Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.
Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:
рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ
изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Оглавление

Введение 2
1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ. 3
1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ 3
1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса 6
1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса 9
2. Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса на примере Костромской области 11
2.1 Характеристика экономического состояния Костромской области 11
2.2 Инвестиционная политика Костромской области 18
2.3 Анализ инвестиционного потенциала Костромской области 27
3. Перспективная стратегия региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области) 30
3.1. Проблемы развития отдельных видов экономической 30
деятельности 30
3.2. Задачи развития инвестиционной деятельности области 30
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_АУ.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса

В развитых экономиках кризисы  модернизируют рынки труда, сокращая неэффективную занятость. Процесс  болезненный, требующий масштабной господдержки высвобождаемых людей, их переподготовки, но без такой санации модернизация невозможна. В России ситуация иная. Исследования Независимого института социальной политики показали, что в период кризиса 1990-х годов при спаде экономики в два раза сокращение занятости было небольшим (на 15%), но резко снизилась заработная плата (в два с половиной раза). Страна продемонстрировала особый путь адаптации не через стандартное для других государств высвобождение работников, а через распределение кризисных издержек на всех занятых в виде снижения заработков.

В 2009 году рост безработицы  также оказался относительно небольшим  – до 10% на пике кризиса, что даже меньше показателей 1998-го. Уже осенью 2011 года российский рынок труда вернулся к докризисным показателям: по методологии Международной организации труда (МОТ), безработица уменьшилась до 6,3%. Региональная картина более дифференцированна: в октябре-декабре 2011 года уровень безработицы в 30 регионах был на 1-8 процентных пунктов ниже докризисного 2008-го, а в 18 регионах – на 1-3 процентных пункта выше. Точность этих данных относительна из-за недостаточного объема региональной выборки обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ), проводимых Росстатом.

Но в целом очевидно, что в регионах ситуация с занятостью близка к докризисной. Как и до кризиса, повышенный уровень безработицы отмечается в ряде депрессивных регионов (Курганская область, Забайкальский край, Республика Марий Эл), на севере страны (Мурманская область) и в зонах значительного миграционного притока (Калининградская область). Низкий уровень безработицы восстановился в центральных регионах, чему способствовала доступность маятниковой трудовой миграции в столичную агломерацию.

Однако ОНПЗ не вполне отражают состояние региональных рынков труда. В России существуют разные механизмы оптимизации и поддержки занятости, широко используемые в неблагоприятных экономических условиях. Бизнес, в частности, практикует неполную занятость (неполная рабочая неделя, административные отпуска без сохранения или с частичным сохранением зарплаты). Ее масштабы были максимальными в январе-марте кризисного 2009-го – 2,9 млн человек, в декабре сократились до 1,9 млн, а годом позже – до 1,1 млн человек. В 2011 году процесс затормозился и к концу года этот показатель составил 1 млн человек. Неполная занятость имеет сезонный характер: в зимний период она растет на фоне снижения общей занятости в экономике. На устойчивые географические различия сезонные колебания не влияют.

 

2. Региональная инвестиционная  политика в условиях кризиса на примере Костромской области

2.1 Характеристика  экономического состояния Костромской области

Костромская область – один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный  округ (ЦФО). На территории области образовано 186 муниципальных образований, из них 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений, 144 сельских поселения. Областной центр находится в г. Костроме, который входит в состав «Золотого кольца России».

Костромская область  имеет выгодное транспортно-географическое положение. Расположение Костромской области в центре европейской части Российской Федерации является предпосылкой для превращения области в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и другим. Через ее территорию проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации.

Территория области  составляет 60,2 тыс. кв. километров, на 74 % которых размещаются лесные угодья. Область также располагает богатыми запасами нерудных строительных материалов (глина, суглинки, керамзитовое сырье, строительный песок, песчано-гравийные смеси, известь) и прочих возобновляемых полезных ископаемых (торф, сапропель, карбонатные породы, фосфориты, минеральные воды). Смежные территориальные границы область имеет с 5 регионами Российской Федерации: Ярославской, Вологодской, Кировской, Нижегородской и Ивановской областями.

Территория области  покрыта густой сетью рек, болот, озер и водохранилищ. По ней протекает 3610 малых и больших рек. Главной  водной артерией является река Волга. Болота занимают около 3,5 % территории области. Благодаря антисептическим свойствам сфагновых мхов и торфа, болота являются резервуарами чистой воды. Наиболее крупные озера – Галичское и Чухломское.

Костромская область является обладателем  богатого культурного наследия: на ее территории расположены около 3 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и искусства, из них свыше 300 имеют федеральное значение, уникальный реликтовый лес, единственная в Европе лосиная ферма, 29 музеев (государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково», музей ювелирного искусства и другие). В дополнение к этому наличие благодатной окружающей среды и относительная близость к г. Москве во многом предопределило развитие региона как туристско-рекреационной территории.

Одним из важнейших показателей социально-экономического развития любого региона является демографическая ситуация, уровень и качество жизни населения. В этом аспекте в Костромской области, так же как и в большинстве территорий Российской Федерации, имеются значительные проблемы.

Развитие экономики региона  во многом сдерживается неблагоприятной  демографической ситуацией.

Численность населения  Костромской области по состоянию  на 1 января 2012 года (с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2011 года) составила 666,3 тыс. человек (из них 69,9 % – городское население), или 1,7 % численности населения ЦФО. При этом 60,7 % от общей численности населения области и 86,9 % от численности городского населения сконцентрировано в городах Кострома, Буй, Волгореченск, Галич, Мантурово, Нерехта, Шарья.

С точки зрения естественного движения населения ситуация в регионе  выглядит несколько хуже, чем в  среднем по стране, но вполне соответствует  общей динамике по ЦФО. Так, по уровню рождаемости Костромская область  удерживает лидирующее положение среди регионов ЦФО – 12,1 родившихся на 1000 человек жителей. Наименьший коэффициент рождаемости в Тамбовской и Тульской областях – 9,5 родившихся на 1000 человек жителей. 

По коэффициенту смертности Костромская область занимает 11 место (17,7 промилле). Самый высокий коэффициент смертности в Тверской области – 20,1, а самый низкий в г. Москве – 10,9. Коэффициент естественной убыли населения в регионе составил – 5,6 (в Российской Федерации– 1,7, в ЦФО– 4,5), за 5 лет его значение сократилось на 3,3 промилле.

Невысокая продолжительность жизни  – 67,2 года в целом для населения  Костромской области и 60,8 лет  для мужчин и 73,8 года для женщин при  средних показателях по России соответственно 68,7 года, 62,8 года и 74,7 года является одним  из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории области.

Крайне сложной  остается и ситуация с миграцией  населения. Если по Российской Федерации  коэффициент миграционного прироста (на 10000 населения) составил в 2011 году 11,1, то по  области данный показатель был отрицателен (–18,5). В 2011 году миграционная убыль населения области составила 1 236 человек (в 2010 году миграционная убыль – 239 человек), что обусловлено сокращением числа прибывших в область из государств-участников СНГ и стран Балтии – на 597 человек, увеличением числа выбывших в другие регионы – на 600 человек. На фоне отрицательного естественного прироста продолжающийся миграционный отток за пределы области является существенным фактором снижения численности населения.

Во многом сложная демографическая ситуация объясняется относительно низким уровнем жизни населения. Если по стране в целом соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума составило в 2011 году 3,3 раза, то по Костромской области 2,3 раза.

Невысокие, но в тоже время устойчивые темпы экономического развития области  обеспечивают рост заработной платы. В  целом номинальная начисленная  заработная плата одного работающего  в 2011 году выросла по сравнению с  предыдущим годом на 8,7 % и ставила 13 525,8 рублей. В реальном исчислении заработная плата выросла на 0,9 %.

Однако в области сохраняется  значительная дифференциация заработной платы между отраслями. Так, по итогам 2011 года наиболее высокий уровень  заработной платы отмечается в организациях финансовой деятельности – 32 752 рубля, что в 2,4 раза выше, чем в среднем по области.

Еще одной проблемой является высокий  уровень бедности в области. Несмотря на позитивную динамику сокращения доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 38,3 % к общей численности населения в 1999 году до 17,2% по итогам 2011 года, это существенно выше среднего уровня по ЦФО, что создает стимулы для миграционного оттока населения и угрозу для социальной стабильности в области.

