Живопись II половины XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:09, реферат

Краткое описание

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, развитие портретной живописи

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Ф.С. Рокотов. Биография, творчество………………………………………….4
Д.Г. Левицкий. Биография, творчество……………………………………...…6
В.Л. Боровиковский. Биография, творчество………………………………….8
Заключение………………………………………………………………..……10
Список литературы……………………………………………………….……11
Словарь…………………………………………………………………………12
Приложения…………………

Файлы: 1 файл

БОУ ДОД ЛМР.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

Одним из самых ранних произведений, написанных Боровиковским в Петербурге, является «Портрет О.К. Филипповой» (1790) Даная картина, несмотря на некоторую неуверенность кисти, отличается нежной мечтательностью женского образа. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В.В. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. В 1794 году художник пишет портрет Лизаньки и Дашеньки — дворовых девушек родственника Капниста Н.А. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям.

Некоторое время художник учился живописи под руководством известного австрийского портретиста Лампи, который после отъезда из России оставил Боровиковскому свою мастерскую. Постепенно мастерство художника крепло, и через несколько лет Боровиковский стал одним из самых известных художников в России. Он получал заказы от членов императорской семьи, самых знатных дворян. Положение художника укрепилось после написания портрета с натуры императрицы Екатерины II.

В 1795 году Петербургская Академия художеств удостоила его звания академика, а в 1802 году Боровиковский получает почетное звание советника Академии художеств.

Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. В это время Боровиковский написал несколько произведений, поставленных в один ряд с лучшими полотнами мировой портретной живописи. Среди этих картин портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой и портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный в 1897 году. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д.П. Трощинского, написанный между 1793 и 1796 годами, портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана, написанный в 1796 году, портрет генерала-майора Ф.А. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А.Б. Куракина (1801).

Боровиковский, как многие другие художники конца XVIII — начала XIX века, писал семейные портреты. Среди них «Портрет Графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми» написанный в 1803 году(Прил1,рис6). Позы портретируемых естественны и свидетельствуют о нежности отношений матери и детей. Живописец намекнул и на семейную трагедию: в руках у одной из дочерей медальон с портретом умершего сына графини.

Из всех женских портретов Боровиковского выделяется портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. На холсте изображена сильная и сдержанная женщина с крупными и резкими чертами умного лица. В ней отсутствует нежность и мечтательность, присущая большинству женских портретов художника.

Боровиковский, как и большинство знаменитых художников, имел учеников. По распространенному обычаю, ученики в то время жили в доме своего наставника, и становились членами семьи. Среди них был А.Г. Венецианов, ставший впоследствии знаменитым художником.

Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он не нашел утешения: художник окончательно замыкается и посвящает себя религиозной живописи, написав несколько икон для строящегося Казанского собора. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Последней известной работой художника стал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Таким образом, творческая деятельность Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Являясь последним художником эпохи Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков. Боровиковский в своем творчестве тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет на смену художникам его поколения.

Умер художник 6 апреля 1825 года в Петербурге.

 

 

Заключение

 

Одно поколение художников сменяет другое, и каждое из них вносит неповторимый вклад в сокровищницу русской живописи, художественную летопись страны и эпохи. Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Барламова, Е.Н. Портрет в русской живописи XVIII-XIX веков. / Е.Н. Барламова. – Москва: Изд-во Изобразительное искусство, 1988.- 70 с. 
  2. Майорова, Н., Скоков, Г. История русской живописи. В 12 томах. Том 2. XVIII век/ Н. Майорова, Г. Скоков. – Москва: Изд-во Белый город, 2006. – 128 с.
  3. Русская живопись. Знаменитые русские художники и репродукции их картин – 2011-2013 [Электронный ресурс]. URL: http://art19.info.
  4. Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Словарь

 Корифей  – термин используется для обозначения людей, добившихся выдающихся успехов в своём деле, чаще всего в искусстве или науке.

Портретная живопись – живописное изображение лиц; задача её состоит не только в фотографически верном изображении данного лица, но и в уловлении наиболее характерных для него особенностей, выражения и позы.

 Интерьерная живопись– самостоятельный жанр искусства, и а также фон в произведениях, где изображаются исторические, бытовые события.

Гравюра – вид графического искусства (и графической техники), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати.

Пафос – категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Приложение 1

 

 

 


 

 

     

                                                                                                   

 

 

 

 

                                 Рис. 1. портрет П.А. Демидова , 1773


 

 

 

 

 

 

 

 

                         Рис. 2. Портрет В.И. Майкова, 1765

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

                                       Рис. 3.Обнаженная девочка, 1780

 

 

                                                               


 

 

 

    

 

 

                                        Рис. 4. Портрет Дени Дидро,1773

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

                           Рис. 5. Портрет дочери Агаши, 1785.


 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 Рис. 6. Портрет Графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми, 1803

 

 


Информация о работе Живопись II половины XVIII века