Техника принятия решений в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Теория принятия решений – быстро развивающаяся наука. Задачи, которыми она занимается, порождены практикой управленческих решений на различных уровнях – от отдельного подразделения или малого предприятия до государств и международных организаций. К началу XX века практически все принципы менеджмента рассматривались на базе функционального подхода. Еще А. Файоль выделил управление как особый вид деятельности, сформировал набор функций (планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль) и сформулировал основные принципы менеджмента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ………………………………………………………7
Понятие, содержание и суть процесса принятия управленческих
Решений ………………………………………………………………………….7
1.2 Личностные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ………………………………………………………17
1.3 Средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений ……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур" …………………………...34
2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………34
2.2 Анализ решений и выявление факторов его принятия ………………..40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

к.п. Антекризисное управление.docx

— 69.55 Кб (Скачать)
ext-align:justify"> - кратковременные решения;

- разовые решения.

 Указанные классификационные признаки являются основными, хотя разные экономисты выделяют еще несколько классификаций:

- по степени формализации;

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации);

- по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные);

- по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные);

- по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно);

- по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные);

- по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные) и т.д.

 Также организационные  решения бывают запрограммированными  и незапрограммированными. Запрограммированными  решениями являются те, которые  сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже  отработанной последовательностью  шагов, решений или действий. Незапрограммированные  решения - те, которые возникают  вследствие новой необычной ситуации.

 Процесс принятия управленческого  решения – это преобразование  исходной информации (информации  условий, состояния) в выходную  информацию (информацию управления - приказ) под влиянием различных  факторов, зачастую определяющих  тип и содержание решения. 

 Для более подробного  раскрытия темы данной работы, рассмотрим более подробно формальные  и творческие решения, так как  при анализе факторов, лицо, принимающее  решение, часто сталкивается с  подобным противоречием. Принято  считать, что если преобразование  информации выполняется с помощью  математических моделей, то выработанное  решение считается формальным, если  решение появляется в результате  скрытой работы интеллекта человека, принимающего решение, то оно  - творческое.

 Такое деление в  достаточной степени условно,  поскольку чисто формального  или чисто творческого решения  не существует. Если решение вырабатывается  с помощью математической модели, то знания и опыт человека (элементы  творчества) используются при её  создании, а интуиция (тоже момент  творчества) – в момент, когда  он задаёт то или иное значение  параметра исходной информации  или выбирает из множества  альтернативных вариантов, полученных  с помощью математической модели, один в качестве решения на  управление. Если основным инструментом  выработки решения является интеллект  человека, то формальные методы, носителем которых практически  является вся наука, скрыто  присутствуют в его знаниях  и опыте.

 В соответствии с  подразделением на творческие  и формальные всё множество  проблем, сопутствующих любому  процессу принятия решений, условно  делится на два класса: проблемы  концептуального характера и  проблемы формально-математического  и вычислительного характера.

 К концептуальным проблемам  относятся сложные логические  проблемы, которые невозможно решить  с применением только формально-математических  методов и ЭВМ. Часто эти  проблемы уникальны в том смысле, что они решаются впервые и  не имеют прототипов в прошлом. 

           Концептуальные проблемы обычно решаются на уровне руководителей с привлечением группы экспертов, в качестве которых выступают высококвалифицированные специалисты из различных областей науки и практической деятельности. При решении концептуальных проблем наибольший вес имеют не формально-математические методы, а эрудиция, опыт и интуиция людей. К числу концептуальных относятся, в частности, такие проблемы, как анализ и выбор целей, выявление совокупностей показателей, характеризующих следствия принятого решения, выбор из их числа критериев оптимальности, наилучший учет совокупности факторов.

 Результаты управленческих  решений могут порой перевернуть  судьбы миллионов людей, поэтому  принятие решений (т. е. выбор  из множества альтернативных  вариантов) — процесс длительный, трудоемкий и ответственный, требующий  огромной подготовительной работы, на которую уходит масса сил  и времени. Специалисты утверждают,  что "если лицо, принимающее  решение, опирается на личный  опыт, интуицию или так называемую  житейскую мудрость, оно часто  принимает ошибочные, неправильные  решения".

 Принятие решений в  менеджменте представляет собой  "важный связующий процесс,  который осуществляется непрерывно  при выполнении каждой функции  управления (планировании, организации  деятельности, мотивации, контроле)". Принимаемые решения должны основываться  на достоверной текущей и прогнозируемой  информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение,  с учетом предвидения его возможных  последствий. Рациональное решение  базируется на научном подходе,  без скидок на ненадежный человеческий  фактор.

 Процесс принятия управленческого  решения представляет собою также  совокупность последовательных  работ от выяснения сущности  проблемы, которая требует принятия  управленческого решения, к подробному  ознакомлению ответственных лиц  и исполнителей решение с содержанием  этого решения, его целями и  предусмотренными этим решением  результатами.

 Количество и содержание  частей, на которые разделяют  весь процесс принятия решения  исследователи, устанавливаются  соответственно определенным требованиям,  касающимся любой части процесса. К таким требованиям целесообразно  отнести конкретность результатов  осуществления действий, предусмотренных  каждым комплексом операций; относительная  обособленность этих действий  в комплексе всех действий  из принятия решения и самостоятельная  значимость результатов, полученных  в процессе выполнения действий.

 Согласно теории принятия  решений,  этот процесс состоит  из нескольких этапов, каждый  из которых преследует свои  цели и выполняет определённые  функции:

- диагностика проблемы или задачи, по которой необходимо принять решение;

- постановка цели принятия решения;

- анализ факторов, влияющих на  принятие решения;

- разработка и определение альтернатив;

- оценка альтернатив;

- выбор оптимальной альтернативы;

 - принятие решения.

 Необходимость в принятии  решений возникает при наличии  проблем, выступающих как некие  противоречия в деятельности  организации. Например, анализ отчётности  может служить инструментом для  обнаружения и диагностики кризисных  и позитивных тенденций в деятельности  организации. Диагностика проблемы подразумевает анализ информации по проблеме и смежным вопросам.

 Следующий важный этап  после определения проблемы –  это постановка цели принятия  решения, которая должна быть  направлена на достижение  более  общих, глобальных целей управления. Конечными целями деятельности  коммерческой организации являются: удовлетворение общественных потребностей  и получение прибыли, которые  понимаются как обеспечение максимальной  или требуемой эффективности  деятельности. Однако достижение  общей цели может потребовать  принятие многих решений. Поэтому  в соответствии с установленными  причинами проблемы глобальные  цели управления разделяются  на всё более частные путём  построения дерева целей и  соответствующего дерева решений.

 Этап анализа факторов, влияющих на принятие решения,  разделяется на две относительно  самостоятельные фазы – анализ  личностных и ситуационных факторов, каждая из которых допускает  использование множества способов  анализа: психологический, технический,  коммерческий, финансовый, и др., применяемые  для обеспечения максимальной  эффективности деятельности по  решению поставленных перед исследователем  задач.

 Этап разработки альтернатив  проводится для формирования  исходного множества вариантов  выбора. Как правило, сформулированная  цель принятия решения может  быть достигнута разными способами,  из которых требуется выбрать  наилучший или хотя бы достаточно  хороший. Поэтому для осуществления  самой задачи принятия решения  необходимо наличие,  по меньшей  мере, двух альтернатив. Для разработки альтернатив используются специальные методы генерирования идей, такие как мозговая атака, синектика, морфологический анализ и другие.

 Оценивание альтернатив  – это процесс получения оценок  всех или наиболее важных атрибутов  (показателей эффективности или  качества), характеризующих эти альтернативы. Существуют различные типы оценок, которые с успехом используются  в анализе: частные и общие,  объективные и субъективные, прямые и косвенные, количественные и качественные. Для более детальной оценки может использоваться способ моделирования возможных вариантов развития событий.

 Выбор альтернативы  осуществляется путём сравнения  оценок альтернатив по различным  атрибутам с учётом влияния  неопределённых факторов и применением  для этого методов принятия  решений, помогающих обосновывать  выбор наилучшего варианта из  нескольких возможных.

 Этап принятия решения  является волевым актом, в котором  лицо или группа, принимающая  решение, принимает ответственность  за выбранное решение и его  последствие. 

 В ряде источников  наряду с остальными этапами  процесса принятия решения присутствует  этап контроля. Контроль результатов  обеспечивает достижение поставленной  цели. Сущность контроля состоит  в измерении реальных результатов  и сравнении их с требуемыми  значениями эффективности. Как  один из способов определения  эффективности выступает финансовый  анализ, который располагает большим  количеством приёмов и методов,  применяемых в процессе непрерывного  контроля.

 Ситуация, однако, осложняется  тем, что обеспечение рациональности  принятия решений требует переработки  таких массивов информации, которые  порой превышают возможности  решающей системы. Однако на  практике задача несколько упрощается: в любом решении не все его  элементы, способы и приемы одинаково  влияют на его ход и эффективность.  Кроме того, при любой сложности  процесса можно выделить некоторое  конечное число факторов и  элементов, максимально определяющих  успешность его развития. В этих  условиях особенно важным становится  этап анализа и учета совокупности  факторов, так или иначе виляющих  на принятие решения и дальнейшую  его реализацию.

 

1.2 Личностные факторы,  оказывающие влияние на процесс  принятия управленческих решений.

 Как мы уже говорили, выбор управленческого решения  неоднозначен и во многом зависит  от влияния различных факторов  на этот процесс. Спектр воздействия  факторов достаточно широк. Для  удобства и эффективности, факторы  делятся на личностные и средовые.

 Личностные факторы  привносит лицо, принимающее решение,  или группа лиц. Так, от стиля  управления руководителя зачастую  зависит и то решение, которое  он выберет из равных альтернатив.  Исследователи выделяют следующие  личностные факторы, которые влияют  на процесс принятия управленческих  решений и их эффективность:

- личностные оценки руководителя;

- поведенческие ограничения;

- культурные различия

 Ниже мы рассмотрим  их подробнее.

 Личностные  оценки руководителя.

 Рассматривая процессы  принятия решений, следует учитывать  два момента. Первый заключается  в том, что принимать решения,  как правило, сравнительно легко.  Все, что при этом делает  человек, сводится к выбору  направления действий. Второй момент  состоит в том, что принятие  решения — это психологический  процесс. Как утверждают психологи,  человеческое поведение не всегда  логично. Иногда человеком движет  логика, иногда — эмоции и чувства.  Поэтому неудивительно, что способы,  используемые руководителем для  принятия решений, варьируют от спонтанных до высоко логичных. Одним из примеров абсолютно нелогичных действий являются интуитивные решения.

 Чисто интуитивное  решение — это "выбор, сделанный  только на основе ощущения  того, что он правилен". Лицо, принимающее  решение, не занимается при  этом сознательным взвешиванием  «за» и «против» по каждой  альтернативе и не нуждается  даже в понимании ситуации. Просто  человек делает выбор. То, что  называется озарением или шестым  чувством, и есть интуитивные  решения. Интуитивный пoдxoд xapaктepизyeтcя cлeдyющими чepтaми:

- cyбъeкт peшeния дepжит вcю пpoблeмy в гoлoвe;

- пo мepe paзвития пpoблeмы пoдxoд к ee peшeнию мoжeт paдикaльнo мeнятьcя;

- вoзмoжнo oднoвpeмeннoe paccмoтpeниe нecкoлькиx вapиaнтoв;

- мoжeт нe coблюдaтьcя пocлeдoвaтeльнocть этaпoв;

- кaчecтвo peшeния ocнoвывaeтcя пpeждe вceгo нa пpeдыдyщeм oпытe лицa, пpинимaющeгo peшeниe.

Информация о работе Техника принятия решений в условиях кризиса