Живопись II половины XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:09, реферат

Краткое описание

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, развитие портретной живописи

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Ф.С. Рокотов. Биография, творчество………………………………………….4
Д.Г. Левицкий. Биография, творчество……………………………………...…6
В.Л. Боровиковский. Биография, творчество………………………………….8
Заключение………………………………………………………………..……10
Список литературы……………………………………………………….……11
Словарь…………………………………………………………………………12
Приложения…………………

Файлы: 1 файл

БОУ ДОД ЛМР.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

БОУ ДОД ЛМР «ДШИ»

 

 

 

 

Реферат

 по истории искусства 

 «Живопись II половины XVIII века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Моргачева Дарья

                                                                                    Проверила: Рязанова Т.В.

 

 

 

 

                                                                2014г.

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Ф.С. Рокотов. Биография, творчество………………………………………….4
  3. Д.Г. Левицкий. Биография, творчество……………………………………...…6
  4. В.Л. Боровиковский. Биография, творчество………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………..……10
  6. Список литературы……………………………………………………….……11
  7. Словарь…………………………………………………………………………12
  8. Приложения…………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

XVIII век в России – это не  только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, развитие портретной живописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федор Степанович Рокотов. Биография, творчество

Дата рождения известного русского художника XVIII века Федора Степановича Рокотова точно не установлена. Однако исследователи в исповедных книгах московской церкви Великомученика Никиты на Старой Басманной, в приходе которой живописец имел в 1780-х годах собственный дом, обнаружили, что в 1787 году Рокотову был 51 году. Из этого можно заключить, что приблизительной датой его рождения можно считать 1735 или 1736 год.

Родился Федор в подмосковном имении князя П.И. Репнина Воронцово, крепостными которого были родители художника. Предположительно Рокотов был освобожден от крепостной зависимости еще в раннем возрасте. Подтверждением этому может служить быстрая карьера его в Петербургской Академии художеств и его подпись под «Правилами Московского английского клуба», членами которого могли быть только дворяне.

Во второй половине 1750-х годов Рокотов находился уже в Петербурге. Ему покровительствовал влиятельный И.И. Шувалов - куратор только что созданной Академии художеств. Именно он знакомит художника с выдающимся русским поэтом и ученым М.В. Ломоносовым и с известным гравером Е.П. Чемесовым. Как раз с Ломоносовым и Чемесовым связаны первые художественные работы Рокотова.

15 марта 1757 года был написан «Портрет  молодого человека в гвардейском  мундире» . Сначала предполагалось, что эта работа является автопортретом. Однако позднее, когда было установлено, что Рокотов никогда в гвардии не служил, произведение получило нынешнее название. В 1758 году Рокотов пишет картину «Кабинет И.И. Шувалова» - дань популярному в XVII - XVIII веках жанру интерьерной живописи . При отсутствии людей мир вещей характеризует хозяев, и интерьер словно оживает.

Интересны «Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758) и «Портрет М.Е. Шуваловой» (1759), в которых значительно проявляется влияние Антропова. Но уже к 1760-м годам Рокотов вполне самостоятелен. Кто был учителем Рокотова до его поступления в 1760 году в Петербургскую Академию художеств и кто из академических педагогов занимался с ним, неизвестно. Следует отметить несколько работ художника этого периода. К началу 1760-х годов относится «Портрет Е.Б. Юсуповой». В 1761 году Рокотов специально ездил в Петергоф писать «Портрет великого князя Павла Петровича» (Павлу тогда было всего семь лет); в 1762 году выполнен «Портрет Петра III».

28 июня 1762 года на престол вступила  Екатерина II. И 16 октября Рокотов  выехал в Москву на коронационные  торжества, где написал парадный  профильный портрет императрицы, служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии. Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г.Г. Орлова (1762).

В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург. Он возвращается в Москву теперь уже навсегда. В том же году был создан «Портрет В.И. Майкова» ( Прил1,рис2) Это произведение - одно из самых ярких в искусстве XVIII века. В Москве Рокотов попадает в иную, по сравнению с Петербургом, атмосферу художественной жизни, более раскованную, сильно отличающуюся от петербургской официозности и казенности.

К началу 1770-х годов относится портрет «Неизвестная в розовом», к их середине - «Портрет И.И. Воронцова». Из портретов молодых людей, написанных Рокотовым в конце 1760-х - начале 1770-х годов, особо выделяются два: «Портрет неизвестного в треуголке» и «Портрет А.М. Римского-Корсакова».

В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А.П. Струйской (1772), В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (1780). Каждый из них глубоко индивидуален и по-своему прекрасен.

В 1780-е годы Рокотовым было создано одно очень интересное произведение - это «Обнаженная девочка»(Прил1,рис3) Картина эта не имеет аналогий в творчестве Рокотова - изображена обнаженная девочка, сидящая на холме на фоне холодного пейзажа.