Численность экономически активного населения в 2011 году составила 368,2 тыс. человек (или 55,1 % от общей численности  населения области), в их числе 345,5 тыс. человек (93,8 % экономически активного  населения) заняты в экономике и 22,7 тыс. человек (6,2 %) в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицированы как безработные. Ситуация на рынке труда Костромской области после кризисного периода постепенно стабилизируется. За 2011 год численность зарегистрированных безработных граждан сократилась на 2 271 человек и на 1 января 2012 года составила 4 790 человек. Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 1,89 % на начало 2011 года до 1,29 % – на начало 2012 года. Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, увеличилась с минимального количества 2 382 вакансии в январе 2010 года до 4 606 вакансий в декабре 2011 года. Однако дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохраняется. Коэффициент напряженности на рынке труда, а именно численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию на конец декабря 2011 года составил 1,3 человека. В 2011 году было трудоустроено 26,4 тыс. человек, обратившихся в службу занятости.

Текущая демографическая ситуация, сложившийся уровень и качество жизни населения во многом определяются развитием экономики региона. За период 2006-2010 гг. объем валового регионального продукта (ВРП) вырос в сопоставимых ценах на 13,1 % и составил в 2011 году, по предварительной оценке, 89,4 млрд. рублей (или 106,5 % в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года).

По объему ВРП область  занимала в 2010 году 69 место в целом  по Российской Федерации (в 2006 году – 68 место) и последнее место среди  регионов ЦФО.

Определяющим фактором роста ВРП  в Костромской области является увеличение добавленной стоимости  в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, торговле.

Основной отраслью экономики Костромской  области является промышленность, которая  в 2010 году формировала 30,8 % ВРП. На втором месте по удельному весу – торговля и общественное питание (13,3 %), затем сельское хозяйство (11,8 %), транспорт и связь (10,4 %), строительство (4,6 %).

Несмотря на то, что трансформационные  сдвиги экономики Костромской области протекали на фоне устойчивого повышения доли производств, предоставляющих услуги, и поддерживались повышением занятости в этих видах деятельности и инвестиционными средствами, доля этого сектора в ВРП в 2010 году оставалась на уровне ниже среднего значения по ЦФО на 22,4 п.п. (в 2006 году – 29,9 п.п.) и Российской Федерации – 8,9 п.п. (в 2006 году – 13,8 %) и составляет 42,1 %. Для развития сектора услуг Костромской области характерной является низкая доля рыночных и нерыночных услуг социального характера. По объему платных услуг на душу населения Костромская область в 2011 году занимала 74 место в целом по Российской Федерации и последнее 18 место в ЦФО, а по обороту розничной торговли соответственно 71 место и 16 место, превышая только показатели Владимирской и Ивановской области.

Другой отличительной чертой структуры  ВРП Костромской области является высокий удельный вес сельского  и лесного хозяйства – 11,8 % ВРП (5 место в ЦФО и 21 место в  Российской Федерации), низкая доля  обрабатывающих производств – 20,6 % ВРП и высокий удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды 10,1 % (2 место в ЦФО).

В структуре ВРП Костромской  области в 2010 году промышленность составляла чуть более 30 %, что примерно соответствовало  аналогичным показателям Тверской, Смоленской и Ивановской областей.

Сопоставление индексов промышленного производства показывает, что в 2011 году Костромская область  входила в группу регионов лидеров  промышленного роста, превышающих  среднероссийский уровень (Российская Федерация – 108,2 %, ЦФО – 108,5 %, Костромская область – 115,8 %). По индексу промышленного производства область в 2011 году занимала 5 место в ЦФО (2006 год – 8 место) и 20 место в Российской Федерации (2006 год – 22 место).

В целом за период 2006-2011 гг. объем промышленного производства вырос на 14,2 %, что выше аналогичного показателя по ЦФО (111,2 %, 12 место) и в целом по Российской Федерации (112,1 %, 44 место).

На общий показатель работы промышленного комплекса  наибольшее влияние оказали обрабатывающие производства, удельный вес которых составляет 72,8 % в структуре отгрузки товаров и услуг (по чистым видам экономической деятельности).

Информация о работе Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)