Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав Литовской Руси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ГЛАВА 2.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ
ГОТИКА
РЕНЕССАНС
ГЛАВА 3.
АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

kamennoe-zodchestvo-litvy-xiii-xviii-vekov_409_1.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты, на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа, реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких  реконструированных костелов был костел святого Иоанна в Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел, являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68 метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света поверхность. Массивный и суровый первый ярус, несет следующие три. Формы постепенно становятся более мелкими и легкими. Фронтон фасада имеет волнообразные очертания и заканчивается железными крестами, ажур которых, вырисовываясь на фоне неба, обогащает контур здания. Заново построенный в 1748 году в стиле барокко, фронтон хора отличается монолитностью; создается впечатление, будто он отлит из одной массы. Архитектура костела святого Иоанна говорит о большом мастерстве применения сложных форм позднего барокко при реконструкции строений, об умелой их связи с сохранившимися чертами первоначального стиля. В интерьере костела установлено несколько мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу, вождю повстанцев Тадеушу Костюшко, композитору Станиславу Монюшко. (16, 147) Также был перестроен в 1748-1760 годах однонефный готического стиля костел святого Георгия. Предполагают что автором реконструкции был архитектор П. Гоферис, участвовавший в 1752-1760 годах в реконструкции доминиканского ансамбля в Вильнюсе. Пилястры фасада, обводы отверстий, рельефы в стиле рококо дают и здесь декоративно выразительную игру светотени.

В XVIII веке не только реконструируются, но и заново строятся в провинции несколько безбашенных  фронтонных костелов; в них заметны первые признаки формирования классицизма. Одним из наиболее оригинальных костелов этого типа является бернардинский костел в Тельшяй (1762-1765).

Костелы купольноцентрической композиции в Литве появляются в период расцвета барокко, но больше их строилось в период позднего барокко. В этих сооружениях в центре скрещения нефов возвышается шестигранный или в большинстве случаев восьмигранный купол, объединяющий внутреннее пространство костела и доминирующий в его внешнем облике.

Одним из первых костелов такой композиции и единственным памятником, который почти не подвергался каким-либо перестройкам, является костел в ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (построен в 1667-1712, его первый архитектор Л.Фредо, затем братья К.Путини и П.Путини). Единый по стилю, этот ансамбль на берегу Нямунаса имеет строго симметричную композицию. Ее основную продольную ось в первую очередь подчеркивает идущая к основным большим воротам аллея; за воротами и каменной стеной – липовая аллея; через ризалит жилого корпуса проход во внутренний громадный прямоугольный двор с величественным костелом на главной для всей этой архитектурной композиции оси. Шестиугольный костел – доминанта ансамбля – с двух сторон окружен строениями с коридорами (раньше лоджиями). За костелом – эремиториум с отдельными домиками для монахов. Вся эта 300-метровая продольная ось заканчивается таким акцентом, как вертикаль трехэтажной башни (1730) типа бельведера. Находящийся в центре ансамбля костел имеет вогнутый двухбашенный фасад, расчлененный пилястрами ионического большого ордера. (44, 173)

Завершает здание храма оригинальный шестигранный купол  внушительных размеров (13 метров диаметром  и 49 метров высоты), увенчанный изящным шестигранным фонарем. На пространственную композицию костела несомненно оказала влияние венецианская церковь Санта Мария делла Салюте.

Ансамбль Пажайслисского монастыря – оригинальный памятник барокко в Литве. Костел по традиции двухбашенный, однако вогнутая центральная часть его фасада для литовского барокко периода его расцвета не характерна.

Интерьеру костела  с его шестиугольной планировкой  присущи величие и спокойствие. Подчеркнуто просторна алтарная часть с хором и ризницей; с  боков, в углублениях четыре часовни; центр выделен обширным подкупольным пространством. Живопись и скульптура, а также облицовка стен костела цветным мрамором, деревянные панели хора и других подсобных помещений ансамбля – все это отличается большой тщательностью исполнения.

Ансамбль Пажайслиса – замечательный образец синтеза  монументального и декоративного искусства, где интерьеры костела и других важнейших помещений обильно украшены пластическими фигурными и орнаментальными композициями из стука, а также монументальной живописью.

Авторами скульптур  были М. Вольшейдас из Вильнюса, И. Мерли из Ломбардии и предположительно уже упоминавшиеся П. Перти и М.Жялявичюс.

В рельефах ансамбля встречаются декоративные картуши, гротескные маски, растительные мотивы (дуб, рута, лилии, розы и другие цветы) и заманчиво висящие фрукты; здесь много символических и фантастических элементов, аллегорических фигур, библейских, евангельских образов. Встречается множество свободно и смело вылепленных рогов изобилия, волют. Замысловата и вместе с тем очень пластична и выразительна скульптура сводов хора и ризницы, часовни и трапезной. Много барочной динамики в позах и ракурсах, разнообразия в постановке фигур, много оригинальности в орнаментальных мотивах, объединенных вместе с фигурами в общую систему декора этого ансамбля. (20, 270)

Монументально-декоративная живопись, в основном фресковой техники, получила во второй половине XVII века в Литве довольно широкое распространение. Авторы многих росписей до сих пор не выявлены, и не известно, были это местные или прибывшие из Венеции, Флоренции и других европейских художественных центров мастера. Расцвет монументально-декоративной живописи совпал с деятельностью талантливого итальянского художника М. Паллони (в Литве с 1674 по 1700 год), работавшего в часовне святого Казимира, во дворцах Сапегов, Слушки.

Важнейшая работа Паллони – фрески ансамбля в Пажайслисе (1676-1680), где под его руководством работало много местных и прибывших из Западной Европы художников-монументалистов. Многое в этих фресках напоминает великих венецианцев, а также замечательного виртуоза световых эффектов Корреджо. Стены костела в Пажайслисе были украшены 13 большими фресками на религиозно-библейские и исторические темы; три из них, изображавшие моменты из истории Литвы и жизни Пацов, замазаны в XIX веке. Во фресках Пажайслиса позы и движения фигур динамичны, в них разнообразно используются ракурсы, перспективные сокращения, в них много света, воздушности. В качестве фона зачастую вводятся архитектурные фрагменты или мотивы пейзажа, однако передаются лишь самые характерные элементы, без детализации. В работах Паллони примечателен реализм в трактовке типажа и бытовых атрибутов. Колорит тонкий, нет сильных контрастов, преобладают нюансы теплых желто-розовых тонов. Выделяются многофигурные фрески: «Переход через Красное море», «Пир Балтазара», «Сцены из жизни святого Христофора», «Чудо у гроба Марии Магдалины де Паззи» и другие. Одна из самых великолепных – композиция «Сон Ромуальда» с ее желтовато-зеленоватым колоритом, диагональной композицией, ритмично скомпонованными фигурами на фоне прекрасного декоративного пейзажа. Художественными достоинствами изобилуют и фрески на тему «Жизнь Марии». В шестигранном куполе костела расположена главная композиция – «Коронование Марии».

  Фрески М.  Паллони в часовне святого  Казимира (1690-1694) заполняют две боковые стены. На одной из них изображена сцена «Открытие гроба святого Казимира», на другой «Воскрешение девы Урсулы». В этих многофигурных фресках много великолепного артистизма и изящества моделировки фигур. В дворцах крупных феодалов Сапегов и Слушки в Вильнюсе потолки и стены были расписаны фресками на исторические, мифологические, религиозные темы. Судя по описаниям, эти фрески Паллони выделялись большими достоинствами. К сожалению они не сохранились.

Костел монастыря  визиток в Вильнюсе (1729-1744, архитектор И. Пола) – пример центрически-купольной постройки в стиле рококо. План этого костела – греческий крест, передний фасад уже без башен, декоративно вогнутый.

Светские постройки XVII-XVIII веков – это усадьбы, дворцы, городские  жилые дома, ратуши. Усадьбы в это время обычно состоят из двух-трех свободно расположенных дворов. Главный двор – парадный, четырехугольной формы, застраивался жилыми домами, кухнями и другими постройками. К нему примыкали парк и особенно характерный для литовских усадеб фруктовый сад. Планировка парка в большинстве случаев пейзажного типа, реже регулярная; парки имеют различную дендру, часто по несколько прудов, соединенных каналами. (66, 109) Хозяйственные дворы были небольшими, малоозелененными и примыкали непосредственно к основному, парадному двору, или планировались в некотором отдалении от него.

Дворцы крупных феодалов строятся с XVII века в Вильнюсе и других городах. До наших дней они не сохранились  или же очень изменили свой облик. Но и по некоторым уцелевшим частям и деталям этих зданий можно составить представление об их величине, умелом сочетании в них общих свойств стиля барокко и местных традиций.