К старости зрение художника ослабело, и ему приходилось «близко придвигать свои глаза к полотну». Отсюда и четко вырисованные детали на некоторых поздних рокотовских работах, и изменения в рисунке и цвете. Характерен в этом смысле «Портрет А.М. Писаревой» (1790-е годы). К этому времени относятся изображения супругов Бутурлиных, «Портрет П.А. Воронцовой» (около 1793 года).

Одна из последних работ Рокотова - «Портрет Н.П. Голицыной» . Время написания его в точности неизвестно. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII - началом XIX века. «Портрет Н.П. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о его существовании. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.

В последние годы жизни Рокотов не работал. Он почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на Воронцовской улице в Москве. Самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. К сожалению, о последнем десятилетии его жизни ничего неизвестно.

Умер Рокотов 12 декабря 1808 года. В кладбищенской книге Новоспасского монастыря записано: «Декабря 15 дня погребено тело на кладбище к башне академика Федора Рокотова».

 

 

 

 

              Дмитрий Григорьевич Левицкий. Биография, творчество

Точная дата рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого не установлена, однако исследователи творчества русского художника-портретиста склоняются к мнению, что приблизительно это 1735-1737 году. Также известно, что родился он на Украине в семье, происходящей из старинного украинского рода. Отец будущего живописца, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, что не мешало ему жить в Киеве, заниматься живописью и гравюрой Предполагают, что Григорий Кириллович учился в Германии, а затем долгие годы был связан с Киево-Печерской типографией и Киевской духовной академией. Возможно, увлечение отца повлияло на выбор жизненного пути Дмитрия. Но наиболее значительным для творческого развития и художественного образования юного художника стало знакомство и работа под руководством известного русского живописца середины XVIII века А.П. Антропова, который в 1752 – 1755 годах расписывал церковь Андрея Первозванного в Киеве.

В 1758 году Левицкий отправляется в Петербург, где поселяется у своего учителя. У Антропова Дмитрий Григорьевич занимался до 1762 года, одновременно посещая некоторые классы Академии художеств, в частности Дж. Валериани.

Затем в качестве подмастерья в так называемой «живописной команде», которой руководили Алексей Антропов, Иван Вельский и Иван Вишняков, Левицкий занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Из письменных источников известно, что после этого художник провел в Москве еще несколько лет, где участвовал в написании икон для двух только что отстроенных московских церквей: церкви Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

1870-е годы стали для живописца  временем наивысшего расцвета творчества. Среди его работ этого периода портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инженер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х годов). Нетрадиционной работой Левицкого стал портрет П.А. Демидова1773(Прил 1,рис1) который можно расценить как своеобразную иронию на парадный портрет, хотя его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому - богатому и оригинальному «чудаку» и в то же время образованному человеку, жертвовавшему огромные суммы на просвещение. В этом произведении парадность в постановке фигуры сочетается с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады, но в домашнем костюме. Его окружают простые бытовые предметы: горшки с цветами, лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.

Также к числу лучших картин художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773) который с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года жил в Петербурге.

Общепризнанным успехом Левицкого стала серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов. Художник писал портреты девушек, отличившихся особенными успехами в науках и искусствах. Парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), грациозно танцующие Н.С. Борщева (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775) - новая для русского искусства разновидность жанра: «портрет в роли».

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785) выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.

Левицким была разработана трехступенчатая система обучения. На первом этапе его ученики копировали художественные образцы известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Затем художник вел ученика к навыкам самостоятельного композиционного мышления. Последним этапом было решение собственно портретной задачи: внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальной характерности облика. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи.

Постепенно Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, им все более овладевают религиозные настроения. Кроме того художник должен был содержать большую семью. В 1790 году Левицкий был вынужден обратиться к статс-секретарю Екатерины II А.А. Безбородко с просьбой о выплате денег, положенных ему уже в течение четырех лет за портрет императрицы в рост, посланный на остров Мальта.

Вскоре здоровье художника становиться хуже, он начинает слепнуть. Последняя работа живописца относится к 1812 году. Умер Дмитрий Григорьевич Левицкий 4 апреля 1822 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Его могила затерялась во времени, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей».

 

 

            Владимир Лукич Боровиковский. Биография, творчество

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года на Украине, в городе Миргород. Семья будущего художника, была небогатой: отец, Лука Боровик, имел в собственности дом в Миргороде и два небольших земельных участка. Почти все родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Владимир также, следуя семейной традиции, поступил на службу в этот полк.

Первый опыт в живописи Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, - иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид»,(Прил1,рис5) - находятся в Музее украинского искусства в Киеве. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Так художник в 1788 году попал в Петербург, где должен был усовершенствовать свое мастерство. Однако в Академию художеств тридцатилетний живописец поступить уже не мог, да и не нуждался в этом.

Информация о работе Живопись II половины XVIII века