Новгородское культовое зодчество XI – XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

В северо-западной части нашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит господин Великий Новгород. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. Именно с этим прекрасным городом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития экономики и русской культуры.

Оглавление

Введение
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Зодчество XI –первой половины XII века
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
1.3 Церкви конца XIII, XIV и XV веков
Глава 2. Кремль
2.1 История кремля
2.2 Башни кремля
2.3 Грановитая палата.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Архитектура.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств»

 

 

 

 

Реферат

по специальности "Социально-культурный сервис и туризм"

на тему:

"Новгородское  культовое зодчество XI – XV вв."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка Мамонтова А.А.

Руководитель: Басс В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Соборы, храмы и церкви

1.1 Зодчество XI –первой  половины XII века

1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века

1.3 Церкви конца XIII, XIV и  XV веков

Глава 2. Кремль

2.1 История кремля

2.2 Башни кремля

2.3 Грановитая палата.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В северо-западной части  нашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера  Ильмень, более одиннадцати веков  стоит господин Великий Новгород. Он был свидетелем многих важнейших  событий русской истории. Именно с этим прекрасным городом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития экономики и русской культуры.

Предметом научных споров до сих пор остается месторасположение  «старого» города, по отношению к  которому более позднее поселение  было названо градом новым. Преобладает  точка зрения, что старый город—это  так называемое Городище, находящееся  на правом берегу Волхова, в двух километрах от современного города. (4,10)Считается, что именно там располагался со своей дружиной варяжский князь Рюрик.

Костомаров Н.И., известный  историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Ильмень, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск. Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. (1,73)

Новгородская земля прославлена  воинской доблестью дружин Александра Невского, удалью былинного богатыря Василия Буслаева, бесстрашием и  предприимчивостью купца Садко. Многие века Новгород был важной крепостью  на северо-западных границах России.

Новгород как политический и торговый центр стал известен за пределами славянского мира более  тысячи лет назад. Уже в конце X - начале XI века здесь находился  постоянный контингент скандинавов - воинов и купцов, способствовавших процветанию  города как центра международной  торговли.

Именно Новгороду Русь во многом обязана не только своими богатствами и индивидуальностью  на фоне других русских земель. Но Строительство  Петербурга в начале 18 века и перенос  столицы империи на берега Невы привели  к утрате и этого значения древнего города, но он по-прежнему славится своими старинными памятниками, к которым  не иссякает интерес многих людей.

Этот город интересен  и мне, поэтому для написания  работы я выбрала тему «Архитектура Новгорода XI-XV веков», чтобы более  глубоко познакомится с архитектурой этого замечательного города.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть соборы, храмы  и церкви XI–первой половины XII века, второй половины XII– начала XIII века, конца XIII, XIV и XV веков;

- рассмотреть кремль, историю  кремля, башни кремля, Грановитую палату.

Глава 1. Соборы, храмы и церкви

 

1.1 Раннее новгородское  зодчество XI - первой половины XII века

 

Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик  суров, так как князья стремились подчеркнуть этим свое господствующее положение в обществе, свое величие.

Софийский собор - одно из самых  замечательных произведений древнерусского зодчества - возведен сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045-1050 годах. С 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой  республики: «Где Святая София –  тут и Новгород!». Этот собор являлся  придворным княжеским храмом, в нем  принимали иностранных послов, именитых гостей, иногда перед ним проходили  бурные вече.

Завершается храм шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол в XV был позолочен, а его  очертания напоминают шлем русского воина-богатыря.

Первоначально собор не был  оштукатурен. Огромные, неправильной формы  камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый  раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время походов русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, в другой – клещи.

Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане  столбами на пять объемов-нефов, три из которых заканчиваются алтарными полукруглыми выступами-апсидами, поражает размерами, величественностью пропорций и масштаба. Высота храма-30, 8 метра.

До 1570 года здесь находился  Васильевские врата, изготовленные  мастером Игнатием Устюжанином в 1366 году по заказу архиепископа новгородского  Василия Калики, портрет которого изображен на вратах. Васильевские врата изготовлены из меди и «писаны  золотом». Техника подобных произведений заключалась в том, что по зачерненным  медным листам резцом наносился рисунок, и в его канавки вплавлялась  золотая проволока. Затем лист выравнивался и полировался. Среди евангельских сюжетах на вратах имеется изображение  Китовраса, легендарного кинтавра –излюбленный сюжет новгородских мастеров.

Интерьер Софийского собора в его современном виде весьма далек от первоначального. На месте современного иконостаса в древности была невысокая деревянная преграда – темплон, и интерьер собора выглядел более цельным.

Древнейшей сохранившейся  иконой является «Петр и Павел», относящийся к XI веку. А в иконостасе уцелело несколько икон, написанных в 1341 году греческими или сербскими  иконописцами. Перед Успенским (главным) иконостасом Софии находится  известный во всем Мире чудотворный  образ «Божия Матерь Знамение». В  местном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественском приделе  Софийского собора, находятся 2 чудотворные  иконы. Слева от царских врат стоит  образ Богоматери Тихвинской. Это  одна из самых почитаемых святынь  Софийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной  иконы Тихвинской Богоматери, точно  повторяющей размеры и изображение  прототипа; называются такие списки „мера и подобие". Ее можно  отнести к древнейшим: доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеру обработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV — начала XVI в.

Рядом с иконой Троицы стоит  древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под  ней открывается образ более  древний, причем сохранившийся. В небольших  окошечках пробных раскрытий  просматривается первоначальное изображение  исключительной силы и выразительности

На древней штукатурке стен собора и башни сохранились  многочисленные надписи-граффити, поцарапанные в XI-XIII веках. Среди них – молитвы, хроникальные записи о различных  событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственные автографы, шутливые надписи типа : «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».

Долгое время в научной  литературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской. Ныне этот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. В частности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые с восточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея – приделом Иоанна Богослова, а южная – приделом Рождества Богоматери. Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесь были похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленные новгородские архиереи.

Следующая постройка-собор Рождества Богородицы – основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином и находится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.

В древности собор был  расписан внутри. Сохранились фрагменты  фресковой живописи, исполненной  в 1125 году. Росписи представляют собой  самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление  производят сцена Благовещения и  полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.

До наших дней собор  дошел с переделками и перестройками. Появились галереи – паперти, окружающие собор, уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением  окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.

Георгиевский  собор-главное сооружение Юрьева монастыря - возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь – один из наиболее ранних в Новгороде - был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизни новгородцев.

Строительство Георгиевского  собора начато в 1119 году. Здесь применена  трехглавая ассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.

Фасады собора украшены выступами - лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура  фасадов стройна и величава, как  и внутреннее пространство. Собор  был расписан как внутри, так и  снаружи, но древние фрески практически  утрачены.

Современный облик Георгиевского  собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при  реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму  сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.

Внутреннее устройство Георгиевского  собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя  и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось  два придела - Благовещения и святых Бориса и Глеба.

Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая  живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты  орнаментального украшения оконных  откосов в основном объеме собора.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей  обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Так в 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав.

 

 

 

 

 

 

1.2 Постройки второй  половины XII– начала XIII века

 

Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это  время появляется новый тип храма - почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре. Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннее пространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.

Церковь Благовещенья на Мячино, построенная в 1179 году, расположена на дороге в Юрьево. Это наиболее ранний образец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. Первоначально фасады завершались полуциркульными сводами – закомарами, а кровля была посводной.

В 1189 году внутренние поверхности  стен были покрыты фресками. Сохранившиеся  фрагменты росписи в алтарной части стали доступны для обозрения  лишь после снятия более позднего наслоения штукатурки. Живопись относится  к новгородской художественной школе, для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.

Церковь Спаса  на Нередице, построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второй половины XII века. Это небольшое по размерам сооружение находится вблизи Городища и является самой малой княжеской постройкой.

Информация о работе Новгородское культовое зодчество XI – XV веках