Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав Литовской Руси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ГЛАВА 2.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ
ГОТИКА
РЕНЕССАНС
ГЛАВА 3.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

kamennoe-zodchestvo-litvy-xiii-xviii-vekov_409_1.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

После учреждения при великом князе Альгирдасе (1345-1377) отдельной православной митрополии в Вильнюсе было возведено несколько церквей. Самая древняя из них – церковь Пречистой Богоматери (с 1415 года – собор) была построена в 1346 году для колонии православных жителей Вильнюса и приезжающих русских купцов. По очертаниям фундамента и более поздним описаниям можно судить, что в плане она была близка к квадрату и имела купол (влияние древнерусского зодчества). После 1520 года она получила высокую двухскатную кровлю. Во время войн XVII века церковь была разрушена, а в XIX веке на ее месте возведен храм совсем других форм. (9, 83)

Старый план и пространственное решение сохранили, хотя и лишились первоначального  вида, церковь святой Троицы и церковь святого Николая (возведены около 1514 года). Их облик был близок готическим храмам. Но тройные полукруглые апсиды свидетельствовали о воздействии древнерусской архитектуры. Великий князь Стефан Баторий (1576-1586) запретил в Вильнюсе и в других городах Литвы строить новые или ремонтировать старые православные церкви. Старые русско-византийские церкви поэтому пришли в упадок, а новые, построенные в большинстве в XIX веке, архитектурно являются малоценными.

Замки и культовые  сооружения сыграли большую роль в формировании архитектурного облика литовских городов. Своими силуэтами они выделялись среди гражданских сооружений города и объединяли их.

Другие постройки  Литвы общественного характера  имели сходство с жилыми домами. Большой интерес представляет здание сохранившейся в Каунасе конторы местных купцов – так называемый «Дом Пяркунаса». Фасад двухэтажного здания имеет выразительное готическое оформление. Его венчает ажурный фронтон, красивейший в гражданской архитектуре Литвы, и быть может, всей Прибалтики. Композиционная основа декорации здания – мотив клинообразной арки из профилированного кирпича (как на фасаде костела святой Анны в Вильнюсе).

С середины XV века в Вильнюсе и Каунасе на главных  улицах и на торговой площади каменные дома начинают вытеснять деревянные. Каменные дома были одноэтажные, двухэтажные, а иногда и трехэтажные, с двухскатными высокими крышами и мансардными окнами. Иногда их украшали фронтоны, неглубокие ниши, межэтажные фризы и профилированные карнизы. Окна и входы были арочные. Торговые конторы и другие служебные помещения внутри имели ячеистые или нервюрные звездчатые своды.

 

2. 2. Ренессанс

 

В начале XVI века на смену готике приходит Ренессанс. Большое значение для распространения ренессансных форм имело развитие городов, проникновение в Литву западноевропейской культуры и науки. Борьба купцов и ремесленников против церковных феодалов постепенно подготавливает движение Реформации. Реформаторов поддерживали иногда и представители правящего класса, так как католическая церковь стремилась подчинить феодалов. Когда в результате Люблинской унии была упразднена государственная самостоятельность Литвы, большое значение приобрела защита национального языка и культуры.

С первых десятилетий XVI века ренессансный стиль в литовской архитектуре развивается под влиянием итальянского, а позже нидерландского и немецкого зодчества, сохраняя вместе с тем местные особенности. Почти все сооружения той поры впоследствии были перестроены. Судя по сохранившимся, видно, что строители стремились к ясности форм, композиционной цельности, симметрии. Кладка из кирпича штукатурится. Полуциркульная арка сменяется четырехугольными проемами и поверхность стен становится ровной. Правда, сохраняются приспособленные к местным климатическим условиям высокие крыши в костелах и более низкие во дворцах. Крыши дворцов украшаются аттиками, плоскости которых оживляются пилястрами и «слепыми» аркадами. Начинают применятся ордерные колонны, однако ордер в литовской архитектуре широко не распространяется. (28, 95)

Своеобразие строительного почерка определяется в большой степени работой местных каменщиков. Усваивая принцип итальянской и нидерландской ренессансной архитектуры через иностранных мастеров, работающих в Литве, они начинают проектировать и строить самостоятельно.

По числу  жителей столица Великого княжества  Литовского не уступала большим городам  Европы. Во второй половине XV века главные улицы Вильнюса застраиваются каменными домами. В начале XVI века город имел радиальное расположение улиц. (42, 165) На структуру ранее сложившихся литовских городов Ренессанс заметного влияния не оказал. Идеи ренессансной городской планировки можно обнаружить в XVI веке лишь в начинающих формироваться городах, например в Биржай.

Основу литовских  поселений составляли жилые дома, возникшие еще в период готики. В XVI веке обращается большое внимание на их внешнюю представительность и удобство помещений. Основным акцентом фасадов становятся въезды, порталы, фронтоны.

В зодчестве  эпохи Ренессанса видное место занимали замки-резиденции. Постоянная угроза нашествий крымских татар заставляет заботиться об их обороноспособности. Эти сооружения имели в известной степени крепостной характер и наследовали много черт более раннего крепостного зодчества. Поэтому именно в их архитектуре происходит дальнейшее развитие местных традиций. Эти замки строятся на холмах и равнинах, опоясываются валами и многоводными рвами. Их четырехугольный план восходит к замкам, возведенным на равнинах (ранний Каунасский замок). Черта, характерная для Ренессанса: выступающие башни с бойницами строятся симметрично, по четырем углам крепостной стены. Таковы замки в Геранайняй, Альшенай и дворец Гайценишкяй.

Замок-резиденция в Геранайняй, сохранившийся в  развалинах, строился для вильнюсского воеводы Альберта Гоштаутаса. К этому времени уже стоял каменный замок. В 1519-1529 годах архитектор Мисиел укрепил его валы каменными обводными стенами и круглыми выступающими башнями по углам. Посредине просторного двора возвышался двухэтажный четырехугольный в плане дворец, также с круглыми выступающими башнями по углам и внутренним двором. Лаконичные плоскости стен оживляли арочные проемы окон. Дворец был оштукатурен. Нижние части обводных стен были сложены из камня, верхние – из кирпича, как в замке Мядининкай. Широкий ров, ручейки и болота создавали впечатление, будто замок расположен на острове. (50, 176)

По образцу итальянских  замков-бастионов был возведен Биржайский замок Радзивилла (1575-1589).

Среди замков-резиденций наиболее известным является вильнюсский Нижний замок (В XIX веке он был разрушен). Перестройка старого дворца была закончена до 1530 года. В плане он представлял собой вытянутый четырехугольник и состоял из четырех корпусов с внутренним двором. Каждая часть двухэтажного дворца имела свои отличия. Силуэты стен завершались высоким аттиком, плоскость которого бала расчленена пилястрами с арками и бойницами. Ряды окон были сгруппированы очень свободно. В южной части находился портал, который располагался асимметрично по отношению к вертикальной оси фасада. Двор окружали крытые аркады. (21, 78)

Другие постройки –  кафедральный собор, замковый костел, жестоко пострадавшие от пожара 1530 года, были сооружены итальянцами  – представителями тосканской школы  Мария Подовано и Бартоломеусом Беррецци, а также сиенцем Джованни Цинни. За работами следил строитель Вильнюса Фридрих Уншерфт. (42, 97)

Наряду с замками возводились  и дворцы. Среди них следует  упомянуть дворец Сиесику (около 1517 года) – прямоугольное здание с  башнями по углам, дворец Раудондвариса (первая половина XVII века), имеющий лишь одну башню, и наконец, дворец Януша Радзивилла в Вильнюсе (закончен в 1600), представляющий собой ансамбль из четырех двухэтажных корпусов, объединенных трехэтажными павильонами с позолоченными куполами. Несколько иного характера здания вильнюсского университета (1584-1603, архитектор Повилас Бокша). Вокруг четырехугольных дворцов здесь были расположены двухэтажные корпуса с открытыми галереями в духе северного Ренессанса. Сложный, состоящий из нескольких корпусов ансамбль университета создавался постепенно и занимает центральный квартал старого города. В его системе тринадцать закрытых дворов, носящих имена выдающихся литовских ученых, писателей, архитекторов, художников – деятелей университета. В эпоху Ренессанса были построены (или включены в комплекс ранее возведенные постройки в готическом стиле) трехэтажные корпуса с открытыми аркадами галерей (по примеру итальянских), вокруг главных дворов. Позже были построены другие корпуса и около них также были предусмотрены дворы. В 1753 году возводится обсерватория в стиле барокко (архитектор Т. Жебраускас), а в 1782-1788 годах – пристройка к ней в стиле классицизма, с двумя башенками и декоративным фризом (архитектор М. Кнакфус). В корпусах находятся залы, объемно-пространственное и декоративное решение которых представляет собой значительную художественную ценность. Среди них зал литовского художника П. Смуглявичюса (1745-1807) с цилиндрическим сводом с люнетами (начало XVII века), в центре которого расположена фреска (XVII век, автор неизвестен), изображающая деву Марию, осеняющую плащом ученых мужей старой академии, и классической росписью стен, исполненной П. Смуглявичюсом в 1802 году; зал польского историка И. Лелевеля (1786-1861), в стиле барокко, с крестовым сводом с люнетами и гризайлевой орнаментикой; колонный зал в стиле классицизма. (13, 306) Близкое решение имеет и общежитие университета (1582-1622). Общежитие состоит из трех трехэтажных жилых корпусов вокруг прямоугольного внутреннего двора. Вместо коридоров – открытые аркады галерей во всех этажах, решенные в стиле позднего Ренессанса. Стены над арками были расписаны портретами римских пап (не сохранились). Фасады, выходящие на улицу, имеют прямоугольные окна без наличников.

Ренессансные черты не могли получить широкого распространения в архитектуре литовских храмов из-за религиозной борьбы. Католическое духовенство до середины XVI века ориентировалось на готику, а с третьего десятилетия XVII века, объединившись с иезуитами, стало склоняться к барочной архитектуре. В XVI веке строились храмы католиков, евангелистов, реформатов и униатов, архитектурные решения которых мало чем отличались друг от друга. На периферии эти храмы сооружали местные мастера. Чаще всего это однонефные церкви разных размеров.

Некоторые храмы сохраняют  в очертаниях оконных и дверных проемов и в некоторых других деталях элементы готики. На углах основных фасадов иногда помещаются круглые башенки (костелы в Симна, Камаяй, вильнюсские костелы святого Михаила, святого Стефана). Их самые характерные декоративные мотивы – глухие арки, членящие плоскости стен, фронтоны, аттики. В капителях пилястров иногда встречается мотив стилизованных веток руты. Карнизы легкие, с несложным профилем.

В период утверждения в  архитектуре ренессансных форм крупные феодалы были заказчиками храмов, являвшихся своеобразными мемориальными сооружениями. Костел святого Михаила в Вильнюсе (1594-1625) был мемориальным храмом Сапеги. Это однонефная церковь, перекрытая цилиндрическим сводом со стуковыми узорами. Стены внутри декорированы сильно выступающими пилястрами, трехступенчатый алтарь из черного, зеленого и коричневого мрамора выделяется на светлых стенах.

О позднеренессансных тенденциях свидетельствует трехнефный базиликальный  костел Всех святых в Вильнюсе (1620-1631). Его фасад увенчан фронтоном. Храм является главной частью ансамбля кармелитского монастыря. Это костел безбашенного типа, план которого в форме латинского креста. Внутреннее пространство отличается своеобразием: вместо трансепта – боковые часовни. Своды цилиндрические, с люнетами. Стены нефов и своды, купола боковых часовен украшены орнаментом и фресками с сюжетами из жизни святых и истории Литвы. В интерьере находятся восемнадцать алтарей со сложным полихромным и скульптурным декором. Для главного алтаря характерна сдержанность форм. Два боковых балкона в стиле рококо расположены в хоре. (14, 380) Костел представляет собой один из ранних и ценных образцов безбашенных храмов.

В начале XVII века усиливается  католическая реакция. В ренессансных костелах все сильнее проявляются готические реминисценции. Так, костел в Скаруляй (1620-1622) своими декоративными элементами близок ренессансным формам, но его планово-объемное решение больше напоминает готику.

Одновременно с ренессансной архитектурой в зодчестве Литвы  возникает барочное направление. Костел святого Казимира в Вильнюсе (1604-1618, подвергся реконструкции в 1655, 1749) получает композиционное решение в виде латинского креста, близкое церкви Иль Джезу в Риме. Но в 1618 году в архитектуре этого храма еще очень отчетливо проступали позднеренессансные традиции. Внутри господствовали готические пропорции, строители отказались от боковых капелл, своды ризницы были украшены ренессансным геометрическим орнаментом. Западный плоский фасад фланкировали две башни, боковые фасады имели большие контрфорсы. Барочное оформление костел получил позднее во время реконструкции.

Формы переходные от Ренессанса к барокко характерны для капеллы  святого Казимира (1623-1636) при вильнюсском  кафедральном соборе.

 

На землях Великого княжества  Литовского и непосредственно на территории Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова (по мнению Р. Батуры и В. Пашуто в Литве работали наряду с русскими мастерами художники сербского и болгарского происхождения) и из средневековых государств Западной Европы.  В той «борьбе за Литву», которая начиная с XIII века шла между православной и католической церковью, эти художественные влияния с Запада и Востока имели определенную идеологическую окраску. Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные произведения и технологии переплавлялись здесь в явления самобытные, отмеченные печатью местного своеобразия.

Подводя итоги  первой главы, можно сказать, что  начало эпохи Ренессанса в искусстве Литвы можно отнести ко второй трети XVI века, хотя в это время сохраняются еще черты готического стиля. Ренессанс, таким образом, выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные дворцы и готические костелы (в культовой архитектуре готика держалась дольше и упорнее). Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. С 60-х годов XVI века усиливается наступление контрреформации. С 1569 года разворачивают свою активную деятельность в Литве иезуиты. Создается противоречивая ситуация, при которой некоторые формы ренессансной культуры распространяются в Литве, в условиях, когда почвы для развития этого художественного явления уже не было. В это же время в архитектуре Литвы намечаются некоторые тенденции маньеризма. С начала XVII века идет процесс сложения стиля барокко, развивающегося параллельно с поздним Ренессансом.

В целом, эпоха  Ренессанса знаменовала значительный прогресс в художественной культуре Литвы: преодоление средневековых  канонов, начинавших тормозить развитие искусства, расширение диапазона видов, жанров, углубление гуманистического содержания искусства, освоение не только формальных особенностей стиля, но и сложной ренессансной проблематики.

Информация о работе Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков