струю просветительской идеологии и прежде всего освоить программу классицизма. В среде художников распространилось мнение, что красоту сооружения, прежде всего составляют пропорции его необходимых частей, а не декорации.

Классицизм  вживался в строительную практику Литвы  исподволь, без отторжения традиций. В отличие от барокко, которое обращалось к чувствам, классицизм взывал к разуму, справедливости и гармонии, рациональной оправданности красоты. Классицизм был знаменем просветительской идеологии. На нем воспитывались будущие поколения литовских зодчих, художников и других деятелей искусства и культуры Литвы последующих поколений.

Материал  диплома может послужить основанием для статьи или курса лекций. 

Библиография

 

  1. Адомонис Т.  Искусство Литвы XIII – XVII веков. – История искусства народов СССР М., 1974
  2. Батура Р., Пашуто В. Культура Великого княжества Литовского. М., 1977
  1. Будрейка Э. Вильнюсский замок. В., 1980

  1. Будрейка Э. Выдающийся литовский зодчий Лауринас Стуока-Гуцявичюс. М., 1953
  2. Виноградов А. Путеводитель по Вильне и его окрестностям. В., 1904
  3. Глямжа И.  Памятники архитектуры Литвы. Л., 1978
  4. Гусарова А.  Мстислав Добужинский. М., 1982
  5. Киткаускас Н.  Вильнюсский кафедральный собор. В., 1977
  6. Крачковский Ю. Православные святыни города Вильна.            В., 1893
  7. Крачковский Ю.  Старая Вильна до конца XVII столетия. В., 1893
  8. Лаппо И. Великое княжество Литовское в XVI столетии. Юрьев, 1911
  9. Мацейка Ю., Гудинас П.  Вильнюс. Путеводитель по городу. В., 1962
  10. Мачюлите-Касперавичене А., Сакалаускас М.,   Стравинскас А. Здания Вильнюсского университета. В., 1979
  11. Минкявичюс И.  Памятники искусства Литвы. М., 1986
  12. Михайлов Б.  Значение литовской архитектуры и задачи ее исследования. В., 1964
  13. Папшис А.  Вильнюс. В., 1977
  14. Пашуто В.  Образование Литовского государства. М., 1959
  15. Червонная С., Богданас К.  Искусство Литвы. М., 1972
  16. Чугунов Г.  Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984
  17. Чярбуленас К., Галауне П.  Искусство Литвы конца XVII – XVIII века. – История искусства народов СССР. М., 1976
  18. Янкявичене А.  Некоторые сооружения Вильнюса XVI века. М., 1964
  1. Adomonis T.  Barokas ar manierizmas. V., 1969
  1. Baliulis A., Mikulionis S., Miskinis A. Traku miestas ir pilys. V., 1991
  2. Batura R.  Vilniaus Aukstutine pilys. V., 1964
  3. Budreika E.  Martynas Knakfusas. V.,1965
  4. Cerbulenas K.  Baroko architektura. V., 1978
  5. Cerbulenas K.  Profesoriaus Mykolo Sulco darbai. V., 1978
  6. Cerbulenas K.  Renesanso architektura Lietuvoje. V., 1976
  7. Cerbulenas K., Zubovas V. Lietuvos velyvojo baroko architekturos bruozai. V., 1966
  8. Drema V. Vilniaus sv. Onos baznycia; Vilniaus katedros rekonstrukcija 1782-1801 metais. V., 1991
  9. Dundulis B. Lietuviu kova del Zemaitijos ir Uznemunes. V., 1960
  10. Grineviciute-Jankeviciene A.Trys gotiskos halines baznycios Lietuvoje. K., 1970
  11. Grinius J.  Vilniaus meno paminklai. K., 1940
  12. Jankeviciene A.  Vilniaus senamescio ansamblis. V., 1969
  13. Jankeviciene A. Lietuvos gotikos bendrieji stiliaus bruozai ir savitumai. V., 1979
  14. Jucas M.  Nuo Krevos sutarties iki Liublino unijos. K., 1970
  15. Juciene I., Levandauskas V.  Vilniaus miesto gynybine siena. V., 1979
  16. Jurginis J.  Ausros vartai. V., 1960
  17. Jurginis J.  Lietuvos meno istorijos bruozai. V., 1960
  18. Jurginis J.  Renesansas ir humanizmas Lietuvoje. V., 1965
  19. Jurginis J. Universiteto rumai – Vilniaus architekturos paminklas. V., 1958
  20. Jurginis J., Merkys V., Tautavicius A. Vilniaus miesto istorija. V., 1968
  21. Juskevicius A., Maceika J.  Vilnius ir jo apylinkes. V., 1940
  22. Kairiukstyte-Jacyniene H., Barsauskas J.  Pazaislis. V., 1960
  23. Klimas P.  Chillibert de Lanoy. Dvi jo keliones Lietuvon Vytauto Didzojo laikais (1413 – 1414 ir 1421 metais) K., 1933
  24. Krukaite R. Monumentaliosios dekorativines dailes ir architekturos sinteze. V., 1968
  25. Lietuviu karas su kryziuocais. V., 1964
  26. Lietuvos architekturos istorija. V., 1988
  27. Lietuvos istorija. V., 1989

Информация о работе Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков