Новгородское культовое зодчество XI – XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

В северо-западной части нашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит господин Великий Новгород. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. Именно с этим прекрасным городом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития экономики и русской культуры.

Оглавление

Введение
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Зодчество XI –первой половины XII века
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
1.3 Церкви конца XIII, XIV и XV веков
Глава 2. Кремль
2.1 История кремля
2.2 Башни кремля
2.3 Грановитая палата.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Архитектура.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

Самая высокая башня кремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит от голландского слова «коке» - «смотри». Верхнее помещение башни служило наблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».

У Покровской башни много особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, более низкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трех метров.

Златоустовская башня в 16-м веке была тюрьмой и носила название Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в 17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковь Иоанна Златоуста

К северу от Златоустовской башни находится широкая проездная  башня, сооруженная на месте проездной  Воскресенской башни.

Башни Федоровская и Митрополичья отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до 17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древности Федоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.

 

2.2 Грановитая палата

 

С древних времен круглые  башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией  архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная  Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.

Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров.

Это здание — свидетель  многих исторических событий. Здесь  заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост , сотских.

В 1478 году здесь прозвучал  грозный указ Ивана III о присоединении  Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде  не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.

В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме.

В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.

Заключение

 

По началу постройки Новгорода  были сплошь деревянными - крепость, жилые  и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра - Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной.

Внутри города и в его  окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям  пришли каменные, первым из которых  стал собор Святой Софии - Премудрости  Божьей. К сожалению, далеко не все  из памятников средневековой архитектуры  дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.

Археологическими раскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянных сооружений, которые позволяют составить  некоторое представление о новгородской деревянной архитектуре. Архитектурный  ансамбль древнего Новгорода складывался  в основном из деревянных жилых и  хозяйственных построек, среди которых  возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Но нередко  и эти постройки рубились также  из дерева

А из 200 с лишним церквей  в черте города сохранились только 38, хотя по сравнению с другими  русскими городами и это немало, и благодаря этим постройкам город  называют "русской Флоренцией": ни один из древнерусских городов  не сохранил такого множества архитектурных  сооружений с древней настенной  живописью.

Поэтому, в своей работе я стремилась отобразить все богатство  и красоту архитектуры этого  удивительного города этого периода  на примере уникального Новгородского  Кремля, самого древнего на Руси храма  Святой Софии, многих церквей с уникальными  иконостасами - тех памятников, без  которых невозможно представить  историю нашей страны.

Список используемой литературы

 

1. Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982

2. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура- Кристалл, 2002.

3. Рождественская Л.А. Новгородский кремль - Лениздат, 1980.

4. Каргер М.К. Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961

5. Губарева М.В., Низовский А.Ю. сто великих храмов мира, Москва «Вече», 2005.

 


Информация о работе Новгородское культовое зодчество XI – XV веках