Техника принятия решений в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Теория принятия решений – быстро развивающаяся наука. Задачи, которыми она занимается, порождены практикой управленческих решений на различных уровнях – от отдельного подразделения или малого предприятия до государств и международных организаций. К началу XX века практически все принципы менеджмента рассматривались на базе функционального подхода. Еще А. Файоль выделил управление как особый вид деятельности, сформировал набор функций (планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль) и сформулировал основные принципы менеджмента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ………………………………………………………7
Понятие, содержание и суть процесса принятия управленческих
Решений ………………………………………………………………………….7
1.2 Личностные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ………………………………………………………17
1.3 Средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур" …………………………...34
2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………34
2.2 Анализ решений и выявление факторов его принятия ………………..40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

к.п. Антекризисное управление.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ 
Российская международная академия туризма 
Волжско-Камский филиал

 

 

 

Курсовой проект

(по дисциплине «Антикризисное управление»)

«Техника принятия решений в условиях кризиса» 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса 
51 группы 
Гордеева Ольга 
Проверил: д.э.н. Темный Ю.В.

 

 

 

 

Дата «___»___________2011г                                 Оценка___________

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2011 год

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие  влияние на процесс принятия управленческих решений ………………………………………………………7

    1. Понятие, содержание и суть процесса принятия управленческих

Решений ………………………………………………………………………….7  

1.2 Личностные факторы,  оказывающие влияние на процесс  принятия управленческих решений ………………………………………………………17

1.3 Средовые факторы, оказывающие  влияние на процесс принятия  управленческих решений ……………………………………………………...26

 ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие  на принятие ряда решений по  реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур" …………………………...34

2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………34

2.2 Анализ решений и  выявление факторов его принятия ………………..40

Заключение ……………………………………………………………………..43

Список литературы ……………………………………………………………45

 

Введение

 Теория принятия решений  – быстро развивающаяся наука.  Задачи, которыми она занимается, порождены практикой управленческих  решений на различных уровнях  – от отдельного подразделения  или малого предприятия до  государств и международных организаций.  К началу XX века практически все  принципы менеджмента рассматривались  на базе функционального подхода.  Еще А. Файоль выделил управление  как особый вид деятельности, сформировал набор функций (планирование, организацию, мотивацию, координацию  и контроль) и сформулировал основные  принципы менеджмента. 

 Конечно, нельзя не  согласиться, что внутри предприятия  менеджмент представляет собой  управление, в первую очередь,  функциональными процессами. Однако, ограниченность и недостатки  функционального подхода и порожденные  им трудности в практическом  его использовании (вплоть до  конкуренции между собственными  функциональными структурами) предопределили  возникновение следующего подхода  в экономическом управлении –  целостного, процессного, так как именно процесс, а не функции, связывают смежные задания и обуславливают общую эффективность конечного результата. Теоретиками и практиками менеджмента был сделан вывод о целесообразности управления предприятием и всеми видами его деятельности в их взаимосвязи.

 Конечно, процессно-ориентированное  управление расширило границы  экономических исследований и  включило ряд дополнительных  задач: изучение отклонений фактических  результатов от запланированных,  разработку и реализацию превентивных  мер по предупреждению возможных  несоответствий и т.д. Процессный  подход доказал свою практическую  состоятельность. Более того,  в настоящее время даже наметилась  тенденция охвата процедур стратегического  и оперативного процессно-ориентированного управления стандартами в области менеджмента качества и экологического менеджмента. Это связано с тем, что в развитых странах принята сертификация не только самого товара, но и всего процесса его выпуска.

 К сожалению, трудности  возникают на этапе количественной  оценки эффективности и результативности  процессов на основе сравнения   значений диагностических показателей.  Длительные эволюционные исследования  в этой области привели к  дальнейшему развитию подходов  в экономическом управлении и  в 60-е г. XX века зародился новый  системный подход к экономическому  управлению деятельностью предприятия,  охвативший одновременно практически  все области человеческой деятельности. Его принципиальное отличие состоит  в подходе к предприятию, как  к многомерной структуре и  обосновании необходимости учета  влияния и взаимодействия  множества  внутренних и внешних факторов, оказывающих как прямое, так и  косвенное воздействие на его  функционирование.

 Системный подход основан  на глубоких исследованиях причинно-следственных  связей и закономерностей развития  социально-экономических процессов.  Расширение его применения при  принятии управленческих решений  способствовало повышению эффективности  функционирования не только отдельных  объектов, но и экономических  систем развитых стран в целом.  Усложнение техники и технологий, быстро меняющаяся рыночная конъюнктура  и другие условия предъявили  новое требование к принятию  управленческих решений: учет  факторов, имеющих наибольшее влияние,  включая перспективы их развития, что предопределило возникновение  ситуационного подхода. 

 Неоднородность процесса  и факторов принятия управленческих  решений нашла свое отражение  практически во всех теориях:  бихевиористских, развивающих или  дополняющих  идеи школы социальных  систем, и теории бюрократического  построения организации, предполагающих, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях  могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому сходные по содержанию решения следует реализовывать  не шаблонно, а на основе грамотного анализа взаимосвязанных внутренних и внешних факторов.

 Целью данной работы  является анализ и раскрытие  содержания основных факторов, оказывающих  влияние в процессе принятия  решения на примере анализа  ряда решений ООО . Для более полной реализации основной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу о теоретических аспектах принятия управленческих решений, в частности, факторах, влияющих на процесс принятия решения.

- раскрыть понятие управленческого решения и охарактеризовать современные типологии решений;

- рассмотреть процесс принятия решений и выявить этапы, на которых проявляется влияние различных факторов;

- сгруппировать наиболее существенные факторы и подробно рассмотреть их с точки зрения последствий принятого решения, также по возможности выявить их позитивное или негативное влияние на процесс управления в целом;

- на основании документов и беседы с сотрудниками проанализировать деятельность ООО и выявить основные факторы, повлиявшие на реорганизацию предприятия;

- составить рекомендации относительно принятия управленческих решений в организации с учетом выявленных факторов.

 В дальнейшем результаты  данной работы могут быть применены  при анализе уже реализованных  решений и в процессе их  подготовки для выявления факторов  и возможной оценки последствий  их влияния на конкретное решение.  Таким образом можно достичь высокого уровня эффективности принятых решений и прогнозировать возможные ошибки.

 

ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие  влияние на процесс принятия управленческих решений.

1.1 Понятие содержание  и суть процесса принятия управленческих  решений.  

 Управленческие решения  коренным образом отличаются  от решений, которые принимаются  людьми в их повседневной жизни.  Главная особенность управленческих  решений состоит в том, что  их принимают с целью обеспечения  бесперебойного функционирования  и развития предприятия в целом  или отдельных его подразделений.  Поэтому назначение, принципы и  методы подготовки и принятия  управленческих решений, требования  к ним, их содержанию отличаются  от любых других решений. 

 Управленческое решение  нельзя рассматривать как произвольное  действие. Предпосылкой его подготовки  и принятия всегда является проблема, несоответствие между фактическим и желательным состоянием деятельности управляемого производственного объекта, несоответствие, которое препятствует заданному бесперебойному и эффективному функционированию, а также развитию этого объекта.

 Возможность принятия  решения возникает лишь тогда,  когда есть несколько альтернатив,  из которых работник, который  принимает решение, должен выбрать  наиболее приемлемую. Для нахождения  наиболее приемлемых вариантов  решения необходимо, чтобы подготовка  и принятие решения велись  с учетом системы определенных  критериев. 

 Для подготовки и  принятия эффективного управленческого  решения необходимо своевременно  получить исчерпывающую информацию  о внутренних и внешних условиях  деятельности управляемого объекта.  Поскольку комплекс этих условий  никогда не бывает одинаковым, содержание конкретных решений даже при управлении тем же самым объектом будет разным. Вместе с тем принципы, требования к решениям и общий порядок их разработки и принятия могут и должны быть едиными. Важная роль отводится качеству решения, которое выражается в его экономичности и своевременности. Экономичность решения характеризуется эффективностью использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, привлеченных в оборот, а своевременность - соотношением времени возникновения проблемы, которая требует принятия решения, и времени принятия решения (этот период в литературе называется также лагом). Качество управленческого решения во многом определяет конечные результаты управления.

 В специальной литературе  по теории управления встречаются  разные трактовки понятия "управленческое  решение". Например, существует определение, в котором решение рассматривается как "социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки, осуществленный в установленном порядке, который имеет директивное общеобязательное значение, которое содержит постановку целей и обоснования средств их осуществления, которое организует практическую деятельность субъектов управление". В другом определении управленческого решения его представляют как "составную часть процесса управление производством, в котором находят свое воплощение важнейшие стороны управленческой деятельности - выбор и обоснование целей управления, формулирование соответственно этим целям конкретных задач их влиянию на деятельность управляемого объекта".

 Таким образом, под  управленческим решением понимается  и процесс, и результаты, так  как любой процесс имеет какие-то  результаты. Основной целью разработки  и принятия любого управленческого  решения является обеспечение  реализуемого и наиболее эффективного  варианта движения к поставленным  перед организацией целям. 

 Важнейшие  требования к  УР:

- реализуемость;

- эффективность, иногда - оптимальность.

 В литературе  выделяются следующие основные  признаки управленческих решений: 

- наличие альтернатив;

- существование цели (иногда формализованной в виде критерия);

- волевой акт.

 Можно сказать, что  решение - это выбор наиболее  приемлемой альтернативы из возможного  многообразия вариантов. А организационное  решение - это выбор, который  делает руководитель, чтобы выполнить  свои обязанности, определенные  его должностью. Цель организационного  решения - обеспечение последовательного  движения организации к намеченным  целям.

 На данный момент  существует множество типов управленческих  решений.  Необходимость введения  различных классификаций управленческих  решений вызвана тем, что выделяемые  в их результате решения требуют  принципиально разных методов,  а иногда даже принципов анализа.  Построение классификаций управленческих  решений может быть полезно  менеджеру для формирования своеобразных  метарешений, т.е. решений относительно  самих решений, относительно того, к какому классу их отнести  и какие подходы применить.

 Управленческие решения  могут быть классифицированы, например, по следующим признакам.

 по объективно-субъективному  признаку выделяют:

- решения, принятые государством;

- решения, принятые субъектом управления, который одновременно является и объектом;

 по смыслу  выделяют решения следующих видов: 

- по степени охвата и регулирования общественного отношения (общие, особые и единичные решения);

- с точки зрения юридического аспекта (директивные и рекомендательные решения);

- по направленности (постановочные, регулятивные, контрольные, организационные решения);

 по форме  выделяют следующие решения: 

- письменные решения;

- устные решения;

- кодированные решения (которые наносятся на специальные носители);

- в зависимости от порядка разработки и принятия (индивидуальные, групповые, смешанные и коллективные решения);

 по времени  действия выделяют решения: 

- продолжительного действия;

- среднесрочного решения;

Информация о работе Техника принятия решений в условиях кризиса