Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.
Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:
рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ
изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Оглавление

Введение 2
1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ. 3
1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ 3
1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса 6
1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса 9
2. Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса на примере Костромской области 11
2.1 Характеристика экономического состояния Костромской области 11
2.2 Инвестиционная политика Костромской области 18
2.3 Анализ инвестиционного потенциала Костромской области 27
3. Перспективная стратегия региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области) 30
3.1. Проблемы развития отдельных видов экономической 30
деятельности 30
3.2. Задачи развития инвестиционной деятельности области 30
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_АУ.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный  университет управления»

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТИКРИЗИСНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ»

Выполнил: Бондаренко Евгений  Анатольевич

Группа: ГМУ-10

На тему: Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

 

 

Преподаватель: к.э.н., доцент кафедры государственного 
и муниципального управления 
Милькина Ирина Владимировна

 

 

 

 

Москва, 2012

Содержание

 

Введение

В целом по России кризисный  спад в основном преодолен, но на уровне регионов оценки неоднозначны, так как воздействие глобального кризиса на их развитие оказалось разным – от очень сильного до малозаметного

Сначала экономического кризиса прошло более трех лет, так  что можно подвести промежуточные  итоги. Не рассматривая перспективы  второй волны кризиса, сформулируем вопрос: удалось ли выйти из первой стадии, весьма болезненной для России? Ответ мы постарались найти в «Социальном атласе российских регионов», подготовленном Независимым институтом социальной политики. Различия в степени влияния кризиса на регионы обусловлены многими факторами, важнейшие из которых – специализация экономики, уровень развития и географическое положение, существенную роль сыграла и политика государства. Все это во многом определило глубину кризиса в регионах и тенденции выхода из него в промышленности, инвестициях, занятости и доходах населения.

Цель работы – изучить  региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.

Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:

рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ

изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Объект исследования – Костромская область.

Предмет исследования - региональная инвестиционная политика в условиях кризиса.

 

1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ.

1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ

Темпы выхода из кризисного спада зависят от его глубины. В промышленности он начался с  осени 2008 года, за 2009-й производство в России сократилось на 11%, а пик  пришелся на май (минус 17% к маю 2008 года). Региональная картина оказалась очень разной. Можно выделить три группы регионов по темпам спада промышленности и основным факторам динамики.

Сильное снижение началось в конце 2008-го с регионов металлургической специализации (Вологодская, Челябинская, Липецкая и другие области – до 25-40% на пике кризиса), но уже летом 2009 года они начали выходить из кризиса и к концу года наполовину компенсировали потери. Более серьезный спад произошел в регионах с машиностроительной специализацией, особенно автомобильной (Самарская, Нижегородская, Ярославская и другие области), вследствие низкой конкурентоспособности и сократившегося спроса. Менее глубокий и относительно краткосрочный урон потерпели Калужская и Ленинградская области, где были созданы новые сборочные предприятия глобальных автопроизводителей. Сильный и длительный спад промышленности Москвы и Петербурга ускорил постиндустриальную трансформацию экономики этих крупнейших агломераций страны.

Меньше пострадали регионы  Юга России – благодаря специализации на пищевой промышленности, которая после девальвации рубля и сокращения импорта продовольствия расширила рынки сбыта. Умеренным спадом отличались развитые территории с диверсифицированной промышленностью, городами-миллионниками и близкими к ним по численности населения регионами (Татарстан, Башкортостан, Красноярский и Пермский края и др.): сочетание экспортно-ресурсных отраслей промышленности и развитого сектора услуг в крупных городах повышает устойчивость региональной экономики.

Кризис слабо повлиял на динамику промышленности большинства регионов Дальнего Востока и Забайкалья, поскольку там многие неэффективные обрабатывающие производства «сжались» еще в кризис 1990-х. Экспортно-сырьевые отрасли восточных регионов РФ более жизнеспособны, к тому же доля теневой экономики в их ведущих отраслях (например, рыбной и лесной) повышена, поэтому статистика неточна. Практически не отмечен спад и в ведущих регионах нефтедобычи, а в местностях с новыми месторождениями (Сахалинская область, Ненецкий АО) продолжался быстрый рост.

Промышленный подъем, начавшийся со второй половины 2009 года, оказался неустойчивым и сильно зависел  от глобального спроса на сырье и  полуфабрикаты. В целом по России промышленный спад был преодолен  только в конце 2011 года (плюс 1% в 2011 году к 2008-му), и смогли добиться этого 57 из 83 регионов страны. Но более корректно сравнивать динамику не за год, а по итогам трех кварталов, так как кризисный спад в металлургических регионах начался в октябре-ноябре 2008 года. Так вот, по данным за три квартала 2011 года (к аналогичному периоду 2008-го), падение преодолели только 49 регионов из 83, то есть более чем в 40% регионов России промышленный кризис не закончился. Показатели динамики за 2011 год по сравнению с 2010-м лучше: промышленное производство выросло в 73 регионах.

Лидерами промышленного  роста в 2010-2011 годах стали регионы  «новой индустриализации» с крупными инвестпроектами в обрабатывающей промышленности (Калужская, Ленинградская, Калининградская, Белгородская области) и в добыче нефтегазовых ресурсов (Сахалинская, Иркутская области, Саха-Якутия). Выше темпы промышленного роста на Дальнем Востоке и в большинстве регионов Сибири, хотя следует учитывать эффект низкой базы: на Дальний Восток приходится только 4,4% промышленного производства страны.

Преодолели спад все  промышленно развитые полифункциональные регионы. Результатом кризиса стало  формирование или воссоздание зон  депрессивности в центре страны, на Урале и в Поволжье. Отличие  от кризисных 1990-х годов в том, что к депрессивным машиностроительным регионам добавились ранее относительно благополучные Ярославская, Самарская, Нижегородская и Орловская области. Только треть машиностроительных регионов смогли преодолеть сильный промышленный спад благодаря привлечению инвестиций или госзаказам. Медленно выходят из кризиса 2008-2009 годов и регионы металлургической специализации (Липецкая, Челябинская, Кемеровская области), а также Волгоградская область, имеющая более диверсифицированную экономику.

В крупнейших агломерациях страны только их периферийная зона (Московская и Ленинградская области) превысили докризисные объемы производства. Федеральные центры демонстрируют разные тренды: Петербург почти восстановил докризисные объемы производства благодаря приходу иностранных инвесторов в автопром, в Москве объем производства почти не растет – она завершает переход к постиндустриальной экономике.

Кризис усилил пространственную концентрацию промышленности, хотя основная часть индустрии, как и ранее, сосредоточена в Центральном (25%), Приволжском (21%) и Уральском (19%) федеральных округах. По итогам 2011 года самую высокую долю в объеме промышленного производства страны имели Москва (9,6%), Ханты-Мансийский АО (7,6%) и Петербург (5,8%). Территориальную концентрацию промышленности нельзя списать только на кризис, она более длительна и устойчива: за 1997-2011 годы доля десяти регионов-лидеров выросла с 45 до 56% (15 регионов – с 57 до 69%). Помимо объективных факторов более высокой конкурентоспособности и динамики цен, вклад регионов менялся под воздействием институциональных и статистических факторов. Так, в федеральных городах были прописаны не только штаб-квартиры крупнейших нефтегазовых компаний, но и их добывающие подразделения. По этой причине на Москву с середины 2000-х годов приходится 8-10% добывающей промышленности страны (99% – добыча топлива).

Поскольку спад в обрабатывающих отраслях был глубже, кризис усилил сырьевой крен отраслевой структуры  промышленности. Как следствие, должна была вырасти географическая концентрация производства в северных и восточных регионах. Однако суммарная доля Сибири (с Тюменской областью) и Дальнего Востока в объеме промпроизводства за 2007-2011 годы увеличилась несущественно – с 27 до 28%, и во многом это следствие статистического перераспределения нефтегазодобычи в столицу. В кризисные 1990-е годы сдвиг промышленности на восток был более сильным и сменился небольшим и неустойчивым возвратным перемещением в европейскую часть страны только в начале 2000-х, когда обрабатывающая промышленность частично восстановилась после кризиса 1990-х. Повторить этот цикл в 2010-х годах будет сложно: для нового географического сдвига промышленности на запад РФ потребуются реальная модернизация институтов и снижение барьеров развития для не сырьевых отраслей.

1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса

Инвестиционный спад оказался еще сильнее, чем промышленный, – на 16% в целом по России в 2009 году. Восстановление идет медленно, объем  инвестиций в 2011 году на 4% отставал от 2008-го: кризис усугубил плохой инвестиционный климат. Региональная проекция это подтверждает: только 39 регионов (47%) превысили докризисные показатели 2008 года. Попытка объяснить динамику с помощью типологического разделения регионов оказалась безуспешной: вследствие разнонаправленного воздействия множества факторов связь отсутствует.

Зона инвестиционного  спада охватывает большинство регионов Приволжского, Северо-Западного и  Южного федеральных округов, половину регионов Урала и Центра с самыми разными специализацией и уровнем  развития. Наибольшее снижение – в Ненецком АО (69% за 2008-2011 годы), но это следствие завершения освоения новых нефтяных месторождений. Кризисный спад сохраняется в наиболее привлекательных для бизнеса крупнейших агломерациях: в Москве инвестиции сократились на 31% по сравнению с 2008 годом, в Санкт-Петербурге и Московской области – на 40-41%, причем в Северной столице в 2011-м этот процесс усилился (минус 29% к 2010 году). Просели и регионы «новой индустриализации», которые до кризиса были в числе лидеров роста: в Калининградской области инвестиции за три года уменьшились на треть, в Калужской – более чем на четверть, а в 2011-м снижение ускорилось (14% к 2010 году).

С позитивными факторами  все гораздо проще. Лидеры роста  инвестиций – Дальний Восток и  некоторые регионы Сибири. Приток инвестиций в Ленинградскую область обусловлен строительством Балтийской трубопроводной системы и экспортных портов. Погодовая динамика постепенно улучшается: в 2011 году рост инвестиций составил 8% к 2010-му, положительную динамику имели 64 региона из 83. Если не считать регионы с небольшим объемом инвестиций на душу населения, где на динамику влияет эффект низкой базы, то быстрее всего росли инвестиции в нефтедобывающих регионах (Коми, Сахалинская и Томская области, Якутия), угольно-металлургических (Кемеровская, Вологодская, Свердловская и Белгородская области), а также в Приморском крае. Сырьевой экспорт и политические мероприятия остаются важнейшими инвестиционными приоритетами.

Кризисная динамика повлияла на географию инвестиций. Центральный  федеральный округ остался лидером, но его доля снизилась с 26 до 22% за 2008-2011 годы, в основном за счет столичной агломерации, на которую приходится более половины всех инвестиций (Москва – 8%, Московская область – 4%). Сильный спад в столице обусловлен в первую очередь уменьшением поступлений из бюджета города: в 2008 году их доля составляла 43% всех инвестиций, в 2011-м – только 26%. Второй по масштабам инвестиций – Уральский федеральный округ (17%), в основном за счет Тюменской области (12%). В ее нефтегазодобывающих автономных округах инвестиционный спад преодолен, при этом инвестиции в нефтедобывающий Ханты-Мансийский АО росли быстрее. На Приволжский федеральный округ приходится почти 16% инвестиций, они распределены по регионам более равномерно.

Объемы инвестиций в Северо-Западном, Южном и Сибирском федеральных округах сопоставимы (по 10-12%), к ним приблизился Дальний Восток, за три года увеличив свою долю почти на треть за счет поступления инвестиций в Приморский край и регионы строительства восточного нефтепровода. В Южном округе инвестиционную погоду делает Краснодарский край: его доля – две трети всех инвестиций. На Северо-Западе потери Санкт-Петербурга и Ненецкого АО частично компенсировал рост инвестиций в Ленинградскую область и Республику Коми. Таким образом, в Центре и на Северо-Западе экономический кризис способствовал территориальной деконцентрации инвестиций, а на Юге и Дальнем Востоке идет концентрация, обусловленная политическими приоритетами.

Действия государства  в период кризиса не компенсировали падающую инвестиционную активность бизнеса. Доля бюджетов всех уровней в инвестициях за 2008-2011 годы даже сократилась, хотя и несущественно – с 21 до 19%. До кризиса бюджеты регионов инвестировали больше, чем федеральный, теперь же его доля выше (10%). Более заметное сокращение доли региональных бюджетов (с 12 до 8% общего объема инвестиций за 2008-2011 годы) – в основном результат сильнейшего спада инвестиционной активности бюджета Москвы: если в 2008 году на столицу приходилось 42% всех инвестиций из бюджетов субъектов РФ, то в 2011-м – 25%.

Основные факторы размещения зарубежных инвестиций – агломерационный  и сырьевой. В период кризиса Москва стала менее привлекательной  для иностранных инвесторов –  ее доля сократилась с трети до 22% общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Однако география ПИИ в 2011 году определялась теми же факторами: две агломерации федеральных городов получили 45%, регионы добычи нефти и газа – почти 20%.

В 2011 году в группу лидеров  впервые вошла вотчина «Газпрома» – Ямало-Ненецкий АО: ранее иностранный бизнес почти не допускался в регион, а теперь это происходит в формате совместных предприятий. Благодаря запущенным до кризиса проектам до 10% выросла доля регионов обрабатывающей промышленности (с добавлением Калининградской и Воронежской областей), но основной интерес для инвесторов представляют Калужская и Нижегородская области, близко расположенные к огромному столичному рынку. Для ПИИ в обрабатывающую промышленность значимость агломерационного эффекта и географического положения не изменилась. Остальные ПИИ, как и раньше, тончайшим слоем «размазаны» по стране, а в слаборазвитых республиках их нет совсем. Динамика и география инвестиций вновь подтверждают банальную истину: для выхода из кризиса и устойчивого развития необходимо улучшение инвестиционного климата в стране.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)