Образцом нового способа  строительства парадных резиденций стиля барокко может служить  трехэтажный дворец Д.Слушки в Вильнюсе (1691-1694), где план не в форме буквы «П», а в форме квадрата с ризалитами во всех четырех углах. Построено здание в красивой местности – на искусственно образованном на реке Нярис полуострове. Территория дворца была окружена большим парком-садом. Наружные стены расчленены пилястрами большого ордера с композитными капителями. Интерьер дворца украшали привезенные из Италии мраморные плитки, а также орнаментальная и фигурная лепнина с фресками. (55, 27) Но самое характерное и нарядное жилое здание этого времени – дворец семьи крупных феодалов Литвы – Сапегов. Построен он в 1691 году неподалеку от дворца Слушки и главной осью обращен к улице Антакальнис. Здание было двухэтажным. Как и в других барочных зданиях, второй этаж – бельэтаж – самый богатый по декорировке: здесь и лепнина, и замечательные фрески. Стены некоторых залов были украшены даже мозаикой и выложены голландскими кафельными плитками, изображающими гербы и виды церквей, замков, дворцов. Окна и двери с внешней стороны имели барочные обводы с орнаментом растительных и гротескных мотивов. Территорию, на которой расположен дворец, окружал большой парк с широкими прямыми аллеями, многочисленными скульптурами, фонтанами и павильонами. У основного входа в усадьбу построены двухъярусные монументальные барочные въездные ворота с разорванным фронтоном. Дворец живописно вкомпонован в окружающий пейзаж, и его парк сливается с зеленью сосняка. Ансамбль тесно связан с костелом и комплексом тринитарского монастыря (1694 – 1737).

В XVIII веке часто придавали  особо торжественный вид въездным воротам. Иногда их строили очень нарядными, в два этажа, с несколькими помещениями разного назначения: библиотека, помещение для оркестра и т.п. В 1761 году входные ворота построены в ансамбле базиликанского монастыря в Вильнюсе (архитектор И. Глаубиц). Они представляют собой изысканно украшенный монументальный трехъярусный арочный проезд, перекрытый крестовым сводом. Сложное сочетание пилястр и карнизов волнистого профиля, расчленяющих плоскости стен, вычурная композиция фронтона с барельефом «Святая Троица и шар земной», профилированные арки делают ворота уникальным сооружением. Их извилистые горизонтальные карнизы, волнистые стены и пилястры сложной ритмики, изогнутые арки и острый силуэт очень выразительны и характерны для литовского позднего барокко. (12, 89)  Базиликанские ворота – это один из самых замечательных памятников вильнюсской школы позднего барокко (граничащего с рококо).

 

Архитектура литовского барокко  занимает важное место в искусстве Речи Посполитой и всей Северной Европы. В ней много самобытного. Главным центром литовского барокко был Вильнюс и вильнюсская школа оказала немалое влияние на характер архитектуры не только Литвы, но и западной Белоруссии и юго-восточной Латвии.

Традиции барокко прочно и долго держались в Литве, опираясь на вкусы провинциального дворянства, горожан, монастырских заказчиков, пробиваясь даже в первой половине девятнадцатого века через господствующий классицизм и романтизм.

Однако в конце XVIII века в Литве уже складывается новая художественная ситуация, связанная с распространением идей просветительства и с появлением классицизма. Остро ощущается необходимость новых форм развития светской, независимой от церкви культуры, упорядочения системы художественного образования. Постепенно изнутри подготовляется переход литовской архитектуры на качественно новую ступень.

 

3. 2. Классицизм

 

Наибольшие  достижения литовского классицизма, как  и барокко, относятся к области градостроительства. Формирование архитектуры классицизма в Литве можно разделить на два основных периода: зарождение и расцвет монументальных форм классицизма под воздействием римской, а позже парижской школы (1770-1800, центр – Вильнюс и его окрестности); распространение иных, более легких архитектурных форм классицизма во всей Литве под влиянием петербургской школы. Этот второй этап приходится уже на XIX век (1800-1850).

Первым крупным  представителем классицизма в Литве  был Мартин Кнакфус (1740-1821). Он произвел перестройку здания обсерватории в  ансамбле Вильнюсского университета (1782-1786); фасад обсерватории с двумя фланкирующими  его круглыми и массивными башнями на углах приобрел строгий дорический облик, а наружная стена получила дорический антаблемент с аттиковым этажом.

Информация о работе Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков